Как бы ни хотелось заботиться об экологии или же мчаться за модой, но ваши вещи призваны служить вам, а не наоборот. И тогда размышления пойдут как по Маслоу — по принципу иерархии потребностей, которые и отражает ваш гардероб. Наша цель — дать ответ в контексте личности.
Представим эту «пирамиду» в контексте одежды примерно так:
1. На самой низшей ступени одежда отсутствует вообще! Чтобы прикрыть наготу, сойдет и фиговый лист или шкура оленя, если не повезло климатически. Сколько должен прослужить фиговый лист — вопрос риторический.
2. Следующий уровень обнаруживает потребность носить именно одежду. Ввиду признания ее очевидных преимуществ по сравнению с упомянутым выше фиговым листом: крой с учетом анатомии, функциональные застежки и тому подобное.
Срок службы вещей на этом уровне определяется физическим износом: если есть куда ставить заплатку — продолжаем носить (читайте также: Простые способы зашить дыру на штанах — берите на заметку).
Вам пригодится:
3. На ступени повыше возникает потребность надевать одежду по поводу или обстановке: дом, работа, поход в гости или куда-то еще. Оцениваются эстетические свойства вещей, наряду с их удобством и износоустойчивостью. На последние, к слову, влияют крой, свойства ткани, качество обработки и условия носки.
Когда ко мне в бутик вбегает леди с просьбой предложить ей «нарядную кофточку», я мысленно диагностирую ее на этом уровне «пирамиды».
4. С переходом на следующий уровень человека поджидает поиск собственного стиля. Здесь происходит, пожалуй, самое интересное. Мне, как дизайнеру и стилисту, с такой аудиторией не приходится скучать. И срок службы вещей на этом уровне определяется не только физическим, но и моральным износом.
В поисках вещей, отражающих его индивидуальность, человек может зайти так далеко и так стремительно, что купленное «вчера» покажется морально устаревшим уже «сегодня». И проблема «нечего надеть» с набитым шкафом приобретает масштаб катастрофы (читайте также: Что делать, когда нечего надеть: 5 советов от Рогова).
5. Вершина пирамиды — это венец поисков собственного стиля. Что вовсе не означает прекращение самопознания, саморазвития и возможные перемены в стиле. Но на этом уровне вещи практически не поддаются моральному тлению. Одежда отражает философию и ценности личности. Человек интересен сам себе, а потому ему не скучно в том, что он выбрал в этом состоянии.
Вспомните «вечную» водолазку Стива Джобса или черную футболку Джорджо Армани. А ведь их точно не упрекнешь в отсутствии вкуса или воображения. Предвкушая скорбные вздохи женской аудитории, спешу успокоить: залог морального долголетия вещей — вовсе не аскеза или самоограничение, но дисциплина и осознанность. Звучит банально, но без этих двух «акробатов» ни в одной сфере не достичь успеха, устойчивого.
Да, спонтанные покупки могут приносить больше радости. Но если в вашем гардеробе больше половины спонтанных приобретений, радовать он вас долго не будет, а вот боль «что надеть» гарантирована.
Осознанность невозможна без определенной самоидентификации: кто я, что делаю, что хочу сказать миру, а что не хочу. Определившись с самим собой и своими потребностями, разобраться с гардеробом не составит труда. Как и с вопросом срока его службы.