Фильм создавался как наш ответ Голливуду на вышедшую в 1956 году экранизацию «Войны и мира» с Одри Хепберн в главной роли и был призван показать миру всю мощь советского кинематографа. Использование отечественной техники и материалов стало делом принципа.
В то время в мире появилось широкоформатное кино, оно отличалось ярким изображением высокого разрешения. Технология в нашей стране только начала развиваться, и качество пленки оставляло желать лучшего. О сложностях работы над картиной вспоминает оператор-постановщик Анатолий Петрицкий.
– Было много брака. Например, не пробита перфорация с одной стороны. Или надпись «Шосткинский химзавод», которую должны были печатать с краю пленки, вдруг оказывалась в центре, на лбу актера. Из-за этого многое переснимали. Кроме того, из-за слабой чувствительности пленки съемочную площадку приходилось дополнительно освещать. Для этого использовали военные прожекторы, а они сильно нагревали воздух. Осветители падали в обморок, а режиссер Сергей Бондарчук после каждого дубля переводил дух в кислородной палатке.
Зато у отечественной пленки существовал очевидный плюс: ее можно было расходовать в неограниченных количествах.
Режиссер и исполнитель главной роли в одном лице
На роль Пьера Безухова режиссер, не отыскав подходящей кандидатуры среди артистов, позвал в фильм олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике Юрия Власова. Но тот отказался. И Бондарчук решил играть Безухова сам, закрыв глаза на разницу в возрасте: ему на момент съемок было уже за 40, Пьеру в начале романа – 20. Чтобы сыграть отличавшегося крупной комплекцией героя, режиссеру пришлось набрать около 10 килограммов.
— Совмещать работу режиссера и актера ему оказалось трудно, – считает Петрицкий. — Наверное, сомневался, потому что иногда, отыграв сцену, обращался ко мне с вопросом: «Ну как?»
Сервиз по госзаказу
Съемки поддерживало государство. Для пошива костюмов привлекли Министерство легкой промышленности. Создатели фильма получили доступ к коллекциям 58 музеев. Над новоделом трудилось более 40 предприятий. Например, на Ломоносовском фарфоровом заводе по рисункам XVIII века изготовили большой обеденный сервиз.
Собственный кавалерийский полк
Для батальных сцен понадобилось большое количество всадников. Министерство обороны предложило предоставить солдат, но с лошадьми возникли проблемы – в середине 1950-х кавалерию как род войск упразднили. Для фильма по всей стране собирались кони и военные, которые умели на них ездить. К постановке трюков подключились артисты цирка – знаменитая династия Кантемировых.
– Сначала солдаты объезжали лошадей в современной форме, – рассказывает Петрицкий. – Потом им выдали историческую. И тут кони ее испугались: шарахнулись и побежали в разные стороны. Ушло время, чтобы они к ней привыкли.
В ходе съемок был сформирован 11-й отдельный кинематографический кавалерийский полк, который потом снялся во многих фильмах. Там проходили службу некоторые актеры, например, Андрей Ростоцкий и Сергей Жигунов. В 2002 году полк прекратил существование.
Массовка, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса
В романе Толстого более 550 действующих лиц, 468 так или иначе поименованы. В фильме свыше 300 только озвученных персонажей. А Бородинская битва, занимающая около получаса экранного времени, стала самой масштабной батальной сценой в мировом кино. В ней снималась массовка из 120 тысяч человек – рекорд, занесенный в Книгу Гиннесса. Масштабы пиротехнической работы тоже впечатляют: использовано 23 тонны взрывчатки, 40 тыс. литров керосина, 15 тыс. ручных дымовых гранат, 2 тыс. шашек, 1,5 тыс. снарядов. При этом за время работы не произошло ни одного несчастного случая!
Новаторские операторские приемы
В сцене Бородина использован интересный ход: камера словно парит над полем боя. Чтобы снять эти кадры, понадобилась необычная конструкция. Была построена 15-метровая вышка, к ней прикреплено два троса длиной 120 метров, протянутые над полем сражения, и по ним на тележке спускалась в свободном парении камера. Создавалось впечатление, что мы видим бой «глазами» пушечного ядра.
Любопытный прием использовали и в сцене первого бала Наташи Ростовой. Чтобы плавно двигаться среди вальсирующих пар, оператор… встал на ролики.
– У меня в то время сын занимался на Ленинских горах в секции по прыжкам на лыжах, и спортсмены летом тренировались на таких роликовых коньках, они и подсказали мне эту идею, – улыбается Анатолий Петрицкий.
Консультант по этикету – возлюбленная Колчака
По вопросам этикета XIX века создателей фильма консультировала Анна Книпер-Тимирева, возлюбленная Александра Колчака (в фильме «Адмиралъ» ее сыграла Елизавета Боярская). На момент съемок ей исполнилось 69, за плечами годы лагерей. После реабилитации она вернулась в Москву и снималась в массовке и эпизодических ролях на «Мосфильме». Сыграла и в «Войне и мире» – даму с лорнетом на балу.
Первый советский «Оскар» за игровой фильм
«Война и мир» принес нашему кино первую премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». До этого мы получали золотую статуэтку лишь однажды: в 1942 году лента «Разгром немецких войск под Москвой» была отмечена как лучший документальный фильм. Кстати, в селе Белозерка, на родине Бондарчука, рассказывают, что «Оскар» ему еще в детстве нагадала цыганка, напророчив: «Будешь знаменитым, богатым и счастливым. Люди из-за океана подарят тебе золотого бога с мечом».
— Конечно, мы были польщены этой наградой, – говорит Петрицкий. — Долгое время она стояла на «Мосфильме» в кабинете генерального директора, а когда на эту должность пришел Карен Шахназаров, он отдал статуэтку Ирине Скобцевой (вдова Сергея Бондарчука. — Прим. «Антенны»). Сейчас она хранится в ее семье.
Многомиллионный бюджет
«Война и мир» стала одним из самых высокобюджетных фильмов в истории кино. Правда, данные о нем сильно разнятся: в разных источниках называются цифры от 8 млн до 60 млн рублей. Кассовые сборы тоже внушительны: в общей сложности четыре серии только в советском прокате собрали около 58 млн.
Бородино вдохновило хоббитов
Прославившись на Западе благодаря «Оскару», фильм Бондарчука оказал большое влияние на мировой кинематограф. По Бородину до сих пор учатся снимать батальные сцены всех времен и народов и даже, как выяснилось, сказочных.
– Можно с уверенностью сказать, что любая батальная сцена в кино в той или иной степени снята под воздействием Бородинской битвы, – комментирует киновед Кирилл Разлогов. – Благодаря «Оскару», который получила «Война и мир», ее хорошо знают на Западе. Американцы давно завидуют батальным сценам Бондарчука. Один крупный американский промышленник мне признался: зависть вызвана тем, что в распоряжении Бондарчука была вся советская армия, в то время как Голливуд вынужден нанимать за деньги 200 статистов и заставлять их 25 раз бегать вокруг одного и того же столба. Кроме того, у него был дар снимать батальные сцены. Когда в кадре находилось два героя и нужно было как-то выстраивать между ними отношения, это не всегда получалось. Но в массовых сценах он был большим мастером.
Некоторые зарубежные режиссеры прямо говорят, что во время съемок батальных сцен ориентировались на «Войну и мир». Например, в этом признался создатель трилогии «Властелин колец» Питер Джексон перед выходом на экран заключительной части приквела киносаги «Хоббит: Битва пяти воинств». Большую часть фильма занимает побоище с участием хоббитов, гномов, эльфов, людей и орков, которое должно решить судьбу похода гномов за сокровищами.
– Перед съемками мы посмотрели «Войну и мир», – рассказал в интервью Джексон. – Наблюдали за удивительной работой света: вокруг пушек появляются облака пыли, сквозь них пробивается солнечный свет и образует на земле тени. В некоторых планах мы использовали приемы освещения из этого фильма.
– Ко мне обращались из Новой Зеландии, из этой киногруппы, – подтвердил Анатолий Петрицкий. – Спрашивали о подробностях съемок, например, сколько народу у нас снималось. Я отправил им в помощь опубликованные материалы о съемках «Войны и мира».
В картине Бондарчука использованы интересные операторские приемы, которые потом были повторены. Например, крупные планы (лица солдат во время боя), субъективная камера (когда «киноглаз» принадлежит определенному герою, причем не только человеку, но и предмету, например, пушечному ядру), съемка с нижнего ракурса (так снят во время битвы капитан Тушин, и это придает его фигуре богатырские черты), рапид и стоп-кадр (в замедленном движении в танце рука Наташи Ростовой ложится на плечо Андрея Болконского). Кроме того, некоторые сцены сняты длинным планом, например, панорама Бородинской битвы.
– Сцена была рассчитана на съемку полной кассетой – 300 метров, 10 минут, – рассказывает Анатолий Петрицкий. – Мы сняли таким образом четыре дубля.
Длинные планы потом неоднократно использовались в кино, начиная от фильмов Тарковского (например, в «Ностальгии» герой Олега Янковского несет свечу по дну бассейна) до «Гравитации» (выход в открытый космос). Но рекорд поставил режиссер Александр Сокуров: весь его 87-минутный «Русский ковчег» снят одним кадром – камера перемещается по Зимнему дворцу.
Принцесса, волшебница, Золушка…
Всего по роману Толстого вышло 11 фильмов. Первой звуковой экранизацией стала картина 1956 года, в котором Наташу сыграла Одри Хепберн, уже прославившаяся ролью королевской особы в «Римских каникулах». Несмотря на престижные награды и номинации, лента не имела успеха на Западе, зато стала популярной в СССР и спровоцировала появление нашей версии с дебютировавшей в кино балериной Людмилой Савельевой. В 2007 году вышел сериал совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши, где Наташу сыграла Клеманс Поэзи – волшебница Флер Делакур из «Гарри Поттера», а из российских актеров снялись Дмитрий Исаев (Николай Ростов), Владимир Ильин (Кутузов) и Игорь Костолевский (Александр I). В начале этого года увидел свет новый проект производства BBC, благодаря которому в книжных магазинах Британии возник повышенный интерес к роману Толстого. Наташу в сериале сыграла Лили Джеймс – звезда «Аббатства Даунтон» и «Золушки». «Антенна» сравнила исполнителей главных ролей этих экранизаций.
Наташа Ростова (в начале романа – 13 лет)
Андрей Болконский (31 год)
Пьер Безухов (20 лет)
Элен Курагина (возраст не назван, примерно 18 – 22)
Анатоль Курагин (22 года)
Мари Болконская (возраст не назван, в первой редакции романа – 20)
Мы спросили: ваша любимая экранизация классики?
Евгений Дятлов, актер:
— В первую очередь «Война и мир» Бондарчука. Это мое детство. Самому же мне очень понравилось работать с Сергеем Урсуляком над экранизацией романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».
Светлана Тома, актриса:
— У меня есть несколько таких фильмов, в которых я сама снималась, и их очень люблю. «Табор уходит в небо» – прекрасная экранизация режиссера Эмиля Лотяну по мотивам ранних рассказов Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». «Мой ласковый и нежный зверь» того же Лотяну по повести Чехова «Драма на охоте». «Благочестивая Марта» Яна Фрида по комедии Тирсо де Молины. Эти фильмы живут до сих пор.
Наталия Антонова, актриса:
— «Идиот» Достоевского с Юрием Яковлевым в главной роли. Девочкой еще смотрела эту картину, а потом пересматривала много раз. Актеры, на мой взгляд, наиболее глубоко передали образы, которые Достоевский хотел воплотить в своем произведении. Борисова, Яковлев – легенды, благодаря им, наверное, я стала актрисой, и мне посчастливилось учиться в том же вузе, что и они, актеры вахтанговской школы. А еще я была приятно удивлена сериалом «Братья Карамазовы» Юрия Мороза, восхищена работой режиссера и молодых артистов Елены Лядовой и Сергея Горобченко.
Эвклид Кюрдзидис, актер:
— «Король Лир» по Шекспиру, режиссер Григорий Козинцев. Этот фильм произвел на меня огромное впечатление. Помню ощущение свое до начала этой картины и после ее просмотра – я буквально стал другим человеком. Впервые увидел «Короля Лира», когда еще учился в театральном, смотрел и реально погружался в то Средневековье. А какие характеры создали Юрий Ярвет, Галина Волчек, Эльза Радзиня!