Сюжет разворачивается в конце 80-х в Калининграде. Четверо друзей — Сергей Звягинцев (Павел Прилучный), Константин Левшин (Иван Ивашкин), Михаил Бойко (Роман Курцын) и Григорий Васильев (Максим Костромыкин) — мечтают связать свои жизни с янтарем, ведь на этом минерале можно заработать немалые деньги. Однако охота за камнем превращает ребят в настоящих дельцов, готовых пойти на все ради обогащения.
– История основана на реальных событиях, — рассказывает режиссер Марк Горобец. — На самом деле был такой крупный янтарный король по кличке Балет, который и по сей день живет в Польше. Он и стал прообразом Куплета (такое прозвище получает персонаж Курцына). Прототипом Маши Королевой (Карина Андоленко) была барышня, много лет возглавлявшая добычу заветного минерала. Но при этом наши герои — все равно собирательные образы, которые из обычных черных копателей поднялись до огромных промышленных вершин.
Для меня самым главным было передать дух времени. Поэтому подобрали героям запоминающуюся одежду. Придумали для сестер Королевых яркие кофты и по одной сережке в ухе. Хотелось, чтобы бандиты Конь (Виталий Кищенко) и Ханыга (Евгений Мундум) в своих разборках выглядели страшными и даже немного смешными. Мне кажется, что парики придали им фактурности.
Перед съемками ездили с актерами на янтарный комбинат, чтобы увидеть, как происходит процесс обработки камня. Во многих сценах, где персонажи ищут минерал, крупным планом сняты настоящие образцы. Нам их, скажем так, давали в аренду местные помощники. В Калининграде добывается более 90% запасов мирового янтаря.
– На поиск и создание объектов ушло около полугода, — делится художник-постановщик Кристина Козловская. — Пришлось самим возводить по снимкам и рассказам людей немецкие штольни (подземное пространство для добычи ископаемых. — Прим. «Антенны») в Калининграде, которые были затоплены. Весь реквизит собирали по крупинкам и привезли его из Москвы. Фальшивый минерал создавали из эпоксидной смолы. Долго подбирали образцы. Был курьезный момент, когда выезжали с территории калининградского комбината с ящиками киношного янтаря. Нас не хотели выпускать. Сказали, что нужно было подписать, что минерал бутафорский. К счастью, местные мастера помогли отличить реальный камень от нашего. Также черные копатели согласились рассказать о тонкостях своей работы. Отвезли меня в поля, где грязи было по колено. Показали фантастические ямы глубиной около десяти метров, похожие на Колизей. Три месяца мы потратили на изготовление ожерелья Михаила Бойко, которое и называлось «Желтый глаз тигра». Придумывали, как вживлять скорпионов в смолу. Как выяснилось, их можно использовать только живыми. А если брать сухими, то они крошатся при заливке.
— Было непросто разработать образы героев, — признается художник-гример Екатерина Шахворостова. — За полтора месяца подготовки актеры перемеряли множество париков и костюмов. Также у нас были консультанты по татуировкам (например, герой по кличке Конь носил татуировку на плече). Ведь нельзя просто взять и срисовать их, найдя изображения в Интернете. Для правдивости необходимо соблюсти все тонкости! Пришлось поработать и над оформлением шрамов у героев Виталия Кищенко и Романа Курцына. Они делались из специального материала, который приклеивали на лицо. Затем расписывали гримом. На одного персонажа уходило около 40 минут.