«Синдром среднего ребенка»: что это такое, и почему он делает жизнь тяжелее | Источник: DALL-E
Фото

DALL-E

Если вы росли в многодетной семье, то наверняка замечали — некоторые стереотипы о старших, средних и младших детях бывают правдивы. Например, первенцев часто считают самостоятельными лидерами, а младшие дети, как правило, веселы и спокойны. Хотя порядок рождения не определяет личность каждого человека, устоявшиеся представления глубоко укоренились в обществе, и многие люди узнают в них свои черты.

А что насчет так называемого «синдрома среднего ребенка»? Специалисты отмечают: средние дети склонны к настойчивости, проявляют преданность и стремятся к самостоятельности. Существует давняя теория, согласно которой они могут ощущать себя менее заметными, что побуждает их искать свой собственный путь в жизни.

Что такое «синдром среднего ребенка»?

Энн Уэлш, доктор психологических наук, специалист в области психического здоровья, коуч и клинический психолог, поясняет: хотя «синдром среднего ребенка» и не официальный диагноз, термин используют часто. Им описывают ощущения детей, рожденных в промежутке между страшим и младшим ребенком, которые не получают достаточного внимания от родителей или находятся в тени старших или младших братьев и сестер.

«Синдром среднего ребенка»: что это такое, и почему он делает жизнь тяжелее | Источник: DALL-E
Фото

DALL-E

«Этот термин основан на „теории порядка рождения“, впервые предложенной Альфредом Адлером в 1920-х годах», — рассказывает Уэлш. «Согласно Адлеру, место ребенка в семье влияет на формирование его личности: старшие дети часто проявляют лидерские качества, младшие — игривы или бунтарски настроены, а средние дети стремятся к вниманию и/или выступают в роли миротворцев».

Согласно теории, распределение родительских ресурсов (времени, внимания, средств) по-разному влияет на каждого ребенка в течение его жизни (читайте также: Всего одна фраза ломает психику ребенку — никогда ее не произносите).

Несмотря на широкое распространение термина «синдром среднего ребенка», доктор Уэлш предостерегает: недостаточно убедительных данных, подтверждающих «теорию порядка рождения». Она подчеркивает, что черты характера примерно на 50% определяются генетикой, а остальное — факторами окружающей среды, которые включают в себя не только позицию в семье.

«Синдром среднего ребенка»: что это такое, и почему он делает жизнь тяжелее | Источник: DALL-E
Фото

DALL-E

Ощущение, что их игнорируют, свойственно средним детям, однако это субъективный опыт. Некоторые люди действительно переживают это, в то время как другие — нет. Как и подчеркивает доктор Уэлш, «синдром среднего ребенка» не является официальным психологическим диагнозом, поскольку опыт может сильно различаться в зависимости от семейной динамики.

«Хотя некоторые дети могут чувствовать себя обделенными вниманием, многие из них развивают стойкость, независимость и сильные социальные навыки, которые приносят им пользу на протяжении всей жизни», — заключает она.

3 признака «синдрома среднего ребенка»

Чувство, что тебя игнорируют

Иногда родители могут возлагать больше ответственности на старших детей, позволяя им проявлять самостоятельность, а младших баловать, считая их «малышами». Это может заставить среднего ребенка почувствовать себя обделенным. Стоит задуматься, если ваш ребенок выглядит расстроенным, когда другие получают задания или похвалу (читайте также: Как правильно хвалить ребенка, чтобы он не вырос эгоистом: 5 советов от мамы двоих детей).

Попытки найти свою идентичность.

«Средним детям, оказавшимся между старшими и младшими братьями и сестрами, порой сложнее осознать свою неповторимость», — отмечает доктор Уэлш.

Чувство недостатка внимания

«Когда кто-то старше уже добился определенных успехов, а младший требует повышенного контроля со стороны родителей, среднему ребенку может казаться, что он получает меньше внимания» — поясняет доктор Уэлш, анализируя возможные переживания.

«Синдром среднего ребенка»: что это такое, и почему он делает жизнь тяжелее | Источник: DALL-E
Фото

DALL-E

Эти особенности могут быть связаны с определенными родительскими стратегиями, оказывающими влияние на средних детей. Например, как указывает доктор Уэлш, родители могут невольно концентрироваться на периодах жизни старшего или младшего ребенка. Разделение внимания может побудить среднего ребенка к большей самостоятельности. Кроме того, часто средних детей объединяют со старшими или младшими братьями и сестрами, не уделяя должного внимания их индивидуальности.

Многие родители даже не подозревают о таких действиях. Чтобы предотвратить появление так называемого синдрома среднего ребенка, в первую очередь, доктор Уэлш советует уделять каждому ребенку равное внимание, подчеркивая их уникальные таланты и достижения. Важно поддерживать индивидуальность, поощряя интересы среднего ребенка и избегая сравнений с братьями и сестрами.

Также полезно выделять время для общения один на один, что, по словам Уэлш, укрепит связь между родителем и ребенком.