Время взросления — тяжелое и для ребенка, и для родителей. Меняется голос и внешность подростка, настроение становится нестабильным, часто проявляется тревожность.
Что происходит с ребенком в этот период, и как можно помочь ему сконцентрироваться, рассказывает Наталья Репина, психолог межличностных и семейных отношений, учитель медитации со светом, основатель и преподаватель Института современных медитаций.
Что такое переходный возраст
Подростковым или переходным возрастом обычно называют период с 10-11 до 17-19 лет. В это время ребенок постепенно становится взрослым — меняется его поведение, происходят серьезные физиологические процессы, половое созревание.
Переходный возраст принято делить на несколько стадий:
ранний подростковый возраст (10-14 лет) — у мальчиков и девочек начинается половое созревание или пубертат. Запускаются гормональные изменения, ярко проявляются половые признаки. Постепенно ребенок выходит из круга семьи, заводит друзей;
средний подростковый возраст (15-17 лет) характеризуется завершением полового созревания, молодые люди еще продолжают активно расти, становятся выше на несколько сантиметров в год. Физически подростки уже могут стать родителями, но психологически еще не готовы к созданию семьи, нуждаются в поддержке;
поздний подростковый возраст (18-19 лет) — к этому времени человек становится более стабильным, обычно обретает независимость в финансовом и эмоциональном плане. Он может опираться на собственное мнение, а не на чужое.
Если подросток не пройдет все необходимые стадии взросления и «застрянет» в детстве, это может стать причиной для различных психологических проблем.
Проблемы подростка: почему так тяжело
Деление на периоды довольно условное — у каждого фазы могут быть дольше или короче. Это индивидуально и зависит от личностных особенностей ребенка, его собственного темперамента и окружения (читайте также: 3 книги о медитациях для женщин, которые помогут обрести гармонию и силу — они перевернут ваш мир).
Процесс изменений, который запускает головной мозг, вызывает ускоренный рост костей, мышц, дальнейшее развитие мозга и половое созревание как таковое. По этому поводу ребенок испытывает целую гамму эмоций — он вновь знакомится со своим телом, учится принимать себя и взаимодействовать с другими.
Подростковый возраст не зря называют одним из самых сложных. Вчерашний ребенок еще не способен к самоконтролю, оценке своих поступков, у него нет опыта и выстроенной системы ценностей. Подросток, как правило, эмоционально реагирует на критику и ошибки, может вести себя рискованно или надменно.
Детей, юношей и девушек в переходном возрасте обычно характеризует ряд черт, которые могут проявиться у кого-то ярче, у кого-то — в более сглаженной форме. Среди них:
заниженная самооценка;
конфликты с окружением, включая родителей, других близких родственников, учителей;
замкнутость и нежелание проявляться, отказ от общения с друзьями, одноклассниками;
перепады настроения от эйфории до подавленности за короткое время;
резкое изменение поведения, привычек, интересов;
вовлеченность в рискованные ситуации, которые могут быть связаны с нарушением закона.
Милый малыш вдруг превращается в ершистого подростка — это не всегда повод бить тревогу. Однако родителям стоит знать, что происходит с их ребенком и как ему можно по-настоящему помочь, а не навредить.
Все дело в мозге
Ребенок, который не хочет учиться, постоянно грубит и противоречит сам себе, становится таким не просто так. Одной из главных причин конфликтов является временное несоответствие развития разных частей мозга.
Поэтому в переходном возрасте подростки чаще реагируют эмоционально, чем рационально. Они легко раздражаются, делают неверные выводы и принимают решения, которые не основаны на логике (читайте также: Что будет, если заниматься медитацией каждый день: честный эксперимент).
Еще одна особенность мозга подростка — нейропластичность. Под воздействием нового опыта формируются нейронные связи. Подросток очень быстро обучается и совершенствуется в важном для себя деле. Он испытывает просто колоссальные нагрузки и нуждается в поддержке.
Как помочь: медитации и поиск баланса
Помочь мозгу и эмоциям прийти в баланс могут практики самокоррекции или по-другому — медитации. Во время медитаций мы учимся концентрировать внимание на себе, а значит начинаем лучше понимать себя и свои желания. Поэтому медитация может помочь подростку в вопросах профориентации или других волнующих проблемах.
Для этого ребенку можно выполнять простую медитацию на гармонизацию функций мозга:
включить расслабляющую музыку;
сесть поудобнее, закрыть глаза;
представить, что в центре головы начинает концентрироваться свет из окружающего пространства;
сформировать из него световой шар, мысленно заполнить светом из шара сначала правое полушарие, затем левое полушарие головного мозга;
понаблюдать за процессом минуты три, сконцентрировать свое внимание на намерении: «работа правого и левого полушария синхронизируются между собой».
Делать такое упражнение нужно 10-15 мин каждый день. Когда медитация войдет в привычку, практику можно усложнить. Представить вокруг себя вращения любых многогранников. Например, дополнительно визуализировать икосаэдр (объемный многогранник из множества треугольников) вокруг себя, наблюдать его вращение и свои ощущения при этом.
Психолог межличностных и семейных отношений, учитель медитации со светом, основатель и преподаватель Института современных медитаций.
Сайт