– Все фильмы, где играет папа, родные для меня, — рассказывает «Антенне» сын, актер Андрей Леонов. — Он сам себя на экране чаще критиковал, говорил, что сейчас можно было бы сыграть лучше. Специально не включал картины с собственным участием, но если мы семьей смотрели, то он тоже присоединялся. На то, какая роль станет любимой у артиста, по большей части влияет отношение режиссера. Данелия очень хорошо относился к отцу, оттого роли в его лентах были ярче и интереснее. Папа всегда внимательно подходил к тексту, прорабатывал каждую фразу и заучивал его только в крайних случаях. Если сценарий тщательно учить, то все получится искусственно, роль не удастся. Если постепенно читать и чувствовать образ, то и текст запомнится. Отец всегда мечтал сыграть короля Лира, но хранил это в тайне. На то они и мечты.
Папа был замечательным дедушкой, даже чрезмерно внимательным. С внуком Женей он общался очень плотно. В детстве возил его на коляске, а когда Женя повзрослел, то ездил с ним на теннис. В последнее время отец плохо себя чувствовал и все боялся, что упадет где-то и напугает внука. Мои младшие дети пока не смотрят взрослое кино, но когда видят дедушку на экране, всегда радуются. Больше всего они любят мультфильмы про Винни-Пуха! И даже не представляют, какие его прекрасные картины их ждут в будущем. А я до сих пор учу роли по его методу.
«Дело Румянцева» — Мишка Снегирев, шофер, 1955 год
– Это первая большая заметная роль Леонова. В «Деле Румянцева» он играет своего в доску парня, — комментирует кинокритик Александр Шпагин. — Немного грубовато, еще актерского опыта было мало. У его героя — вроде положительного персонажа — есть червоточинка, и ее сразу заметно. Молодой Леонов выразителен, и образ запоминается. С того момента артиста начали активно узнавать.
«Крепостная актриса» — граф Иван Павлович Кутайсов, 1963 год
– Редкая отрицательная роль Евгения Павловича, — отмечает критик.
– Мы дружили с Евгением Леоновым. Он был замечательным человеком, прекрасным актером и партнером, — добавляет актриса Тамара Семина.
«Большая перемена» — Степан Семенович Леднев, 1972 год
– Евгений Леонов — такой трогательный актер и человек, — говорит актриса Нина Маслова, которая сыграла одну из учениц. — Настоящий Винни-Пух! Безумно нежный, совсем как ребенок. Хоть остальные актеры были моложе него, но не покидало ощущение, что все наоборот. Будто это мы девятиклассники, а он мальчик-третьеклассник и уж точно не звезда. Для одного эпизода ему надо было лезть на окно, задирая ноги. Он всегда безропотно выполнял все задачи. А при его комплекции это же непросто, и он сам очень смеялся.
Евгений Леонов без званий и наград определенно лучший, в нем такая большая и трепетная душа, она вмещала в себя целый мир! Я думаю, что нет человека, который бы не радовался, когда видел его на экране. Как-то я встретила соседку, и она рассказывала, что когда у нее дочка в детстве болела, смотрела наш фильм, и это ей помогало — даже врачи говорили, что она выздоровела быстрее, чем они предполагали.
«Совсем пропащий» – король, 1973 год
Фильм снимали сразу после того, как Евгению Леонову сделали операцию на сердце в Германии. Врачи тогда сказали, что они продлили жизнь актера на 8 лет, и главное — нельзя подвергать себя нагрузкам! Но Леонов вопреки советам докторов вернулся на съемки, где ему надо было танцевать.
– Леонов так начал отплясывать — ноги во все стороны. Я смотрю на него и думаю: «Вам же нельзя этого делать!» — восклицает сценарист фильма Виктория Токарева. — Он был настоящий артист! Успевал работать, общаться с коллегами и импровизировать. Талант — это огромная редкость, таких людей всегда мало. В жизни же актер был неразговорчивый, некокетливый, негламурный и сосредоточенный. Он хотел по максимуму обеспечить свою семью, так как очень любил жену Ванду и сына.
«Дуэнья» – дон Изокельо Мендосо, 1978 год
– У нас возникла проблема с тканями для исторических нарядов, — вспоминает художник по костюмам Марина Салдаева. — Приходилось просить, искать. На костюм Зельдина, например, я нашила пряжку от моих туфель. Сначала на роль Леонова был утвержден другой актер, и потом костюм пришлось увеличивать на несколько размеров. Ему, да и всем актерам, нравились образы. Они меня хвалили, тогда еще студентку, которая только что окончила институт. В таких работах я для более точного совпадения с эпохой изучаю живопись того времени. И когда человек надевает костюм, у него меняется ощущение. На «Дуэнье» был такой случай — пришел Зельдин и примерил шикарный камзол. И сказал: «Я представлял себя таким потертым старичком, нищим и облезлым. А в этом костюме я прям настоящий граф!» А что касается Евгения Леонова, он в моей памяти — простой и хороший человек, душевный, добрый и вежливый, воспитанный и интеллигентный. Бывало, мы зайдем к нему в костюмерную, он сразу угощает нас фруктами. А как-то собрались с ним за грибами на рынок, и он пошел прямо с площадки в историческом костюме. Его, конечно, стали узнавать, вокруг собрался народ, чтобы посмотреть на известного актера. Таких, как он, сейчас нет.