За его плечами съемки фильмов, фотопроекты, работа на телевидение, но главная любовь в жизни московского режиссера — театр. С ним у него сложились трепетные и чувственные отношения. Мы поговорили с Юрием Грымовым об искусстве, о театре, кино, критике, современной толерантности и жизни за границей.
- Как на ваш взгляд: сегодняшний театр должен учить или развлекать?
Театр не может ни учить, ни развлекать. Это живое существо, наделенное разумом. Каждый зритель ищет для себя то, что ему близко. Если театр ставит перед собой задачу о нравоучении — это глупость. Если он ставит перед собой задачу развлекать зрителя — это тоже тупик.
Создавая спектакль, я не ориентируюсь на зрителя, это невозможно, ведь в зале сидят абсолютно разные люди, разного возраста и социального статуса. В каждой постановке я рассказываю историю от себя и про себя, иначе мне это будет неинтересно, и, как следствие, это будет неинтересно актерам, а потом уже — и зрителю.
- Хорошо. Тогда объясните, что должен извлечь зритель из спектакля?
Каждый зритель приходит со своим багажом знаний, со своей эмоциональной гаммой. Если вы человек образованный, вы получаете удовольствие от более широкого круга вещей.
В театре вы все пропускаете через себя, у вас есть возможность наблюдать за жизнью на сцене, и выводы из увиденного каждый делает сам. Я не могу ставить перед собой цель, чтобы зритель увидел что-то определенное, для этого человек должен «звучать» со мной совершенно в унисон, наши картины мира должны полностью совпадать, а это вещь почти невозможная.
- Что для вас хороший спектакль?
Максимально честный. Любое искусство — интимно и откровенно — в том смысле, что автор делится чем-то очень личным. Тогда это работает. И, конечно, важен талант автора. Например, есть категория хороших фильмов — тех, которые я могу смотреть и понимать, как они сделаны, какие приемы использованы. Но есть картины, где я не понимаю, «как это сделано». Это уже другой уровень, это выдающиеся произведения искусства. Для меня такой фильм «Андрей Рублев».
- Наше кино вы не особо любите?
Сегодня российского кино не существует. Собирается команда, снимают по заказу даже не кино, а «проект», и делают это бездарно. В таком кино нет автора, есть ощущение, что люди снимают только, чтобы заработать деньги. Результат, который я вижу как академик кино, меня удручает.
Недавно я посмотрел фильм про шахматистов с Константином Хабенским. Если убрать сцены, где герои передвигают шахматные фигуры на столе, а звук наложить из фильма «Движение вверх» про баскетбол — ничего не изменится.
Такие же схематичные герои: злой чиновник, тренер, журналисты, родители. Одни и те же лица, тот же темперамент, та же эстетика, подход к монтажу — зачем вообще снимать такое кино? Вроде бы снимают разные люди с разным бэкграундом, но тут этого совершенно не видно. У фильма нет автора, нет лица.
- Если кино сейчас не получилось, плюс из-за ограничений на западные картины, выходит, у театра появились привилегии?
Театральная и киношная аудитории практически не пересекаются. Кинематограф умер в тот момент, как только он переместился в телевизор. Теперь бывший киношный зритель лежит на диване, смотрит фильм на экране ноутбука или еще хуже — телефона. И заметьте: зрителей в кинотеатрах практически нет, тогда как театры собирают аншлаги.
Поход в театр — это событие. В театре вы приобретаете время, а не теряете. И старайтесь приходить в театр пораньше, не к самому началу — посетите буфет, посидите в фойе, проникнитесь атмосферой.
- Кстати, о билетах. Вам не кажется, что цена совсем не демократичная? Особенно, в сегодняшних реалиях.
Я считаю, что билеты в театр не могут быть дешевыми. Забудьте про фразу «искусство доступно». Доступен только масскульт. Театр — это роскошь, которую вы можете себе позволить.
В спектакле «Война и мир» в театре «Модерн» 423 костюма, на сцене более 70 человек, не говоря уже о тех, кто обслуживает спектакль вне сцены. Постановка осуществляется совместно с хором имени Свешникова, который живьем поет на протяжении всего действия. Как вы думаете, сколько это должно стоить? Билеты на такой спектакль не могут быть дешевыми.
- Дайте совет, как начать ходить в театры?
Задумайтесь, почему детские спектакли во всех театрах популярны? Потому что родители пытаются детей образовывать с малых лет. Но себе взрослые почему-то не всегда ставят такую планку, не заставляют себя ходить в театры.
Мое мнение — не надо ходить на все подряд, к выбору стоит подойти внимательно. Благо сейчас в сети есть всевозможные ресурсы, где можно прочитать отзывы зрителей о том или ином спектакле. В конце концов, всегда есть антракт, когда можно уйти. Вы просто ошиблись театром, так бывает. Может быть, и я ошибся со зрителем: человек пришел, а он не мой зритель, ему это не близко, он хочет другого.
- Как тогда понять зрителю, что пришло время идти в театр?
Для достижения этого понимания нужно время, нужен минимальный опыт. Надо пробовать. При этом не надо делать какие-то резкие и окончательные выводы, если вы ошиблись — пришли, а вам не понравилось. Это не значит, что так будет везде. Пробуйте. Между театрами нет конкуренции, они все разные.
- А что тогда посоветуете смотреть в «Модерне» зрителю, который пришел в первый раз?
Я бы порекомендовал начать с хитов: «Война и мир» и «Петр I»; эстетам, влюбленным в искусство — «Ничего, что я Чехоff?» про великих Ольгу и Михаила Чеховых; молодежи — «Нирвана» и «Понты». Рекомендую семейный спектакль-приключение «Затерянный мир», который идет с аншлагами уже пять лет. Если спектакль не исчезает из репертуара после одного сезона, значит, мы что-то нащупали, смогли найти подход.
- В одном интервью вы говорили, что мир крутится вокруг женщин. В театре это как-то отображается?
Любой театр, в первую очередь, — женское место, женское пространство. Везде, где живет культура, женщин всегда больше — в театре, в музеях, библиотеках. В юности я увлекался живописью, и каждые выходные проводил в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Там было много красивых умных девушек, с которыми было интересно поговорить.
- Вы же женаты?
Но когда-то был не женат. А вы думаете, что я сейчас не обращаю внимание на женщин? Мне может нравиться женщина, девушка, я живой человек и могу оценить ум, красоту, очарование, я люблю общаться с красивыми людьми. Проблема коммуникаций — это проблема современного мира: люди закрываются в своих гаджетах. Вы замечали, что многие любят больше писать, чем звонить по телефону?
- Это разрушение семейных отношений?
По крайней мере, один из симптомов, признак отсутствия нормального общения. Таких признаков много. Молодые люди сегодня не хотят заводить семью, иметь квартиру, машину. Они предпочитают все арендовать. Это серьезное мировое крушение.
- Может, наоборот, хорошо, что человек ни к чему не привязывается?
А я привязываюсь. Это же так приятно, когда ты к чему-то привязываешься: к другому человеку, к любимому креслу…
- Как тогда нам выйти из этой ситуации? Как воспитывать детей, чтобы не вступать в пресловутый конфликт поколений?
Личным примером. Возраста как такового не существует, это вы начинаете понимать, когда становитесь старше. Вы думаете, что ваши родители взрослые, а они — такие же, как вы. Да, у них другая манера поведения, опыт — и все. То, что называют конфликтом поколений, скорее всего, — неизбежный этап взросления.
Но преодолеть этот этап с минимальными потерями или даже с приобретениями возможно. Все зависит от личности конкретного человека — его цельности, искренности, честности по отношению к себе самому и другим. А еще — от культурного уровня. Убежден в этом.
- В «Масквичах» особенно хорошо показан конфликт поколений. А еще этот поиск лучшей жизни где-то вне России. Вы сами жили за границей?
Я работал в Америке, большую часть времени я провел во Франции. В Америке мне не понравилось: страна произвела на меня впечатление «мертвого» бизнес-плана, уровень культуры там очень невысокий. Я с удовольствием жил бы в Японии, но я не японец. Мог бы жить в Европе. В Германии — нет, там я чувствую комплекс проигравшей страны. В любой стране есть плюсы и минусы.
- Вы читаете критические отзывы о своем творчестве?
Если поискать в интернете, вы прочитаете гигантское количество критики на все, что я делал. Сейчас ее стало гораздо меньше. Я думаю, появились люди, которые воспитаны на моих работах. Критика не может не задевать, но я быстро отхожу. Ведь я не смогу работать лучше или хуже, я буду делать так, как я могу.
- Кто-то пишет, что в ваших театральных работах картинка меняется слишком быстро…
Пожалуйста, идите в другой театр, посмотрите каких-нибудь классических «Трех сестер», и вы увидите главных героинь, весь спектакль пьющих чай в одной локации. Я же рассказываю историю так, как считаю нужным. Просто никто не умеет делать так хорошо, как я. С таким подходом работать сложнее.