– …Родился я в Нижнем Новгороде. Папа — водитель-дальнобойщик, мама занималась детьми, у меня еще есть младшая сестра Нелли. Учился в музыкальной школе, ходил в секцию карате, расписание было плотное. Выходил из подъезда, видел, как детвора во дворе резвится, шалит, а сам ехал на какие-то занятия. Был открытым и веселым пареньком, каким в принципе и остался. В начальной школе занимался в ансамбле танцами, играл на ложках. А потом мы переехали в другой район, и с пятого класса меня отправили в школу с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. В нашем городе в 90-х было неспокойно, и родители хотели обезопасить меня от плохих компаний. Попал в театральный класс, ставили спектакли. Учительница мне уже в старших классах советовала идти в театральный, но я хотел быть военным. Сказал родителям об этом, чем их сильно напугал. Мама была в шоке. А папа провернул гениальный ход. У него был приятель капитан, и он попросил, чтобы тот приехал в гости. Я пришел после школы, папа мне: «Вот, знакомься». А сам ушел. Мы остались вдвоем, и капитан начал рассказывать о том, что той романтики, за которой я гонюсь в его профессию, нет, там все прозаично… Он долго говорил, я слушал и быстро изменил свое решение.
Подготовил программу в театральное училище и поступил сразу. Сергей Иванович Земцов, мой земляк, декан актерского факультета Школы-студии МХТ, когда набирал курс, приезжал к нам в Нижний, просматривал ребят, которых потом брали на конкурс. Мне повезло. Константин Райкин собирался отчислять нескольких студентов и попросил Земцова приглядеть кого-то, он и взял из нашего училища несколько ребят. И уже на следующий день после просмотра мы были в Москве, со сцены «Сатирикона» читали Константину Аркадьевичу свои программы. Меня приняли на второй курс. У Райкина была отличная школа. Занимался допоздна. Кроме учебы, в Москве ничего и не видел, времени ни на что не было. Жил в общаге, родители помогали деньгами. Райкин ревностно относился к нашим подработкам на съемках, считал, что они мешают учебе. Благодаря Константину Аркадьевичу в год нашего выпуска мы показались почти во всех столичных театрах, он хотел, чтобы все устроились. Я попал в МХТ, и тут помог случай. На наш дипломный спектакль пришел Олег Павлович Табаков с режиссерами, которые собирались у него ставить в новом сезоне. Среди них был Адольф Яковлевич Шапиро. Я приглянулся ему. Он дал мне первую роль Марка Волохова в спектакле «Обрыв», который играли 10 лет. Так и оказался в труппе МХТ, где и служу по сегодняшний день.
Постепенно пошли и кинороли. После «Дурака» Юрия Быкова начали узнавать. Хотя в метро езжу совершенно спокойно. Думаю, чтобы быть популярным, надо переходить из сериала в сериал и не вылезать из экрана телевизора. Такой задачи нет. Меня знают, приятно, когда люди подходят, благодарят, пожимают руку, видишь отклик в их глазах… А вот когда тебе не дают прохода, это минус, мне бы такого не хотелось. В кино часто играю героев, а в жизни я сомневающийся, рефлексирующий. Не герой совсем.
Уроки испанского и бокс
Режиссер Алексей Попогребский — уникальный человек, с ним я ни разу не работал, очень хотел посотрудничать, поэтому согласился на «Оптимистов» сразу. Познакомился с Сергеем Безруковым, учился у него профессионализму, он постоянно заряжен, всегда на позитиве, хотя у него много было съемочных сцен с большим количеством текста. С Лизой Боярской приятно было поработать. И, разумеется, в нашем сериале качественно написанный сценарий, со знанием истории и с хорошим юмором. Все события, происходящие в то время в Советском Союзе, поданы интересно. Мой герой Леня Корнеев — простой советский паренек, морячок, открытый, радостный и добрый. Только потом мы узнаем, что у него есть свои «скелеты в шкафу», о которых он сам даже не помнил. Для роли пришлось научиться боксировать, играть на семиструнной гитаре. Я умел на шестиструнной, но оказалось, что там разная постановка пальцев, а еще и лишняя струна. Читал в кадре на испанском Сергея Есенина, для этого взял несколько уроков у преподавателя. Выучил все, но буквально после съемки сразу забыл.
Признался в любви за шкафом
С будущей женой Ксенией я познакомился в Школе-студии МХТ, она занималась в музыкальной группе, училась на четвертом курсе, а я на втором. Пришел на их концерт, увидел ее там. Но тогда она для меня была недосягаема: звезда, красавица. Да она и сейчас красавица! Но в то время я и подумать не мог, чтобы подойти к ней. А потом в театре все у нас закрутилось. Ксения была тоже в труппе МХТ, мы просто общались, но как-то она приснилась мне, и я понял, что это знак. Помню, уехал на гастроли в Прагу, привез ей оттуда открытки, начал ухаживать, и все пришло к логическому завершению. Вот уже шесть лет в браке. Я признался ей в любви на сцене МХТ за шкафом во время традиционного Рождественского вечера. И сейчас каждый год, когда участвуем в этом концерте, заходим за этот шкафчик и вспоминаем тот день. Здорово! Ксения добрая, открытая миру, у нее прекрасная самоирония. Чуткая, внимательная, всегда сочувствует. Мы с ней в одной профессии, и это, наверное, больше сближает. Порой у нас не совпадают графики, не видимся, но нам проще понять это. Мы плывем в одной лодке, даем друг другу время на подготовку к новому проекту. Но, как мне кажется, если люди любят друг друга, то нет никаких проблем, если у них разные профессии. На сцене МХТ мы с женой не пересекались, а вот в сериале Сергея Гинзбурга «Отчим» сыграли мужа и жену. Когда нам предложили эти роли, посмеялись, подумали, что не сможем, но получилось. Когда были вне площадки, казалось невозможным, но в кадре видишь, сколько усилий произведено, чтобы сыграть эту сцену, и понимаешь, что можешь, не имеешь права не сыграть как надо. Вот мы отработали один раз, и я почувствовал, что с родным человеком проще на площадке.
По дому в принципе могу все. Когда, к примеру, жена готовится к премьере спектакля, сумею приготовить, постирать, мусор вынести, приколотить-привинтить, с дочерью позаниматься, отвезти в детский сад и забрать… У нас все как у людей.
Дочери Маше в августе будет 6. Внешне похожа на нас обоих и характером тоже. Активная, эмоциональная, но в ту же секунду робкая и скромная. Любит играть на ксилофоне, рисует, читает. Прекрасная придумщица — моделирует ситуацию и рассказывает всем, как кто себя должен вести. Иными словами, пишет сценарий и занимается режиссурой. К актерской профессии относится с интересом, но не хотел бы, чтобы она пошла по нашим стопам. Была у нас в театре один раз, уехали оттуда с боем: Маша никак не хотела отдавать хомяка, который живет у костюмеров. Больше времени стараюсь проводить с доченькой, всегда интересно что-нибудь почитать, сходить на спектакли, выставки.
В свободное время люблю поиграть в футбол. Правда, во время одного матча, когда играл в турнире между командами театров, в АРТ-футболе (Футбольно-музыкальный фестиваль артистов. — Прим. «Антенны») повредил крестообразную связку, пришлось делать операцию. Я, наверное, утопист. Хочется, чтобы не только у меня в жизни, но и у всех было хорошо. Верю, что когда-нибудь мы будем жить чуточку спокойнее.