Каждому из существующих принтов можно посвятить отдельный масштабный обзор, ведь за каждым тянется целый пласт истории, включающий не только модные, но и культурологические аспекты. Однако объять необъятное тоже можно: для этого нужно определить главные моменты и подать их максимально сжато. Этим и займемся. Для начала определим то, на какие группы принты можно условно разделить, а потом выделим самое интересное (и важное) в каждой из них.
Что такое принт?
Начать нужно с главного: стать чуть грамотнее в области истории и теории моды, поняв наконец-то, что же такое принт и почему чаще всего мы применяем это слово не к месту.
По сути, все, что мы называем «принт», — это узор или рисунок. Он может быть нанесен на ткань разными способами. Если используется печать (трафарет, цифровая и др.), это как раз и есть принт. Но иногда узор получается иными способами (переплетение нитей и т. п.), тогда уже слово «принт» применять некорректно. Такой узор, если он повторяющийся, будет носить название «паттерн». Но и тут есть нюанс: паттерн (например, клетка) может быть нанесен методом печати, тогда это будет еще и принт. Чтобы понять, какой метод нанесения узора был выбран производителем для создания ткани, нужно посмотреть ее изнанку. Если это принт, то его наличие не будет отчетливо просматриваться.
Маленький экскурс в историю моды закончен. Теперь вы знаете, что сегодня словом «принт» для упрощения модной терминологии принято называть все виды узоров на ткани. Это неправильно, но привычно. В заголовке мы тоже оставили слово «принт». Но далее будем использовать термин «узор».
Какие узоры на ткани существуют
Условно все виды узоров на ткани можно разделить на четыре большие категории:
Геометрические.
Растительные.
Анималистические.
Абстрактные (часто это не принты, а особая техника окрашивания ткани).
Разумеется, есть варианты, которые будут сочетать разные элементы и находиться на стыке категорий. Охватить все дизайнерские фантазии невозможно. Мы поговорим лишь о типичных случаях. Внутри каждой из категорий будут работать дополнительные признаки, по которым узор можно отнести к более узкой группе. Например, масштабность и уровень регулярности. Почти в каждой из категорий будет представители двух этих мелких подгрупп. Например, модный сегодня горох — это геометрический узор, который чаще всего является регулярным (здесь можно применить вышеописанный термин «паттерн»), но можно добавить нотку абстракции (пункт 4), и тогда он уже попадет на стык категорий.
Важно! Мелкие нюансы, которые получаются на стыке взаимодействия групп, позволяют нам подобрать «свой» узор с большей долей вероятности. Например, если вам не идет контрастный регулярный горох, то, возможно, стоит сделать ставку на его абстрактное воплощение.
Идет ли вам узор
Теперь самое главное: схема подбора «своего» узора. Важно понимать, что делать ставку на принт, исходя из его актуальности, — это акт неуважения к себе. В первую очередь вещь должна вас украшать, а уже потом — радовать глаз тех, кто стоит на страже неукоснительного соблюдения трендов. Но, конечно, есть куча модных способов все совместить. Важно просто уяснить главные принципы взаимодействия линий узора (принта) с линиями вашей внешности. Сейчас мы выделим три пункта, которые все четко разложат по полочкам.
Узор, который напрямую взаимодействует с лицом (находится в портретной зоне), должен поддерживать черты по принципу подобия. Таким образом создается гармония. Понять, каков характер ваших черт и как его подобие проявляется в узорах, можно, определив свой стилевой типаж. Если для вас это сложно, то попробуйте хотя бы определить уровень остроты/плавности черты и их масштаб. В качестве теста поднесите ткань с принтом к лицу: рядом со «своими» линиями черты «соберутся», акценты встанут на свои места. Чужеродные линии сделают лицо отечным, овал может поплыть, искривятся линии и т. п.
Если узор имеет минимальную «сцепку» с чертами, его нужно убрать из портретной зоны. Например, строгие маскулинные лица будут вдвойне грубее смотреться рядом с милым округлым горошком. Девушкам, обладающим таким типом красоты, можно приобрести юбку polka dot, но не блузку.
Нужно помнить о том, что масштабность — это очень важный параметр. В системе стилевых типажей он заложен автоматически, но, если вы пока в этом не разбираетесь, то просто помните: миниатюрным барышням — мелкий узор; дамам крупным — крупный. Этот одна из техник визуальной коррекции фигуры.
Далее рассмотрим основные категории узоров, выделим самые известные варианты внутри каждой и дадим инструкции, которые помогут сделать ставку на «свой» вариант.
Геометричные узоры
В эту категорию входят полоска, клетка, ромбы, горох. Также сюда будут относиться разные варианты, находящиеся на стыке, но содержащие отчетливую геометрию. Все они могут отличаться масштабностью, цветовыми решениями и контрастностью. Данная группа самая большая, и именно здесь сконцентрированы узоры, имеющие самую внушительную модную историю. О причинах вы, наверное, уже догадались. Геометрия — это самый простой тип «украшательства» ткани, неудивительно, что именно с нее все начиналось. Например, полоска была известна еще в Древнем Египте. С нее и начнем, а потом будем двигаться к более сложным формам.
Полоска
Что мы знаем о полоске? Скорее всего, вы вспомните лишь то, что она может быть вертикальной и горизонтальной. И эти познания действительно будут базовыми, однако не исключат наличия нюансировки, о которой вы, возможно, и не догадываетесь. Самой древний вид узора — крупная вертикальная полоса. Как мы уже говорили, она известна еще со времен Древнего Египта. Головной убор в полоску был у египтян показателем статуса и достатка. Однако в процессе восхождения на модный олимп (сегодня широкая вертикальная полоса — мегатренд) не все так гладко складывалось.
В Средние века контрастное чередование цветов стало восприниматься как проявление дьявола. Полосатые вещи пополнили гардеробы шутов и представительниц древнейшей профессии. Полностью восстановить репутацию этому узору удалось лишь в XIX веке, а уже в начале следующего столетия его потеснила более эмансипированная вариация — горизонтальная полоса. После Первой мировой войны стало модно носить тельняшку. Позже появились самые разные варианты полосы, наиболее популярными из которых стали два.
Райе — сочетание крупных и мелких горизонтальных полос в контрастных цветовых решениях.
Оксфордская полоса — приглушенные бело-голубые полосы на хлопчатобумажной ткани (изначально — мужских сорочках).
Кому пойдет, а кому не очень. Полоска показана обладательницам строгих, скульптурных черт и динамики в лице. Уровень контраста определяет личный колорит. Крупная масштабность — для роскошных женщин, а небольшая — для миниатюрных. Вертикальная полоса хороша для коррекции фигуры, но вещь должна быть соразмерна фигуре.
Клетка
Клетка — один из самых долгоиграющих трендов последних сезонов, и сейчас вы поймете почему. Чтобы задержаться в топе актуальных, тенденциям нужно быть максимально пластичными — иметь вариации, разные воплощения и «разбег» для развития. У клетки он огромен!
Когда мы говорим «клетка», то чаще всего подразумеваем тартан — классическую шотландскую ткань. И эти ассоциации более чем оправданы, ведь большинство известных нам видов клеток являются потомками тех самых «шотландок». Убедимся в этом при помощи составления списка.
Клановый тартан. Самый известный — «роял стюарт» — тартан английской королевской семьи (красный фон и цветные квадраты). Цвета стратегически важны для тартанов, ведь именно они определяют принадлежность к клану. Существует масса вариантов, и у каждого свое название.
Гусиная лапка — чередующаяся деформированная клетка с вытянутым углом. Ее предком является узор, который украшал неклановые килты, Border tartan. Их могли носить, например, пастухи.
Гленчек / «принц уэльский» — узор из маленьких «гусиных лапок», которые складываются в крупные квадратные и прямоугольные клетки. Обычно используются нити трех цветов — черный, белый, серый. Если поверх появляется тонкая полоска яркого цвета (обычно — голубая), то мы имеем дело с клеткой «принц уэльский». Именно этот вариант не покидает топа трендов уже несколько лет.
Есть и виды клеток, которые не имеют к шотландским тартанам никакого отношения. Самый известный из них — «виши». Назван узор в честь городка Виши, в англоязычных странах такую простую двухцветную клетку называют гингем. Традиционно она выполнялась только в розовом и голубом цветах на хлопчатобумажных тканях и использовалась для постельного белья. После 1950-х годов из этой ткани начали шить и одежду.
В этом списке далеко не все виды клеток. Чтобы оценить уровень пластичности данного тренда в полном объеме, читайте обзор ЗДЕСЬ.
Кому пойдет, а кому не очень. Сначала нужно уяснить, что в большинстве своих воплощений клетка полнит. Этот узор «растаскивает» фигуру по горизонтали. Особенно опасны для тех, у кого есть что скрывать, клетчатые брюки. Что касается портретной зоны, то здесь клетка подойдет обладательницам строгой геометрии в лице. Так как принт регулярный (во всех своих воплощениях), его лучше не располагать у лица, если черты далеки от сбалансированности. Уровень контраста стоит выбирать, исходя из колорита. Черно-белая клетка — для знойной красотки. Нежная розово-голубая — для обладательницы светлого и мягкого колорита.
Горох
Горох — это тоже геометрия, и история этого узора тоже уходит корнями в далекое прошлое. Свое триумфальное модное шествие горох начал в начале XIX века, когда возник стиль романтизм. Именно тогда горошек стал символом нежности и невинности. В 1950-е этот узор начал ассоциироваться с фривольным стилем пин-ап, а потом прочно обосновался в гардеробах добропорядочных домохозяек, в результате чего получил статус скучного и предсказуемого решения. Весь этот шлейф модных ассоциаций усложнил жизнь данного принта, но не помешал взобраться на модный олимп вновь. Вариантов у горошка не так много, как у полоски или клетки, но кое-что о его возможных воплощениях знать все-таки нужно. Например, горох может отличаться по масштабу, степени регулярности и контрастности.
Важно! В английском языке горошек именуют polka dot. Название происходит от ассоциаций с схемой танца «Полька». Имеются в виду горошины, которые расставлены в строго определенном порядке, то есть имеют подчеркнуто регулярный характер. Если они хаотичны и имеют разный размер, узор уже нельзя назвать polka dot.
Кому пойдет, а кому не очень. Горох отлично поддержит плавные и мягкие линии в лице. По контрасту также нужно ориентироваться на личный колорит. Масштаб тоже важен. Крупные горошины — только для роскошных дам. Больше о том, какие принты хороши при размере XXL, читайте ЗДЕСЬ.
Встречаются и другие геометричные формы: елочка, зигзаги, спирали и т. п. Большинство из них тоже пришли к нам из первобытного общества. Такие узоры встречаются в наскальной живописи и очень часто в орнаментах.
Орнамент — трафаретный узор, обычно украшающий кромку изделия. Это может быть и посуда, и полы одежды. В Древней Греции орнаменты пользовались большой популярностью. Самый известный из дошедших до нас — меандр.
Меандр
Сегодня его активно использует подиум. Например, модный дом Versace сделал меандр своим фирменным орнаментом. На фото узор можно увидеть в черно-белой отделке платья.
Меандр — это бордюр, созданный двумя линиями, между которыми вписаны повторяющиеся прямые углы.
Он может быть простым или сложным. Например, двойным — когда узор повторяется. В росписи греческих ваз часто встречаются и варианты невероятной сложности: сочетания множества рядов бордюров, вписанные в них геометрические фигуры и т. п.
Кстати, традицию «усложнения» геометрии марка Versace тоже переняла у греков вполне успешно.
Растительные узоры
С растительными узорами все чуть проще, чем с геометрией. Здесь не будет такого количества подкатегорий, но кое-какие нюансы все всплывут. Например, именно в этой группе наиболее правомерно будет употреблять слово «принт», так как флоральные рисунки, которые сейчас дико популярны, часто наносится именно в печатной технике. Очень крупные цветы на трикотаже — это всегда принты.
Тем не менее растительные паттерны тоже существуют, и у многих внушительная история. Например, Fleur-de-lis («королевская лилия») плавно перекочевала в моду из французской средневековой геральдики. Сейчас она встречается и как самостоятельный регулярный узор, и как составной элемента сложного рисунка на ткани.
Часто изображения цветов на ткани объединяют под одним общим названием Liberty — по имени фабрики, которая производила аналогичные узоры на текстиле в середине XIX века.
Мильфлер
Самая актуальная цветочная тенденция сезона — мелкий или средний по калибру цветок, расположенный на однородном фоне. Это описание в полной мере соответствует одному из самых древних флоральных узоров. Millefleurs с французского переводится как «тысяча цветов». Начало его развитию положили гобелены, в которых все сюжеты разворачивались на фонах, усыпанных цветами. Позже традициях перешла на китайские обои и фарфор. Так как все это были дико популярно во Франции XVIII века, мильфлер стал настоящим трендом эпохи рококо. Кстати, сейчас этот стиль также в моде, поэтому и множественные цветы на тканях встречаются все чаще.
Кому пойдет, а кому не очень. Когда речь идет о мелком масштабе, то мы сразу же вспоминаем о принципе соразмерности. Этот узор рассчитан на девушек миниатюрных. Также нужно принимать во внимание эффект мельтешения, который, особенно в контрасте к фону, создает у лица повышенную динамику. Черты должны ее выдерживать. Также нужно понимать, что сами цветы могут иметь и плавную, и угольную форму. Важно выбирать ту, которая гармонирует с вашими линиями.
Тропический
Тропический узор — это не только цветы, но еще и прочая растительность, причем крайне буйная. Имеются в виду листья пальм, лианы и т. п. Современные варианты могут включать даже экзотические фрукты, насекомых и птиц. Этот принт вошел в моду в 1960-е годы, когда многие колонии обрели независимость. Все приметы тропиков стали дико популярны. Кстати, здесь мы можем чаще упоминать слово принт, так как все эти крупные листья и цветы наносятся на ткань преимущественно именно печатным способом.
Кому пойдет, а кому не очень. Если мильфлер — это выбор малышек, то тропики с их масштабностью отлично подойдут как раз дамам роскошным. Располагать такой принт у лица безопасно для тех, в чьих чертах есть масштабная плавность (доминанта «Натурал+» по Двин Ларсон). Но не забывайте и о контрастах. Выдержать такой накал страстей может только по-настоящему яркая женщина.
Пейсли
Пейсли, или восточные огурцы, — условно растительный принт, так как он изображает не совсем реальные растения. На самом деле элемент, который мы именуем огурцом, называется «бут», что в переводе с персидского означает ворох листьев. Есть много версий того, как данное «растение» интерпретировать. В нем видят и семена мангового дерева, и языки пламени (и в каждом случае все очень символично). Европа узнала узор пейсли благодаря импорту шалей, которые в XVIII–XIX веках завозились с Востока. Рисунок казался загадочным тогда и не теряет своего статуса по сей день. Кстати, в текущем весенне-летнем сезоне он очень популярен, равно как и в грядущем осенне-зимнем.
Кому пойдет, а кому не очень. Это один из самых сложных узоров. Чтобы выдержать его, внешность должна сочетать в себе одновременно и плавные, и острые черты. (типаж «Драматик-Романтик» по Двин Ларсон).
Анималистические узоры
Анималистика — это те виды узоров, которые одна половина женского населения планеты обожает, а другая презирает. Возможно, у вторых проблемы с этими принтами именно из-за того, что первые с ними часто перегибают палку… Но сейчас мы будем говорить не о комплектации, а о характере самих узоров. Их можно условно разделить на три категории.
Рептилии — питон, змея.
Хищники — леопард, тигр.
Травоядные — зебра, жираф.
Ни одна из категорий, наверное, не нуждается в масштабном описании, так как отличит их даже ребенок. С историей тоже все понятно: эти узоры стары как мир. Но есть и темы, которые в связи с данным типом принтов, нуждаются в отдельном рассмотрении — работа с линиями лица.
Рептилии
Кому идет, а кому не очень. Змея, питон, крокодил — это мелкоструктурированные узоры, которые обычно не имеют высокого контраста. Однако мелкие детали — чешуйки — складываются при этом в довольно объемные фреймы. Располагая их у лица, нужно следить за тем, что их форма не спорила с чертами. Чаще всего рисунок имеет формат крупной и слегка размытой геометрии (идеально для типажа «Драматик — Натурал» по Двин Ларсон).
Хищники
Кому идет, а кому не очень. Здесь нужно понимать, что хищник хищнику рознь. Линия принта «леопард» плавная и округлая, а «тигр» содержит острую геометрию. Как действовать, вы уже знаете: плавным линиям лица подойдет первый, а более заостренным — второй. Но здесь нужно учитывать еще и уровень детализации. Подобные принты ее гарантируют. Стоит ли давать лицу контрастное мельтешение в области оформления? Только в том случае, если черты динамичны, а внешность контрастна.
Травоядные
Кому идет, а кому не очень. Самое забавное в том, что для мира стилистики между хищниками и травоядными разницы гораздо меньше, чем внутри каждой из групп. Имеются в виду, разумеется, принципы работы линий. Как с хищными принтами, тут есть разбег. Девушка с «острой» внешностью выберет «зебру», а та, чьи черты более плавные, — «жирафа». Правда, обе должны следить за тем, чтобы не потеряться на фоне этих узоров и выбирать нужные — по масштабу и контрастности.
Абстрактные решения
Сейчас будет сеанс модной радости для тех, кто обладает внешностью малого контраста и чьи черты не любит повышенной динамики («Романтик» и «Натурал» по Двин Ларсон»). Есть целое подразделение принтов, которые имеют низкую контрастность и плавные формы. Более того, при желании любой из вышеописанных узоров можно адаптировать под себя, выбрав его воплощение в данном формате. Речь об абстрактных решениях и плавном перетекании цвета. Важно понимать, что часто мы в этом случае имеем дело не столько с принтом или рисунком на ткани, сколько с особой техникой ее окрашивания (1-й и 2-й пункты).
Рассмотрим три основных варианта.
Омбре / градиент — это перетекание цвета из одного в другой без четкой границы разделения.
Тай-дай — принт, получающийся при особой технике окраски ткани. Очень подробно о нем читайте ЗДЕСЬ.
Акварель — любой узор, выполненный с размытием границ цвета и использованием определенной палитры.