Развивающие игры для детей при нарушении слуха
Слабослышащий ребёнок лишён части информации, попадающей к нему в виде звуков и слов. Поэтому он не способен говорить. По этой же причине малыш отстаёт в формировании основных функций от своих сверстников с нормальным слухом.
Специальные игры для детей, лишённых слуха, направлены на формирование следующих способностей:
- мелкая моторика;
- мышление;
- внимание;
- воображение.
Необходимо использовать игры, способные развить дошкольнику речевой и неречевой слух. Все занятия соотносят с уровнем развития малышей.
Игра на развитие моторики «Лови шарик»
Педагог бросает шар в желобок и говорит ребёнку: «Лови». Малыш должен поймать его. Действие надо выполнить несколько раз. Потом педагог даёт малышу шар и говорит: «Кати». Ребёнок должен повторить действия педагога. Не всегда малыш способен выполнить действие с первого раза. Помимо выполнения команд, ребёнок осваивает слова: «кати», «лови», «шар», «молодец».
Игра на воображение «Что сначала, что потом»
Педагог даёт ребёнку от 2 до 6 карточек с изображением действий. Ребёнок должен разложить их по порядку, в котором эти действия происходили. Педагог проверяет и спрашивает, почему такой порядок.
Развитие слухового восприятия
Следует выделить несколькозадач, которые можно решить с помощью игр:
- Развитие остаточного слуха у ребёнка.
- Создание слухо-зрительной основы, соотнесение звуков со зрительными образами.
- Расширение представлений малыша о звуках.
Все игры проводятся в соответствии с уровнем развития ребёнка.
Знакомство с музыкальными инструментами
Методист достаёт барабан и демонстрирует карточку с названием инструмента. Он использует слова: будем играть, играйте, да, нет, молодец. Методист ударяет по барабану и говорит: «та-та-та», — поднимает карточку с названием инструмента. Дети касаются барабана, ощущая его вибрацию, стараются повторить «та-та-та». Каждый пробует ударить по инструменту, остальные дублируют действие на других поверхностях. И также можно выполнять игру и с другими инструментами.
Развивающие игры для детей с ограниченным слухом направлены на преодоление возрастного отставания. Другой аспект этой учёбы – развитие остатков слуха и соотнесение звуковых и зрительных образов.