Об опасности этой новой детской игры говорят из каждого утюга. Однако никто до конца не может рационально объяснить, что с ней не так, и почему из-за этого страдает психика. Мы решили обратиться за ответом к эксперту — практическому психологу-консультанту Елене Митрохиной.
Искусство обаяния: как создается иллюзия близости
Самый популярный запрос для подростка: «Красная дверь, желтая дверь, как играть». На самом деле правила до боли просты. Это детская забава, где один подросток лежит с закрытыми глазами, а другой задает вопросы. Но как показывает практика, под оболочкой безобидного развлечения скрывается гораздо более сложный и тревожный процесс, с которым сталкиваются родители.
«За время работы с подростками я не раз наблюдала, как любопытство и стремление к самопознанию могут заводить их в зону риска — не потому, что подростки глупы или легковерны, а потому, что их психика в этот период открыта, гибка, подвижна. Они ищут границы себя и мира, пробуют реальность на прочность, и часто — в форме игр, ритуалов, символических действий, и не всегда это плохо», — поясняет эксперт.
Суть игры «Красная дверь, желтая дверь»
С точки зрения психофизиологии, игра «Красная дверь, желтая дверь» активирует сразу несколько чувствительных зон мозга. Затемненная обстановка, закрытые глаза, прикосновения, монотонная речь — все это создает эффект сенсорной депривации и одновременно — гиперфокусировки на внутренних образах. Такое сочетание может ввести участника в легкое трансовое состояние — грани между сном и бодрствованием, когда воображение берет верх над рациональностью.
Чтобы получать самые точные гороскопы раньше всех, подписывайтесь на наш
Особенно уязвимыми оказываются подростки с богатым воображением, тревожные, переживающие стресс или эмоциональные перегрузки. Именно у них наблюдаются наиболее острые реакции, от кратковременных панических состояний и проблем со сном до эпизодов с ощущением, что происходящее вокруг нереально.
Иногда появляются ложные воспоминания, сопровождаемые сильной эмоциональной вовлеченностью. Подросток может быть абсолютно уверен в том, что «видел» нечто важное или пугающее — хотя в реальности это было порождением его психики, усиленным внушением.
Мы имеем дело не просто с развлечением, а с самодельной версией психотехники, неконтролируемой, стихийной, зачастую проводимой без понимания последствий (читайте также: Какую опасность для детей таят в себе обычные игрушки — родителям стоит насторожиться).
Почему подростки в это играют?
Потому что подростковый возраст — это этап, когда человек вплотную приближается к вопросам, кто я, где границы моего «я», что мне можно и что я могу пережить? Погружение в подсознание, тема сна и подсознания — все это притягивает подростков не меньше, чем экстрим или романтика. Игра дает им чувство особого доступа к тайнам — и одновременно работает как способ испытать себя в необычном, напряженном, почти оккультном опыте. Это форма эмоционального «вызова», не всегда осознанного.
Важно понимать: сами по себе интерес, игра, желание пощекотать себе нервы — не опасны. Опасна форма, в которой это происходит. А еще — отсутствие взрослого, способного объяснить, поддержать, помочь обработать полученный опыт.
Как родителям реагировать?
Запретить — самое простое и, увы, наименее эффективное. Категоричный запрет без объяснения, без попытки понять мотивацию ребенка, часто лишь усиливает его интерес, табу создает ореол «тайного знания», которое становится еще привлекательнее (читайте также: От Древнего Египта до Эллады: 5 самых древних настольных игр в мире).
Намного продуктивнее — выстроить диалог. Не допрос, а заинтересованный, живой разговор. «Ты слышал об этой игре? А что в ней тебя зацепило? Какие чувства она вызывает? Не страшно?» — иногда такие простые вопросы могут открыть целый мир, который живет внутри подростка, но еще не получил словесного выражения. Выяснить больше информации, сформировать план действий, который не принесет негативных последствий для каждой из сторон.
Когда ребенок чувствует, что его не осуждают, а действительно хотят понять — он начинает делиться. И именно в этом пространстве доверия у взрослых появляется шанс донести важное, как работает психика, что такое внушение, почему мозг может «показывать» страшные или странные образы, как защитить себя, если стало не по себе. Это и есть настоящее психологическое просвещение, которое формирует зрелое отношение к своему внутреннему миру.
Что можно предложить взамен?
Заменять опасное — не значит уводить в скучное. Подросткам нужна интенсивность, эмоции, сюжет, возможность «исследовать неизвестное».
Отлично работают психологические квесты, настольные игры с элементами расследования, погружения в образы, совместный разбор фильмов с неоднозначной моралью или интересными психологическими дилеммами. Главное — это дать ощущение приключения, в котором подросток может проявиться, задать вопросы, испытать эмоции, но остаться в безопасной среде.
Игра как симптом
Если подросток увлечен подобными играми, это не всегда тревожный сигнал, но часто — приглашение взрослым быть внимательнее. Это может быть проявлением любопытства, но иногда и попыткой компенсировать внутреннюю тревожность, одиночество, нехватку значимых впечатлений. Не стоит драматизировать, но и игнорировать не стоит. Важно быть рядом, наблюдать, задавать вопросы, не оценивая, а вникая.
Как помочь подростку стать психологически устойчивым?
Не только разговорами. Подростку важно научиться распознавать свои состояния, задаваться вопросами: «Что я сейчас чувствую? Почему? Что это значит для меня? Как с этим быть?». Эти базовые навыки саморефлексии становятся настоящим щитом против любых манипуляций — будь то маркетинг, токсичные отношения или модные «игры сознания».
Создание семейной культуры открытого обсуждения, привычки делиться ощущениями и задавать сложные вопросы — это не модная тенденция, а фундамент психической устойчивости. Игра — пройдет. А привычка понимать себя и не терять связь с реальностью останется с ребенком на всю жизнь.
