О мюзиклах бродит много мифов. Один из них — за лучшими музыкальными шоу обязательно нужно ехать на Бродвей. Чтобы развеять это заблуждение, собрали топ-10 спектаклей жанра, которые стоит прямо сейчас посмотреть в Петербурге — вживую в театрах или онлайн.
Спектакль в «Приюте комедианта» уже называют одной из самых ожидаемых премьер сезона. Во-первых, «Дорогой мистер Смит» — это российская премьера оригинального американского мюзикла Пола Гордона и Джона Кейрда, которая с успехом идет на трех континентах. Во-вторых, это вызов для драмтеатра на Садовой улице — первый мюзикл в репертуаре.
Чтобы справиться с задачей, театр собрал команду, которая точно знает толк в музыкальных постановках. Режиссер Алексей Франдетти — рекордсмен по числу «Золотых масок» за мюзиклы (у него их три). Художник Вячеслав Окунев оформил больше 400 постановок на главных сценах мира — от Большого театра до «Ла Скала». А на главные роли приглашены Иван Ожогин, звезда большинства популярных российских мюзиклов, и Юлия Дякина, обладательница «Золотой маски».
Спектакль понравится одновременно тем, кто любит исторические костюмированные драмы о высокой любви, и поклонникам визуальных шоу: весь спектакль построен на декорациях, оживающих благодаря видео.
Где: театр «Приют комедианта», ул. Садовая, 27/9 (ст. м. «Сенная площадь»).
Когда: 4-6 июня, 20-22 июля, 19:00.
Возрастное ограничение 12+
Мюзикл Фрэнка Уайлдхорна впору назвать классикой. Созданный по мотивам повести Стивенсона, он рассматривает противоборство двух начал в человеке — светлого и темного, добра и зла. По сюжету главный герой — доктор Генри Джекилл проводит опыт над самим собой и пытается разделить дурные и хорошие качества на две личности. Естественно, ничем хорошим это не заканчивается.
Кстати, к появлению спектакля в Театре музыкальной комедии приложил руку тот же Алексей Франедтти — именно он создал новый перевод мюзикла. Правда, он попал в руки режиссера-постановщика Керо только спустя 10 лет после создания и доводился до совершенства уже в процессе репетиций.
И в этом случае в спектакле сделана ставка на блестящий состав исполнителей — от Ивана Ожогина до Агаты Вавиловой и Веры Свешниковой.
Где: Театр музыкальной комедии, Итальянская ул., 13 (ст. м. «Гостиный Двор»).
Когда: 15, 16 июня, 19:00.
Возрастное ограничение 16+
Топ мюзиклов не может обойтись без сочинения Джона Кандера и Фреда Эбба. Тем более что киноверсия с Ричардом Гиром в главной роли имеет выдающуюся историю в нашей стране.
К сожалению, у всех киномюзиклов есть проблема: их чаще всего не очень хорошо дублируют. «Чикаго» повезло: премьера фильма состоялась сразу после выхода российской версии мюзикла на сцене. Оттуда позаимствовали перевод и исполнителей, вложили изрядное количество средств и представили отличный русский вариант всех песен. Например, героя Ричарда Гира блестяще озвучил Филипп Киркоров.
«Чикаго» уже много десятилетий обожают за провокационный ключевой вопрос «Почему женщины убивают?» (в фокусе спектакля сразу 8 преступлений), изысканное использование привычных фишек жанра — яркой хореографии, визуального пиршества благодаря костюмам и свету.
Где: онлайн-кинотеатр ОККО, okko.tv.
Когда: в любое время.
Возрастное ограничение 16+
Несколько лет назад Петербург стал родоначальником целого направления российского мюзикла. Условно его можно назвать «петербургской инфернальщиной». После знаменитого «Бала вампиров» в Театре музыкальной комедии и на других площадках начали появляться спектакли, где главным становится конфликт героя с внутренними демонами.
Независимый театр ЛДМ выпустил друг за другом сразу несколько таких постановок, в частности, «Демона Онегина» и «Мастера и Маргариту». Здесь сделана ставка на темную сексуальность, притягательность зла, за которым, как признаются зрители, интереснее наблюдать. А артисты отвечают, что и играть гораздо интереснее.
Где: Театр ЛДМ, ул. Профессора Попова, 47 (ст. м. «Петроградская»).
Когда: 18-20 июня, 19:00.
Возрастное ограничение 16+
Еще один мюзикл из разряда «мрачно, но очень ярко». Во многом это заслуга великого Боба Фосси, который и сам много играл в киномюзиклах, и подарил нам самую стильную и волнующую хореографию, без которой не состоялись бы ни «Чикаго», ни «Кабаре». Ради его работы точно стоит включить в наш топ «Пиппина».
Но не только за это. Захватывает сама история самоутверждения принца, который проходит испытания тщеславием, властью и любовью. Наблюдая за ним, каждый зритель задается вопросом: «А на что готов я, чтобы найти свое место в жизни, и отчего готов отказаться, чтобы понять, кто я на самом деле?»
Где: онлайн.
Когда: в любое время.
Возрастное ограничение 16+
Возможно, имя композитора Стивена Сондхайма вам совсем незнакомо. А тем временем звезды Голливуда выстраиваются в очередь, чтобы заполучить роль в его постановках. Именно Сондхайм, например, написал стихи к мюзиклу «Вестсайдская история» и музыку к «Суини Тодду — демону-парикмахеру с Флит-стрит» (возможно, вы видели киноверсию с Джонни Деппом).
Этот композитор — отец «концептуального мюзикла». Такого, где действие не исчерпывается простым сюжетом «И жили они долго и счастливо», а раскрывает ключевую тему или идею. Например, «Варьете» — это история об актерах театра, пришедших попрощаться с любимой сценой, которую завтра бульдозеры сравняют с землей. Они вспоминают самые яркие моменты своей жизни, говорят о наболевшем, открывают друг другу тайны. В сочетании с магической музыкой Сондхайма этот бесконечный диалог артистов завораживает, а версия Национального театра в Лондоне, которую можно увидеть в кинотеатре, дополняет удовольствие игрой выдающихся британских исполнителей.
Где: кинотеатр «Пик», ул. Ефимова, 2 (ст. м. «Сенная площадь»).
Когда: 4 июня, 19:30.
Возрастное ограничение 16+
Как ни парадоксально, мюзикл гораздо чаще драматического театра обращается к библейским сюжетам. Дело в том, что именно музыкальный жанр может в полной мере развернуть эпическое сюжетное полотно. Это происходит и в легендарном мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса.
Это сочинение считают одним из самых сложных для исполнения среди мюзиклов. Поэтому по-настоящему качественные версии найти непросто: в этом произведении артисту не спрятаться за харизматичной игрой, нужны исключительные вокальные данные. Одно из образцовых представлений — Арена-тур версия с собранной командой артистов, который в любой момент можно посмотреть на YouTube.
Где: онлайн.
Когда: в любое время.
Возрастное ограничение 0+
Яркий пример того, что мюзикл — это не только про легкий сюжет, перья и стразы. Часто музыкальные спектакли работают с серьезными сюжетами и даже документальными материалами. Например, «Кордебалет» полностью основан на записях с реальных репетиций спектаклей и интервью с артистами.
Главные герои мюзикла (киноверсию которого рекомендуем посмотреть) не звезды, а те, кто оттеняют славу солистов, присутствуя с ними на одних подмостках — артисты массовых сцен.
Каждый музыкальный номер здесь — пронзительная история конкретного человека, его монолог о жестокости театрального мира, несбывшихся надеждах, сомнениях, но главное — о любви к сцене, которая перекрывает все остальное. Отдельного внимания заслуживает работа Майкла Дугласа в роли бесстрастного ведущего кастинга.
Где: онлайн-кинотеатр IVI, ivi.ru.
Когда: в любое время
Возрастное ограничение 12+
Этот мюзикл — американская мечта во плоти. Многие музыкальные шоу посвящены героям, которые доказывают: чтобы реализовать мечту, нужно поверить в себя и просто каждый день делать еще один (пусть и маленький) шаг к своей цели.
История Билли Элиота в чем-то перекликается судьбой композитора мюзикла Элтона Джона. Он тоже вырос в семье, где взрослые не замечали проблем ребенка, и в обществе, которое не готово дать всем равные шансы на самореализацию. Наверное, поэтому история мальчика из британской глубинки, который вопреки неверию окружающих начинает заниматься балетом, трогает до слез.
Где: онлайн.
Когда: в любое время.
Возрастное ограничение 6+
Если уже посмотрели все предыдущие постановки, стоит вернуться к самому долгоиграемому шоу Бродвея — истории о призраке театра, гениальном и ужасном одновременно.
Пересматривать стоит не знаменитый фильм с Джерардом Батлером (все же драматическим, а не музыкальным актером), а постановку в Королевском Альберт-холле с сильнейшим исполнителем роли призрака — Рамином Каримлу. Вы удивитесь тому, насколько многогранна его партия.
Где: онлайн.
Когда: в любое время.
Возрастное ограничение 16+