Купальник был раздельным: состоял из минималистичного лифа и треугольной нижней части, держащейся на бедрах с помощью тонких лент. Взору окружающих открывалось то, что раньше пряталось буквально за семью слоями тканей. В 19 веке, например, дамы могли принимать водные процедуры в платье с корсетом, чулках, чепчике.
А тут такая откровенность, что пупок видно! И естественно, что даже на этапе модного дефиле (оно проходило в парижском бассейне Молинар) не каждая девушка имела смелость надеть купальник и продемонстрировать его модницам тех лет. Согласилась танцовщица и стриптизерша казино Мишелин Бернардини.
Кстати, название провокационный женский наряд получил неспроста: «Бикини» — это название атолла (архипелага) в Тихом океане, где за несколько дней до модного показа прошли ядерные испытания. Разделенный атом нашел метафорическое отражение в моде: купальник отныне «разделен» на две части. «Подобно атомной бомбе, бикини маленький и опустошающий», — так объяснил автор логику названия.
Реакцию публики можно было бы назвать эффектом после разорвавшейся бомбы: на дизайнера обрушился шквал критики. В Италии, Испании, Португалии, Австралии, некоторых штатах США и даже в стране-законодательнице мод Франции объявили запрет на ношение бикини на пляжах (читайте также: Вы удивитесь: 15 купальников, которые 100 лет назад считались развратными). И пройдет не меньше десятка лет, прежде чем раздельный купальник массово завоюет женское внимание.
Если собираетесь сменить зимний пейзаж на летний:
А что было в Советском Союзе?
В Советском Союзе раздельные купальники начали появляться еще в 30-х годах вместе с активным развитием спорта и курсом государства на здоровый образ жизни ее граждан. Удлиненные платья для купания постепенно укорачивались, становились более открытыми и удобными для плавания. Но они по-прежнему выглядели очень целомудренно, нижняя часть напоминала шорты или юбочку.
Шились купальники из простых тканей — сатина, ситца, хлопка. Женскому белью в те времена вообще не уделялось должного внимания, об изысканности нательной одежды, изготовленной промышленным способом, речи не шло.
После войны, в конце 40-х — начале 50-х годов на пляжах женщины стали чаще надевать раздельные комплекты — сатиновые лифчики на пуговицах и свободные трусы, почти закрывающие талию (читайте также: Какой была мода после войны: 55 фото одежды того времени).
Такие купальники мало чем отличались от нижнего белья, и кто-то, выдавая трусы и бюстгалтер за купальник, таким образом выходил из положения. А еще наряд для пляжа мастерицы шили сами (а спустя годы даже вязали). В те годы в самодельном купальнике не было ничего удивительно, многие женщины умели шить. А вот про бикини еще никто слыхом не слыхивал.
Синтетика нарасхват
В середине 1950-х в продаже появились импортные купальники из жатого хлопка, тончайшего джерси и других эластичных тканей с вставными чашечками в лифе. Они были модные, удобные для водных процедур, но недоступные большинству женщин. Найти такой дефицит в продаже — это не только постараться, но и порядком раскошелиться, импортные вещи стоили недешево.
Начиная с 60-х годов трикотаж уже начали массово производить в Советском Союзе. Развивалась бурными темпами химическая отрасль, синтетические ткани пользовались большим покупательским спросом. Но модели для пляжа, которые производила легкая промышленность, тоже никак не напоминали откровенное бикини. О них советские женщины узнали благодаря кинематографу.
Почти как у Бриджит Бардо
В те годы мода прямиком с экрана кинотеатров шагала в массы. Стоило только выйти фильму с харизматичными героями, как их стиль одежды, прически или манеру поведения тут же перенимали модницы и всячески звездам подражали. На Западе поголовная мода на бикини возникла после того, как его носили в фильмах Бриджит Бардо, Мэрилин Монро, а чуть позже девушка Бонда Урсула Андресс (читайте также: 9 кинокупальников, которые кажутся слишком смелыми даже сегодня).
В советских картинах одной из первых бикини примерила 18-летняя начинающая актриса Наталья Селезнева в ставшей культовой комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Купальник был обязательной частью сюжета и условием съемок. Говорят, что красный купальник, почти как у Бриджит Бардо, в котором героиня Натальи Игоревны спасалась от жары в квартире, режиссер Леонид Гайдай долго и безуспешно самолично искал в магазинах. Нашел подходящую модель только у фарцовщиков.
Кстати, фильм не всем зрителям тогда понравился. Недовольные граждане писали в журнал «Советский экран», что юмор слишком эксцентричен, сюжет оторван от реальной жизни, а студентка ведет себя недостойно, раздеваясь перед юношей. В картине «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай снова попросил Наталью Селезневу примерить бикини: актриса изображена на плакате, который рассматривает киношный царь Иван Грозный.
Потом была культовая сцена в «Бриллиантовой руке», где блондинка-соблазнительница в исполнении Светланы Светличной с неслыханной дерзостью теряла верхнюю часть бикини. После этой эпизодической роли актриса стала секс-символом советского кинематографа, а купальник — заветной мечтой модниц. Всем хотелось выглядеть на отдыхе так же эффектно, как киногероиня.
С середины 1970-х годов бикини уже продавались в магазинах, но немногие решались выходить на пляже в таком виде, в слитном как-то привычнее. Артистки были смелее: в бикини можно увидеть Елену Проклову в комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» (1981 г.), Татьяну Догилеву в фильме Владимира Бортко «Блондинка за углом» (1984 г.) и многих других актрис.
Сейчас открытые раздельные комплекты есть в каждом женском гардеробе. Фасоны и крой купальников меняются, они то становятся слишком откровенными, то нарочито закрытыми, то стилизованными под ретро, но актуальности бикини не теряют. Был только один момент, в 80-х, когда муссировалась информация, что загар провоцирует возникновение рака кожи, поэтому для пляжа нужны максимально закрытые модели. Но веяние было недолгим, слитные купальники так и отобрать позиции у бикини.