Речевое поведение педагога — критерий его профессионализма и культуры в целом. При разговоре с ребенком важно помнить, что он тоже личность, навредить которой легко, а последствия могут сопровождать его всю жизнь.
В этой статье кандидат педагогических наук, педагог с 24-летним стажем и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Оксана Чугайнова рассказывает о типичных фразах учителя, которые не нужно говорить школьникам. Вы узнаете, почему педагоги их произносят и что при этом чувствует ребенок.
«Вы худший класс!»
Почему педагог так говорит?
Это фраза учителей, которые не справляются с дисциплиной или низкой успеваемостью класса. Что хочет донести педагог этой фразой? Разочарование и недовольство, которое возникает от собственного бессилия, когда он сам не справляется с профессиональной задачей, поэтому им движет желание обвинить других.
Что чувствуют дети?
Ученикам еще недоступно понимание глубины чувств педагога, и потому они воспринимают эту фразу по-своему: «нас не любят, мы плохие… ну и ладно». Когда обращение адресовано всем, то, значит, ни к кому. Это разрывает связи между взрослым и всеми детьми одновременно. Отчуждение нарастает, а пропасть увеличивается.
«Придется поговорить с твоей мамой!»
Почему педагог так говорит?
Это фраза учителей, исчерпавших все приемы, которые побуждают ученика к усердию и дисциплинированности. Что хочет педагог? Напугать и заставить выполнять требования. Им движет чувство беспомощности, его собственная профессиональная самооценка стремительно падает, а это последняя «соломинка», за которую он думает зацепиться, и дети это понимают.
Что чувствуют дети?
Эта фраза пугает и настораживает, разрушает эмоциональную связь ребенка с родителями, так как теперь они становятся источниками угрозы. Это шантаж, который показывает, что учитель не хочет брать на себя ответственность за поведение и успеваемость детей и старается переложить ее на родителей Как учат детей в школах Японии? 8 крутых особенностей, которые делают из ребятишек гениев).
«Главное — не победа, а участие!»
Почему педагог так говорит?
Эту фразу учителя используют с благой целью — утешить проигравшего. Однако этого не происходит, утверждение абсолютно не работает. Говоря так, взрослые подрывают веру в себя, обесценивают усилия детей и важность победы.
Что чувствуют дети?
У учеников складывается несерьезное отношение к мероприятию в целом, снижается мотивация участвовать в соревнованиях.
«Ты почему опоздал?»
Есть еще варианты: «Когда ты уже будешь приходить вовремя (делать домашние задания)?»
Почему педагог так говорит?
Учителю действительно важен ответ на этот вопрос? Нет! Он это говорит от обиды, потому что ему кажется, что его предметом и им самим пренебрегают.
Что чувствуют дети?
Конечно, опоздание — это плохая привычка, но подобные меры ее не лечат, а провоцируют ложь и страх, задевают чувства, особенно если сказаны при других. Ребенок при этом чувствует себя виноватым, боится быть «плохим», защищается, ищет оправдания, а потом и вовсе привыкает и перестает замечать, но не меняет поведение.
«Решай сам» или «Делай сам»
Почему педагог так говорит?
Учитель думает, что так стремится стимулировать самостоятельность и умение принимать решения, но на самом деле тормозит этот процесс (читайте также: 25 учительских перлов из школьных дневников — они рассмешат вас до слез).
Что чувствует ребенок?
Ребенок чувствует, что он «никому не нужен». Тревожность и паника становятся его постоянными спутниками. Он все равно не будет решать сам, а станет просить помощи у других, потому что не научен, как искать ответ. Лень здесь чаще всего ни при чем.
Итак, желая исправить поведение ребенка, учитель должен говорить о своих чувствах и от собственного имени, избегать ярлыков, не обесценивая ребенка и не ломая его личные границы. Проявляя корректность, выдержку, такт и внимательность, нужно быть доступными для общения, открытыми и доброжелательными. В этом и заключается мастерство педагога.
Кандидат педагогических наук, педагог с 24-летним стажем и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа
Личный сайт