– Цифры в паспорте — это одно, а ощущаю себя намного моложе. Лет 20 я бы себе скинул. Просто организм стал дольше восстанавливаться после каких-то нагрузок — в этом и проявляется возраст. С другой стороны, кто работает над собой, у тех появляется мудрость. Актерство обязывает быть не раскисшим. Иногда смотрю на ровесников, а то и помоложе (никого не упрекаю, у каждого свои взгляды), но выглядеть, как они, я бы не хотел. Моя профессия сложна, надо пытаться сделать так, чтобы на тебя приятно было смотреть. Занимаюсь дома физкультурой, стараюсь не есть ничего вредного — это уже вошло в привычку. Хотя не могу сказать, что себя сильно ущемляю. Полезная еда весьма разнообразная и вкусная.
В детстве, конечно, я ждал дня рождения: приходили друзья, дарили подарки, говорили приятные слова, я ощущал любовь. Помню, как надо мной неудачно пошутили. Один мужчина дал огромный сверток (сантиметров 20 на 30), который я мучительно долго разворачивал, в результате там оказалась крошечная машинка. Конечно, я расстроился. А человек надо мной долго смеялся. Потом, когда повзрослел, вспоминал этот случай и думал: неужели его так позабавило мое детское разочарование?
– Родители к творческой профессии не имели отношения. Откуда появилось желание стать актером?
– Я был игривым мальчишкой, любил всех забавлять. Жили в Ростове с родителями и сестрой Ольгой, она на два года старше, мы очень близки. Сестра осталась на родине, раза два в год я бываю у нее. Папа работал на заводе мастером, а мама — в институте книжного производства. Отца давно нет, а с мамой каждый день на связи.
Мне рассказывали, что, когда я был еще совсем маленьким и не умел говорить — года в два-три, с интересом наблюдал по телевизору за выступлением Аркадия Райкина и пытался повторять за ним какие-то слова, чем очень смешил взрослых. Ольга собирала открытки с фотографиями артистов, я смотрел фильмы… Для меня эта профессия казалась сказкой. Я ходил в разные спортивные секции — занимался футболом, баскетболом, пятиборьем, боксом… Учился музыке, а в 13 лет пошел в Детский театр юного зрителя во Дворце культуры завода Россельмаша. После школы попытался поступить в театральный в Москве, но не получилось. Вернулся в Ростов, показался в училище искусств, и меня сразу приняли на второй курс. А потом призвали в армию…
– Не получилось так, что два года у вас просто вылетели из жизни?
– Нет, я сразу определил цель — подготовиться в театральный и делал максимально то, что было необходимо: много читал, выбирал программу для экзамена, занимался спортом. Отслужив, поехал в Москву, подал заявления в разные училища, в итоге остановился на школе-студии МХАТ. Жил в общаге. Конечно, мне помогали родители. Но и сам подрабатывал дворником на стадионе «Динамо», убирал трибуны, подметал территорию. Использовал возможность подработать всегда.
– Еще студентом вы сыграли в своем первом фильме «Еще люблю, еще надеюсь». Как попали в него?
– Случайно. К нам в школу-студию приехал ассистент режиссера, пригласил моего однокурсника на пробы, я сидел рядом, ну и меня взяли за компанию. Потом режиссер Николай Лырчиков рассказывал мне, что, когда я только вошел в павильон, он почему-то сразу внутренне решил, что я сыграю героя Женю, а никто другой. Вот так съездил за компанию. Там снимались великие актеры: Евгений Евстигнеев, Вячеслав Невинный, Тамара Семина, Валентина Талызина, Борис Новиков… Я работал с открытым ртом, хотелось максимально соответствовать им. Робости особой не было, я наблюдал, анализировал, учился, делал себя. К слову, наблюдать — это часть моей профессии. Евгений Александрович был и одним из моих педагогов в институте, советов от него много не звучало, но что-то подсказывал. А после окончания школы-студии меня приняли в «Сатирикон»…
– Судьбоносный для вас театр, потому что там вы встретили свою будущую супругу — Лидию Петракову.
– Это каждый человек может сказать про разные события в жизни, она состоит из каких-то случайностей, потом смотришь и видишь, что они образуют закономерность. Да, я мог бы и не попасть в этот театр. И чувства случились у нас не сразу, не мгновенно. Встречались на репетиции, все шло потихоньку…
– Красиво ухаживали?
– Не то слово. Мы часто вспоминаем с женой наши гастроли в Тбилиси. Я ходил на рынки, тратил огромные деньги на цветы, фрукты… Приносил Лиде в номер гостиницы, а она жила вместе с Мариной Голуб, естественно, я все нес на двоих. Все было красиво.
– В 90-е годы кино снимали мало. Как выживали?
– Много занимался театром. Параллельно с «Сатириконом» играл в спектакле Владимира Мирзоева в «Ленкоме». В то время организовывали театры-студии, Мирзоев стал руководителем одного из них, я понял, что уже не получится работать на два фронта, и ушел из «Сатирикона». Потом стал сотрудничать с режиссером Владимиром Клименко (все его знают как Клима) — важный период в моей жизни. Зрители могли наблюдать за нашими репетициями, проходило такое исследование актерства, театрального пространства. Наверное, именно там я окончательно сформировал свои взгляды на актерскую профессию. Хотя все равно каждый день что-то открываю в ней. Мы же в момент спектакля, на съемках фильма не меняемся, у нас то же сердце, те же глаза, тот же разум, те же чувства. Просто оказываемся в других условиях. Мы экспериментируем с собой, пытаемся ломать, открывать что-то не всегда приятное и хорошее. Подобное происходит постоянно во время работы.
– В 2000-х пошли роли. А звездный час пришел к вам, когда было немного за сорок. Что чувствовали, когда вам дали награду на кинофестивале в Каннах за лучшую мужскую роль? Вы ведь единственный актер в России, у кого она есть.
— Так вышло, что эту награду я сам лично не получал. Провел несколько дней на нашем конкурсном показе, давал разные интервью, но до окончания фестиваля оставалось много времени, и я улетел. Сказали, что если вдруг будет награда, то меня достанут из любой точки земного шара. Но поскольку это был 60-й юбилейный фестиваль, то программа была очень насыщенная и мощная. Обычно жюри принимает решение о победителях накануне закрытия, а тут все произошло вообще в день награждения. Андрей Звягинцев сидел в зале, но о награде не знал. А я просто не успел бы прилететь в Канны. Но, наверное, в том, что мою награду получал режиссер, есть определенный смысл. Тогда со сцены он сказал: «Все правильно, все закономерно». И был безмерно счастлив.
Что касается популярности, да, меня стали узнавать, и я спокойно к этому отношусь. Но часто надеваю очки, кепку. Фотографируюсь, когда просят поклонники, даю автографы, стараюсь не отказывать, но иногда спрашиваю: «Зачем они вам?» С одной стороны, это приятно, но с другой — порой хочется, чтобы тебя не заметили, люди иногда бывают чересчур непосредственными.
– В 2012 году вы попали в страшную аварию и получили серьезные травмы. Что помогло восстановиться?
– Это было во время съемок сериала «Цена жизни». Водитель меня вез на машине в Ярославль из Москвы. Когда произошло столкновение с другим автомобилем, я сначала ничего не почувствовал, вышел на дорогу, вроде все в порядке, но потом ощутил сильную боль. Приехал в больницу, сделали снимки — компрессионный перелом позвонка, грыжи на нем, проблема с шеей, травмы на теле… Съемки приостановили, и я дней 10 находился дома на уколах, таблетках, ходил в корсете. Хорошо, что проект подходил к концу: трюковые сцены отсняли, остались разговорные. И я понял, что нужно работать, чтобы организм быстрее пришел в себя. Страха особого не было, но было неприятно. Собрал волю в кулак и выкарабкался быстро…
– Вы 34 года женаты. Однолюб?
– Я же актер — значит, увлекающийся человек. Но семейная жизнь — это не только романтика, это ответственность. Она полна не только счастливыми моментами, но и тревожными, ссорами. У меня много друзей, которые разводились и женились по несколько раз, — это их путь. Я им не навязываю свой. Но я ответственен за жену, за нашу дочку. Это моя жизнь. Вначале ведь люди в паре говорят: «Хочу эту жизнь прожить с тобой». Второго шанса не будет, есть только один, который надо использовать по максимуму. Сложный, но и счастливый выбор в твоей жизни, и ты должен отвечать за него, если ты мужчина. У нас с супругой много прекрасных моментов, надеюсь, впереди будет еще больше. Нам хорошо вместе, и я счастлив, что рядом со мной человек, которого я люблю, которому доверяю, на которого могу положиться. Любовь ведь не только букет цветов, это всеобъемлющее чувство. Нужно наслаждаться и получать радость от того, что мы есть друг у друга.
– Что ваша дочь Ксения переняла от вас и жены?
– Много всего хорошего. Красивая — в маму, настойчивая — в папу. Она удивительная дочка: внимательная, интеллигентная, очень чуткая, обладает хорошим чувством юмора. Дочь взрослая, уже замужем. Сначала она окончила факультет журналистики МГИМО, а потом школу-студию МХТ.
– От театрального не отговаривали?
– Она говорила о нем еще перед первым поступлением. Но после школы особого желания не было, заинтересовала журналистика. Ей были интересны языки — знает английский и испанский. А потом через год после МГИМО решила попробовать другое. Ксения играет два спектакля в Театре имени Пушкина. Вместе с ней я был на сцене в антрепризном спектакле «Снег в чужом городе». Думаем кое-что еще поставить, сейчас в поисках материала.
Блицопрос
– Кто знает вас лучше всех?
– Конечно, семья.
– Когда обижаешься на близкого человека, важно помнить…
– Что нужно уметь просить прощения.
– Между велосипедом и автомобилем вы выберете…
– Автомобиль.
– Можно ли лгать во благо?
– Наверное, можно.
– Если вы встанете не с той ноги, то…
– Важно самому это понять.
Спорим, вы не знали, что… Константин Лавроненко любит дома петь под гитару.
Досье
Родился: 20 апреля 1961 года в городе Ростов-на-Дону.
Образование: Ростовское училище искусств, школа-студия МХАТ.
Карьера: снялся более чем в 50 фильмах и сериалах, среди которых «Ликвидация», «Изгнание», «Возвращение», «Клим», «Исаев», «Черная кошка», «Последний богатырь».
Семейное положение: женат на Лидии Петраковой. Дочери Ксении 30 лет.