Yves Saint Laurent и Пит Мондриан
Коллекция французского модельера 1965 года с рисунками голландского абстракциониста считается точкой отсчета в современных отношениях моды и искусства. Сен-Лоран всегда признавался в любви к живописи, говорил, что мечтал стать художником. В 1965 году ему должно было исполниться 29 лет, он недавно ушел из дома Christian Dior и грезил о признании. В этом как раз помогли картины Мондриана, которые стали его вдохновением. Художник (он ушел из жизни в 1944-м) был известен своими геометрическими работами с асимметричным расположением прямоугольников основных цветов: желтого, красного и синего. Эти прямоугольники Ив поместил на простые трикотажные платья без воротника и рукавов, спрятав швы в черные линии, обрамляющие цветные квадраты. Модели произвели фурор. Коллекция раскрыла Сен-Лорана как дизайнера и принесла коммерческий успех бренду. Ее влияние было настолько сильным, что сформировало мнение: творчество Мондриана достигло международной известности только благодаря Сен-Лорану.
Chanel и Клод Моне
Впрочем, название французского модного дома в данном случае скорее условно. Если составлять список из 10 самых цитируемых в моде художников, Моне можно включить в первую тройку. Его «Кувшинки» в 2008 году разместили на платьях Dolce & Gabbana. Затем сюжет (благо импрессионист рисовал эти цветы в разных вариантах и большом количестве) использовал в 2015-м американский модный дом Rodarte. Chanel в коллекции весна-лето 2016 вдохновлялись работой «Сад в Живерни». А в 2017 году еще одни «Кувшинки» вместе с фамилией художника красовались на сумках Louis Vuitton. Такое постоянство в пристрастиях дизайнеров не удивляет: все-таки импрессионисты были мастерами цвета, света и умели производить впечатление.
H&M и Алекс Кац
Шведский бренд постоянно выпускает лимитированные коллекции с дизайнерами, а в 2016 году они объединились с 89-летним (на тот момент) американским художником, чья картина «Голубой зонтик № 2» была продана в 2001 году на аукционе за 666 тысяч долларов. И вообще, работы Каца можно увидеть либо в музеях, либо в частных коллекциях. Но H&M это исправил, напечатав их на футболках и толстовках. Как сказал автор: «Приятно, что мое искусство стало доступнее для большинства людей».
Coach и Кит Харинг
Кит Харинг, американский художник 80-х, ушел из жизни, когда ему было чуть за 30, но успел стать значимым именем в мире уличного искусства. Бренд Coach вдохновился его работами, создавая коллекцию весна-лето 2018. В приглашениях на показ была вписана фраза: «Искусство для всех», не потерявшая актуальность и сегодня, когда вновь разворачивается борьба за равноправие. На куртках, свитерах, платьях, сумках креативный директор Coach Стюарт Виверс разместил танцующие фигурки, светящиеся сердца и другие рисунки Харинга и подчеркнул, что их «нарочитое несовершенство» очень вписывается в концепцию бренда.
Alexander McQueen и Дэмьен Херст
53-летний британец Дэмьен Херст считается одним из самых дорогих художников современности. В центре его произведений – тема смерти в разных ее видах. Например, инсталляция «Влюбиться или разлюбить» – комнаты, заполненные бабочками, которые в них рождаются и умирают (и тут же заменяются новыми). Мертвых насекомых художник затем использовал для создания серии картин «Калейдоскопы», наклеивая их на полотна в фантазийных узорах. В 2013 году модный дом Alexander McQueen пригласил Херста придумать принты-калейдоскопы для коллекции шарфов. Бабочки и прочие насекомые на ткани создавали очертания черепа – фирменного знака Маккуина.
Vans и Такаси Мураками
В 2013 году после долгого сотрудничества японского художника с домом Louis Vuitton (всего оно продолжалось 13 лет, пока креативным директором бренда был Марк Джейкобс), Мураками спросили, с кем бы он еще хотел поработать, и тот ответил: «С Vans. Я ношу их обувь 10 лет и не знаю ничего удобнее». Спустя несколько месяцев художник получил от фирмы предложение о совместном проекте. Так появились слипоны, футболки и доски для скейта с разноцветными черепами и улыбающимися цветочками. «Я не вижу ничего неестественного в смешивании искусства и коммерции, – говорит артист. — В каком-то смысле коммерция – это изучение человеческих желаний, и это только помогает искусству раскрыться».
Valentino и Босх
В коллекции весна-лето 2017 дизайнер марки Пьерпаоло Пичоли представил наряды с принтами, вдохновленными триптихом нидерландца Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Но Пьерпаоло не просто перенес сюжет картины на ткань, а попросил британского модельера Зандру Роудс создать на его основе оригинальный принт. «Творение Босха представляет переход между Средними веками и эпохой Возрождения. Зандра была символом перемен в 1970—1980-е годы. Она стояла у истоков панк-движения, а для меня это означает прежде всего стремление к свободе, что было важно передать и в коллекции. Зандра – дизайнер текстиля и стала выпускать свою одежду тогда, когда ее принты стали казаться слишком смелыми для других домов моды», – комментировал свой выбор креативный директор Valentino. С помощью Зандры сюжеты и детали с картины Босха приобрели новые оттенки, но в них сохранилось главное – они не оставляют равнодушными зрителей.
Proenza Schouler и скульптура Бернини
Ньюйоркцы Джек Маккаллоу и Лазаро Эрнандес рассказывали, что вдохновение их коллекции весна-лето 2017 – микс различных идей. Поэтому на принтах платьев и топов смешались, например, фотографии сжатого кулака Маккаллоу, абстрактные изображения рук моделей 1950-х годов и итальянские скульптуры Бернини. «Мы были в путешествии, и если нам нравилась какая-то статуя, мы ее фотографировали, – прокомментировал концепцию Эрнандес. — Это мир, в котором мы живем: стихийный, в нем намешана масса всего, мы просто сложили все вместе и наблюдаем, что из этого выйдет».
Calvin Klein и Энди Уорхол
В 2017-м году бренд заключил трехлетний контракт на сотрудничество с фондом американского художника. В обмен на финансовую поддержку креативный директор Раф Симонс получал неограниченный доступ к архивам. Как отметил Раф: «Энди Уорхол – это намного глубже, чем веселые картинки с супом Campbell». Кстати, этот суп художник в 1962 году сам печатал на платьях. А CALVIN KLEIN в 2018-м включил в коллекцию модели (в том числе и нижнего белья) с принтами из фотоснимков авторства Уорхола. В декабре Симонс покинул бренд, но сотрудничество марки с фондом продолжилось. Так, для джинсовой коллекции-2019 под названием Landscapes были использованы обнаруженные лишь недавно черно-белые фотографии пейзажей, которые Уорхол сделал в 1984 году.