Что мы знаем о Клеопатре? Большинство людей на этот вопрос ответят примерно следующее: она была бесконечно прекрасной правительницей Египта и крутила роман с Марком Антонием. Клеопатра действительно правила Египтом до его завоевания Римом и была последней его правительницей. И про Антония правда.
Но что касается ее «прекрасности»… Историки на этот счет не столь оптимистичны. Судя по монетам и сохранившимся бюстам царицы, женщина она была «на любителя». Но благодаря художникам и скульпторам последующих эпох, которые решили, что к славе коварной соблазнительницы непременно должна прилагаться сногсшибательная внешность, в сознании масс укрепился образ высокой статной брюнетки с правильными чертами лица.
Эту же тенденцию подхватили и кинорежиссеры. При этом последние в своем стремлении сделать «продукт» еще более привлекательным продали всю историческую правду с потрохами. Сложно найти фильм, в котором гардероб царицы Египта не заставляет историков тяжело вздыхать.
Линдсей Маршал
Фильм: сериал «Рим», 2005—2007.
Внешность: и лицо, и фигура соответствуют.
Линдсей Маршал божественной красотой не блещет, и это в данном случае прекрасно. По свидетельствам древнегреческого историка Плутарха, Клеопатра «не обладала внешностью, которая пленяет с первого взгляда, а брала обаянием и умом». В лице актрисы есть что-то греческое, скажете вы, а ведь она была египтянкой! Но нужно знать, что Клеопатра являлась потомком македонской династии и ничто греческое, в том числе и профиль, было ей не чуждо. Достаточно взглянуть на монеты с изображением царицы.
Одежда: крой — да, аксессуары — нет.
С костюмами художники постарались. Кажется, будто они даже заглянули в учебник истории и кое-что оттуда перерисовали. На актрисе мы видим платья, по крою очень напоминающие традиционный женский костюм Древнего Египта — калазирис. Он представлял собой что-то вроде передника прямого кроя на лямках. Грудь чаще всего сильно открыта. Но минус к заслуженным пяти баллам все-таки добавить придется. Критики не выдерживают странные украшения царицы. Не оставляет ощущение, что колье для Клеопатры купили в бутике дешевой бижутерии.
Леонор Варела
Фильм: мини-сериал «Клеопатра», 1999 год.
Внешность: черты слишком изящные, зато грим делает их ближе к оригиналу.
Второй по «похожести» на настоящую Клеопатру можно назвать Леонор Варелу. По чертам лица она, как и все остальные актрисы в нашем рейтинге, слишком хороша. Однако к чести режиссера нужно отнести тот факт, что он не побоялся использовать грим. Леонор совершенно не идут густые стрелки, синие тени, да и традиционные головные уборы явно не украшают. Во всем этом боевом раскрасе она даже начинает быть похожей на свою героиню.
Одежда: в гардеробе царицы есть что-то похожее на правду, но встречаются и нереальные наряды.
Традиционный калазирис для Леонор тоже потрудились сшить. В некоторых кадрах она предстает в платье, которое кроем напоминает сарафан. Прозрачность этого наряда полностью укладывается в исторические реалии, ведь в Египте одежду шили из очень легких, вуалевых тканей. Причем никакой эротики в это не вкладывалось, просто в стране фараонов очень жарко. В общем, все бы ничего, если бы не кадр, где Варела обжимается с Марком Антонием, облаченная в халат. Не умели в Египте сшивать одежду, соответственно, и рукавов она иметь не могла.
Анна Валле
Фильм: «Римская империя. Август», 2003 год.
Внешность: прически царицы Египта греческие, а макияж не в меру естественный.
Анна Валле получилась очень уж «греческой» Клеопатрой. Причем вовсе не по чертам лица. Как мы уже говорили, нос с горбинкой был бы вполне уместен, ведь царица имела в предках греков. Актрисе сделали «прогреческий» образ, в частности, ее прически явно напоминают «укладки» античных статуй — волны, кудри, мягкость линий. А между тем в области причесок в Египте царила геометрия. Этот факт знает даже школьник.
Одежда: драпировки тоже больше напоминают Рим, но все же тянутся к Египту.
При взгляде на наряды Клео кажется, что она хочет быть похожей на Цезаря. По крайней мере, по манере драпировать одежду, которая очень напоминает римские тоги. А Клеопатра славилась тем, что хотела сохранить традиционную египетскую самобытность и в одежде тоже. Но все-таки художники попытались нам намекнуть на сохранение историчного кроя. За это им спасибо.
Теда Бара
Фильм: «Клеопатра», 1917 год.
Внешность: актриса явно берет экспрессией.
Звезда немого кино Теда Бара была одной из первых, кто сыграл Клеопатру в кино. Конечно, о сходстве внешности и макияже за давностью лет говорить сложно. Да и фильм считается утраченным, поэтому судить мы можем только по архивным фото. К фотографическому сходству режиссер явно не стремился, однако, как ни странно, образ в целом даже ближе к реальности, чем многие современные.
Одежда: есть схематичное сходство с оригиналом.
Своим образом Клеопатры актриса совершила сексуальную революцию. Ее наряды даже на взгляд сегодняшнего обывателя выглядят откровенно, а уж в 1917 году что было! При этом жертвы-то не напрасными были. Художники сохранили черты исторического кроя и необходимую прозрачность. За это мы такую смешную, на наш современный взгляд, Клеопатру начала XX века оставляем в числе более-менее реальных образов.
Клодетт Кольбер
Фильм: «Клеопатра», 1934 год.
Внешность: трудно выделить, что коробит больше — рязанское лицо или макияж в стиле 30-х.
Фильм был снят в 30-е годы прошлого века. Скидку на это, безусловно, делать нужно. Тогда законы Голливуда были еще более строгими, чем сейчас. Если уж Клодетт Кольбер звезда, то Клеопатру должна играть именно она. Создатели этой картины смогли в угоду моде на актрису принести в жертву даже сформированные клише о царице Египта. Круглолицая, розовощекая Клео с бровями-ниточками… Ну что же, зато с фигурой попали. Актриса всю жизнь комплексовала, что у нее слишком широкие плечи и нет талии, а в Египте такие женщины как раз были в моде. Вот такое нечаянное попадание.
Одежда: намек на традиции Древнего Египта есть, но уж очень этот намек тонкий.
Платья для дивы проектировал великий голливудский художник по костюмам Трэвис Бентон. Наряды созданы по мотивам Древнего Египта. У некоторых костюмов мы видим традиционный крой — лямки на груди, прямой силуэт. Учитывая тот факт, что фильм изначально задуман как стилизация под Египет, эти исторические отсылки очень радуют.
Вивьен Ли
Фильм: «Цезарь и Клеопатра», 1954 год.
Внешность: Вивьен Ли открывает плеяду самых красивых кино-Клеопатр (читайте также: Главное — пиар: Клеопатра и еще 10 дурнушек истории, которых все считают красавицами). Именно благодаря таким вот красоткам в нашем сознании укоренился образ суперэффектной царицы Египта. Вивьен Ли в этой роли не очень хороша, так как играет она здесь все ту же Скарлетт: губки дует, бровки домиком поднимает и часто делает глупенькое лицо. Такая немного наивная вышла Клеопатра.
Одежда: Египтом тут не пахнет почти совсем.
Вивьен носит платья прямого кроя, подпоясанные аккурат на талии. Талию в Египте не подчеркивали, ведь тогда идеалы красоты были иными. Красивой женщиной считалась та, у которой были широкие плечи и плоская грудь. Наряды на актрисе явно цельнокроеные.
Стоит еще раз напомнить, что в Египте, да и в Греции с Римом одежду еще сшивать не умели. Отсюда примитивность силуэтов и роль драпировок. На голову царице правда водружают что-то напоминающее традиционную корону, но ни на один из существовавших в те времена вариантов это сооружение не похоже.
Элизабет Тейлор
Фильм: «Клеопатра», 1963 год.
Внешность: Элизабет Тейлор продолжила укреплять в нас веру в сногсшибательность Клеопатры. Теперь уже кажется, что никакой другой та быть и не могла.
Наверное, у большинства тех, кто сейчас это читает, случился шок. Как это так, Элизабет Тейлор не похожа на Клеопатру? Этот кинообраз действительно получился настолько ярким, что после выхода фильма отпечатался в нашем мозгу как эталонный. Хороша Тейлор, не спорим (читайте также: Клеопатра XIX века: почему богатейшая невеста Российской империи была несчастна).
Но давайте-ка вспомним слова историка Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не той, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик накрепко врезался в душу». Иными словами, дурнушка, но умеет себя подать. Прости, Лиз, но ты не Клеопатра.
Одежда: не выдерживает критики историков.
Отдельная тема — платья Лиз-Клеопатры. Этот фильм вошел в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество переодеваний актрисы в кадре. Но хоть бы одно платье при этом имело какое-то отношение к Египту!
Создателям картины было вовсе невыгодно рядить прелести Тейлор в прямой сарафан. Для нее были сшиты самые что ни на есть европейские платья — тонкая талия, декольте и тому подобное. Лишь в украшениях и головных уборах был сделан реверанс в сторону Египта.
Софи Лорен
Фильм: «Две ночи с Клеопатрой», 1953 год.
Внешность: Софи Лорен сексуальна, пышногруда и великолепна в духе самых распространенных клише о нашей героине.
Более неправдоподобными Клеопатрами, чем Элизабет Тейлор, можно назвать разве что актрис, которые воплотили образ в комедийном жанре. Одна из них — Софи Лорен. Одна играет в комедии «Две ночи с Клеопатрой» собственно царицу и ее двойника. Актриса стреляет глазками, соблазняет формами. Не похоже это, конечно, на правду, но жанр и не обязывает.
Одежда: с очень-очень большим трудом можно отыскать отсылки к Древнему Египту.
Накидки, повязки, покрывала и прочие вуалевые облачения — вот все, что носит наша коварная соблазнительница. Отыскать какие-то черты Древнего Египта тут сложно. Пожалуй, стоит просто выделить одну самую похожую деталь — это серьги, стилизованные под скарабеев. Ну а самая вопиюще нереальная — босоножки на танкетке.
Моника Беллуччи
Фильм: «Астерикс и Абеликс: миссия Клеопатра», 2001 год.
Внешность: пожалуй, самая-самая красивая и настолько же неправдоподобная Клеопатра вышла из Моники Беллуччи.
Оценив предыдущие восемь актрис, вы теперь уже понимаете, насколько наше восприятие образа Клеопатры далеко от реального исторического. Конечно, хочется видеть идеальный образ, в котором все логично и понятно. Ну сложно нам представить, что мужиковатая, низкорослая женщина с длинным носом может вертеть мужчинами и сводить всех с ума. А вот Моника точно может! Любуемся ею, но помним, что кино и история — разные вещи.
Одежда: красиво, но не про Египет. Наверное, все понимали это и раньше, но на всякий случай повторяемся.
Шикарные наряды на шикарном теле Моники — подарок поклонникам итальянской дивы. Фильм комедийный, и, разумеется, эту ленту с точки зрения истории рассматривать нельзя. Но мало ли… Может, кто-то думает, что вот такие платья на кольцах Клеопатра носила по праздникам. Нет, не носила. Во что она могла облачаться и как предположительно выглядела, мы теперь знаем. А Монику поздравляем с 9-м местом нашего антирейтинга!