Джошуа Джексон, Аннасофия Робб
— «Слушай, Инна, а можно я еще поиграю перед сном?» — эта фраза, произнесенная пятилетним мальчиком, может ввести в ступор любого родителя. Почему он обращается к маме по имени? Где же привычное и теплое «мама»? Отвечает трансперсональный психолог Галина Шикина.
Тема, на первый взгляд, частная, но за последними наблюдениями стоит целый спектр причин: от возрастной имитации до глубинных психологических процессов.
Когда имя — просто копирование
Психолингвисты давно подметили, что первые слова в лексиконе младенца — это обычно «мама» и «папа». Они просты по артикуляции, эмоционально насыщены и подкреплены реакцией взрослых.
Однако уже в возрасте 2–3 лет у ребенка развивается способность к социальному наблюдению. Он слышит, как другие члены семьи, друзья, педагоги называют родителей — и начинает повторять. Такой «перевод» отношений на язык взрослых — это способ адаптации к окружающей социальной среде.
Это нормально, если ребенок какое-то время экспериментирует с именами. Чаще всего, как показывают наблюдения, этот период проходит сам собой.
Когда имя — способ достучаться
Но если такая манера обращения закрепляется, особенно после 5–6 лет, стоит внимательнее присмотреться (читайте также: 5 ошибок родителей во время ссоры, после которых ребенок перестает им доверять).
Во-первых, имя может стать способом привлечь внимание. Особенно если на «мама» давно не реагируют, а на имя — сразу отзываются. Это становится простой и эффективной стратегией получить контакт.
Во-вторых, обращение по имени может быть маркером эмоциональной дистанции. Если ребенок чувствует отчуждение, ссоры, холодность, то отказывается от «мамы» и «папы» как от ролей, с которыми больше не ассоциирует безопасность и тепло.
В-третьих, это может быть заявлением о взрослении. Ребенок как бы говорит: «Я — такой же, как вы. Мы на равных». Особенно часто это наблюдается в семьях с неформальной иерархией или в ситуациях, когда взрослые пытаются быть «друзьями» ребенку, теряя родительскую функцию.
Бен Аффлек, Ракель Кастро
Когда в семье — сложная структура
В семьях, где растут дети от разных браков, обращение к родителю по имени может быть связано с особенностями внутрисемейной структуры. Например, если у ребенка есть сводные братья или сестры, и они называют маму только по имени — ведь она не является их биологической матерью, — это обращение может легко «заразить» и родных детей. Особенно если ребенок младше: он склонен повторять за старшими не только поведение, но и речь.
Так привычное «мама» отходит на второй план — не из протеста, а как часть общего социального копирования. Это не повод для тревоги, но важный сигнал, что детям нужно помочь понять роли в семье, обозначить границы и проговорить, кто есть кто. Чем яснее структура — тем устойчивее привязанности.
Что говорят исследования
Феномен обращения по имени — предмет изучения и в зарубежной науке. В исследовании, опубликованном в Journal of Child Language, подчеркивается, что дистанция в обращениях формируется не только в зависимости от привязанности, но и от культурных норм внутри семьи.
Кроме того, наблюдения психологов-практиков показывают, что использование имен в адрес родителей чаще встречается у детей, которые проживают в семьях с нестабильной ролевой структурой или у которых нарушен эмоциональный контакт с родителем одного пола (читайте также: 5 признаков человека, который рос в неполноценной семье — проверьте себя и близких).
В российском контексте похожие выводы делает психолог Галина Прутковская: «Если ребенок начинает звать родителей по имени после семи лет — это может говорить о попытке стереть иерархию или о сигнале отдаления от семьи".
Маккенна Грейс, Крис Эванс
Когда имя вытесняет родительский архетип: взгляд вглубь подсознания
С точки зрения трансперсональной психологии, обращение ребенка к родителям по имени может быть не только поведенческой привычкой, но и проявлением глубинных бессознательных процессов. В традиционном восприятии «мама» и «папа» — это не просто роли, а архетипические фигуры: источник защиты, силы, безусловной любви.
Когда ребенок начинает называть родителя по имени, он как бы разрушает эту мифологическую оболочку, пробуя воспринимать взрослого как отдельную личность, не включенную в родительский символический образ. Особенно часто это происходит в кризисные периоды сепарации, когда психика ребенка ищет новые способы выстраивания границ и самоидентификации.
Карл Густав Юнг писал: «Ребенок — это автономная душа, которая ищет путь к собственному центру. Встреча с образом отца или матери — не только биографический факт, но и архетипическая встреча с фигурами силы».
В этом смысле замена «мамы» или «папы» на имя может быть интуитивной попыткой снять внутреннюю зависимость от авторитетной фигуры — особенно если контакт с ней травмирован, перегружен ожиданиями или сопровождается эмоциональной нестабильностью.
Райан Рейнольдс, Эбигейл Бреслин
Станислав Гроф также подчеркивал: «Глубинные пласты психики ребенка формируются не только через поведение родителей, но и через то, как он ощущает их присутствие, силу, дистанцию и доступность».
Если ребенок чувствует, что родитель недоступен эмоционально или отдален, он может бессознательно «опустить» его до уровня обычного человека, обозначив это именем. Это не всегда конфликт, но часто — сигнал внутренней работы личности, и задача взрослого — не подавить этот процесс, а сопровождать его с пониманием и чуткостью.
Нужно ли что-то менять?
Важно не столько само обращение, сколько контекст, в котором оно используется:
Если отношения с ребенком теплые, контакт стабильный, и все стороны воспринимают ситуацию как норму — это просто особенность вашей семьи.
Если же в семье ощущается напряжение, у родителей разные взгляды на воспитание, а ребенок использует имена демонстративно, с вызовом или отчужденностью — это звоночек.
Лора Дерн
Что делать родителям
Без паники. Это не трагедия и не «провал воспитания».
Посмотрите вглубь. Что стоит за этим обращением? Желание быть ближе, наоборот — дистанция, или просто игра?
Говорите с ребенком. Объясните, что вам приятно, когда он говорит «мама» или «папа». Расскажите, почему для вас это важно.
Укрепляйте контакт. Совместные игры, ритуалы, диалоги — все это укрепляет родительскую роль не словом, а делом.
Вместо послесловия
Иногда имя — это просто имя. А иногда — это зеркало, в котором отражается то, что происходит в семье. Присмотритесь. Будь внимательны к своим детям и к тому, что вы им транслируете своим поведением.
