Всем не угодишь
– Зачастую художник опережает свою эпоху. Яркий пример этому – Ван Гог. Из тысячи гениальных работ при жизни была продана лишь одна. Разумеется, и я зачастую сталкиваюсь с непониманием и неприятием моих поисков в искусстве. Это меня не удивляет и не огорчает. Быть понятным всем – значит быть никем.
Профессия художника, как и любая из профессий, должна обеспечивать художнику существование. Когда же творчество не приносит денег, их приходится зарабатывать иными путями. Я работал годами чернорабочим, днем греб снег, ночью писал картины. Сегодня, чтобы выжить, содержать дом, оплачивать учебу моих студентов и аспирантов в Академии имени Штиглица, я занимаюсь фарфоровыми изделиями, оформляю балеты, пишу пьесы для театра.
Художник должен постоянно развиваться, не стоять на месте.
Много лет я фотографирую на улицах Парижа то, что называют мусором: причудливые лужи, облупившуюся штукатурку, паутину в заброшенных домах, трещины в асфальте, облетевшие листья… Затем я распечатываю эти фотографии на офортной бумаге и легко прорисовываю пастелью причудившиеся мне образы.
Воспитывать вкус
Сегодня популярно так называемое актуальное искусство, которое зачастую не требует профессионализма, понятий о гармонии цвета, композиции. Можно взять грязный носок, обмотать им башмак, залить сверху чернилами, и если большая и модная галерея решит сделать из вас восходящую звезду, то через пару лет ваше «произведение» будет продано на аукционе «Сотбис» за пару миллионов долларов.
Сегодня рождаются новые виды искусства: видеоарт, инсталляция, перформанс, стрит-арт. Неподготовленный человек во всем этом путается. Чтобы многое понять и научиться отличать хорошее от плохого, надо заниматься самообразованием.
Все зависит от воспитания, общей культуры. В каждом ребенке заложено чувство гармонии, эстетики. И если бы мы правильно воспитывали вкус детей, они бы с юных лет понимали искусство. Недавно я прочел статью под названием «Эстетический вызов Японии». В обычной школе японский ученики четвертого класса различают легчайшие, тончайшие оттенки 240 цветов! И с первого класса дети изучают народные диалекты, чтобы не утратить богатство своего языка.
А мы еще удивляемся, что мы зачастую уродливо одеваемся, покупаем безвкусные игрушки из пластика. Приглядимся к народным игрушкам, сарафаны, кокошники – любо-дорого, недаром они выставлены сегодня в музеях. Высочайший вкус был у русского народа. А сегодня мы плывем в слащавой безвкусице.
Абстракция вокруг нас
Нужно учиться понимать искусство. В том числе абстрактное. Это один из сложнейших видов искусства, требует чутья, знания композиции, цвета.
Любой человек любит абстрактную живопись и, возможно, даже не подозревает об этом. Многие едут на природу наслаждаться цветом, а на самом деле – абстрактной картиной: пятно желтое, красное, оливковое. Человек живет в мире цветовых пятен.
Меня иногда спрашивают: «А что такое абстрактная скульптура, что она означает?» Отвечаю: «Но вы тоже любите абстрактную скульптуру. Все очень просто. Бываете на пляже?» – «Да». – «Собираете камни, которые вам понравились?» – «У меня коллекция камней, интересная форма такая...» – «Так вот, вы держите миниатюрную абстрактную скульптуру. Вы же не все камни берете мешками, вы смотрите: вот эта форма на вас действует».
Скульпторы, которые занимаются абстрактным искусством, пытаются этот камень сделать большим, чтобы он действовал на ваше сознание, чтобы вы любовались этим просто как чистой формой.
Что сказал художник
Как понять, что хотел сказать художник своей работой? Я не люблю разговоров о месседже. Иногда никакой мысли и нету, но зато вы можете придумать что-то свое.
У людей есть любопытство, желание разгадать непонятное. Поэтому популярны инсталляции. Старый башмак, разрезанная книга, облитая как будто кровью. И зритель начинает размышлять. У каждого своя фантазия, которую пробуждает искусство.
Коллекционеры тоже разные. Одни знают и любят искусство. Другие следуют моде, это открывает им двери в закрытые «высоколобые» сообщества. Олигархи хотят быть модными, казаться умными и современными.
Сегодня серьезному художнику жить и творить очень сложно. И не важно, хорошо ли рисуешь, владеешь ли колоритом – больших галерейщиков это не интересует. Им надо продать то, что пользуется спросом.
Самый дорогой поросенок
Америка диктует
К сожалению, отношение к сегодняшнему российскому искусству на Западе довольно пренебрежительное.
На престижных аукционах «Сотбис» и «Кристис» картины современных русских художников встретишь не часто, и по сравнению с ценами на современных западных художников довольно скромные цены. Китайские художники сегодня стоят десятки миллионов долларов. Поскольку китайское правительство решило и сумело раскрутить «своих».
В России нужно, чтобы правительство заинтересовалось этой проблемой. Должна быть специальная программа, как в Америке, например. Несколько лет назад я подарил Владимиру Путину книгу «Холодная культурная война», о том, как американцы продвигали свое изобразительное искусство на международный рынок. Правительство вкладывало колоссальные деньги в, как говорят сегодня, раскрутку своих художников и скульпторов, и чтобы создать имидж американца как суперинтеллектуала. Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Рой Лихтенштейн стали первыми американскими художниками – поп-артистами. Весь мир знает, кто такой Энди Уорхол, на нем делаются миллиарды.
И сегодня Америка диктует, что хорошо и что плохо в искусстве. Я же твердо верю в колоссальный потенциал русских художников и убежден, что прорыв в искусство будущего состоится в России.
Самые знаменитые работы Шемякина
Меня иногда спрашивают: как можно купить за 5 миллионов долларов разрезанную пополам свинью в формалине? Одна половина – 5 миллионов, и вторая столько же, обе 10 миллионов – самый дорогой поросенок в мире.
Неужели люди такие глупые, чтобы тратить на это деньги? Нет, они не глупые. Во-первых, нужно же заработать эти десять миллионов, это только в России можно наворовать. Во-вторых, те, кто покупает этого несчастного разрезанного поросенка, прекрасно знают, что через два года или через пять лет на аукционе он будет продан уже за 25 миллионов.
Ни один банк не дает такие проценты, как перепродажа предметов искусства. Поэтому сегодня не «коллекционируют», а «инвестируют».