Если вам тоже по душе исторический антураж в кино, то эта подборка фильмов для вас.
«Холоп» (12+), 2019 г.
В самом кассовом российском фильме Клима Шипенко исторический только антураж. В одной из линий сюжета главный герой, сын олигарха Гриша, сильно заигравшись в красивую жизнь, из современной Москвы вдруг переносится в XIX век и становится конюхом в барской усадьбе. Тут-то ему и предстоит на своей шкуре испытать все нюансы крепостной жизни.
Конечно, в комедии не стоит искать исторические параллели, но обратите внимание на дом помещика. Сцены снимались в псковском музее-усадьбе «Тригорское» — месте, где у друзей любил бывать Александр Сергеевич Пушкин в годы михайловской ссылки. Между прочим, обитатели Тригорского считали, что их поместье описано в романе «Евгений Онегин» как дом Лариных, а в некоторых героях они узнавали своих знакомых.
«Барышня-крестьянка» (0+), 1995 г.
Эту новеллу из пушкинских «Повестей Белкина» мы все помним по школьной программе. Это рассказ о том, как Лизе, дочери барина Муромского, понравился Алексей, сын помещика-соседа Берестова. Но так как отношения отцов были напряженными, барышне пришлось проявить смекалку, чтобы организовать встречу с прекрасным юношей.
На уроках литературы мы разбирали, чего в этой повести Пушкина больше — романтизма или реализма. Фильм не оставляет сомнений — это истинно лирическая история с прекрасно воссозданной атмосферой начала XIX века. В кадре можно рассмотреть настоящие памятники архитектуры: усадьбу Братцево в Москве и усадьбу в селе Ярополец под Волоколамском, которая принадлежала Наталье Ивановне Гончаровой, теще Александра Сергеевича.
«Союз спасения» (12+), 2019 г.
Сюжет фильма о восстании декабристов начинается задолго до событий на Сенатской площади в 1825 году. Ретроспектива отсылает нас к 1808 году в частный воспитательный пансион в Париже, в котором учится талантливый сын российского дипломата Сергей Муравьев-Апостол. Потом следуют сцены 1814 года: император Александр I проводит смотр армии, вернувшейся после победы над наполеоновской Францией, и среди участников было немало будущих декабристов. А в 1820 году офицер Муравьев-Апостол признается в любви Анне Бельской…
Перед тем как сюжетная линия фильма повернет непосредственно к восстанию, зрителю дается возможность больше узнать об этом молодом поколении аристократов, благородных романтиков, мечтающих о переменах, и самому объяснить причины, побудившие их к восстанию.
«Дворянское гнездо» (12+), 1969 г.
В экранизации одного из самых читаемых романов Ивана Тургенева замечательно воссоздана атмосфера дворянской усадьбы середины XIX века. И хотя режиссер картины Андрей Кончаловский остался не очень доволен работой, да и критики ругали его за излишнюю идеализацию дворянства, зрители фильм приняли тепло.
Конечно, свое мнение можно составить после просмотра картины. Обратите внимание, с каким художественным мастерством она сделана, как выстроены кадры: тут и бескрайние просторы, и цветущие луга, и тихое очарование сельского поместья с его яблоневыми деревьями и пением соловья. Эстетика в «Дворянском гнезде» во всем: в интерьере дома и множестве его деталей, в картинах без рам, в том, как распахнуто окно в сад, в игре солнечного света и бликах капель после летнего дождя.
«Война и мир» (16+), 1967 г.
Четырехсерийный фильм Сергея Бондарчука — не только грандиозная киноработа, отмеченная многими наградами (в том числе и премией «Оскар» в номинации «За лучший фильм на иностранном языке»), это еще и большой исследовательский труд. В картине подробно описывается жизнь России в период с 1805 по 1813 год. В центре повествования — дворянские семьи Ростовых, Болконских, Безуховых и Курагиных на фоне исторических событий начала XIX века.
Экранизация задумывалась как близкое воспроизведение литературного первоисточника, поэтому к историческим подробностям отнеслись очень серьезно: и режиссер, и художники-постановщики, и костюмеры. Для съемок привлекались фондовые экспонаты из 58 музеев страны, использовалась подлинная мебель и аксессуары XIX века, более 40 предприятий изготавливали костюмы (их потребовалось свыше 9 тысяч), экипировку и прочий реквизит. Обеденный сервиз, например, был сделан на заказ по рисункам XVIII века на Ломоносовском фарфоровом заводе.
«Две женщины» (12+), 2014 г.
Завязка сюжета строится на любовной драме: Наталья Петровна, жена богатого помещика Ислаева, влюбляется в студента Алексея Николаевича Беляева, учителя ее сына Коли. Но Наталью Петровну давно любит друг семьи Ракитин. А к учителю неровно дышит Верочка, воспитанница Натальи Петровны. Фильм поставлен по мотивам пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Это одна из последних работ Веры Глаголевой, она здесь и сценарист, и режиссер, и продюсер.
После премьеры критики отмечали великолепную картинку в кадре и особую атмосферу русского поместья позапрошлого века. Съемки проходили в живописных местах Смоленской области, в имении композитора Михаила Глинки. Правда, усадьбу в стиле русского классицизма середины XIX века пришлось достроить, а на территории соорудить оранжерею. Для внутреннего убранства специально изготавливали мебель, следуя эскизам того времени. В кадре много подлинного реквизита, взятого напрокат в музее. С особой тщательностью прорабатывался внешний образ героев: прически, костюмы, украшения. Главные роли исполнили Рэйф Файнс, Анна Астраханцева и Александр Балуев.
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (12+), 1979 г.
Мы не могли не вспомнить фильм, снятый по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов». Пока вы будете наслаждаться виртуозной игрой замечательных Олега Табакова (Илья Обломов) и Юрия Богатырева (Андрей Штольц), не забудьте рассмотреть обстановку, окружающую главных героев.
Помимо комнаты с диваном, на котором лениво и сонно проводил свою жизнь Илья Обломов, в фильме много натурных съемок. Например, эпизоды детства Илюши и на даче Ильинских снимались в самой настоящей дворянской усадьбе Пущино, что в Московской области.
«Мой ласковый и нежный зверь» (12+), 1978 г.
Именно для этого фильма был написан знаменитый вальс Евгения Доги, без которого сейчас не проходит ни одна свадьба. Картина снята по мотивам повести Чехова. События разворачиваются в конце XIX века: дочь лесника Ольга страстно мечтает расстаться с бедностью любыми путями, например, через удачное замужество. Более всего для этой цели подходит мрачноватый 50-летний дворянин Урбенин. Правда, чувствами 19-летняя девушка пылает к 40-летнему красавцу-следователю Камышеву. Но есть еще и сосед граф Карнеев, который тоже не против завести роман с красивой девушкой…
Съемки картины проходили в старинном дворянском поместье Валуево, принадлежавшем некогда графу Мусину-Пушкину. В кадр попала достопримечательность усадьбы — здание водокачки. Инженерное сооружение наполняло водой каскадные пруды в парке. Сейчас строение уже разрушено временем.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (12+), 1977 г.
Летом в имении генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собирается уездный бомонд: доктор Трилецкий, кредитор хозяйки Петрин, соседи Платоновы и другие. Высокое общество развлекает себя чаепитием, играми в фанты и ничем не обязывающими разговорами. Михаил Васильевич Платонов тоже частый гость у Анны Петровны. Однажды среди присутствующих появляется его прежняя любовь, уже замужняя дама Софья…
Грустный и смешной, неспешный и философский фильм о поколении, эпоха которого катится к закату. Действие проходит в обветшалой дворянской усадьбе, когда-то роскошной, нынче запущенной: некогда образцовый английский сад напоминает дикие заросли, пруд покрылся ряской. Под стать унылой окружающей обстановке и герои — скучные, нелепые, не способные уже ничего изменить.
Место съемок, бывшее имение столбовых дворян Арцыбашевых в Пущино, режиссером Никитой Михалковым выбрано не случайно. Когда-то усадьба с двухэтажным домом в стиле классицизма считалась эталоном изысканности и стиля, подтверждением высокого положения его хозяина. Сейчас о былой роскоши напоминают лишь каменные полуразрушенные строения.
«Гардемарины, вперед!» (6+), 1987 г.
После небывалого успеха первой части фильма Светланы Дружининой о приключениях юных гардемаринов Навигацкой школы последовало продолжение: «Виват, гардемарины!», «Гардемарины III». Сейчас в производстве находится еще один фильм.
Это настоящая энциклопедия жизни дворянского сословия начиная с середины XVIII века. В разное время съемки проходили в Москве, Ленинграде, Таллине, Калинине и Крыму. В кадре можно увидеть Юсуповский дворец в Москве, Массандровский дворец в Ялте, музеи «Коломенское», «Крутицкое подворье», «Кусково» и много других исторических мест и памятников архитектуры.
А что еще?
«Сибирский цирюльник» (16+), 1998 г., режиссер — Никита Михалков.
1885 год. В Москву направляется американка Джейн Кэлэген (Джулия Ормонд). Ее задача — помочь изобретателю уникальной машины, лесоуборочного комбайна «Сибирский цирюльник», заручиться связями. Но первым русским, познакомившимся с Джейн, случайно оказывается юнкер императорского военного училища Андрей Толстой (Олег Меньшиков). Один из самых грандиозных и масштабных исторических проектов в российском кинематографе.
«Звезда пленительного счастья» (16+), 1975 г., режиссер — Владимир Мотыль. Историческая драма о судьбах декабристов и их жен. Этой теме в отечественном кинематографе посвящено мало картин. Работа Владимира Мотыля — одна из лучших, пронзительная, лиричная, наполненная драматизмом. В ролях: Игорь Костолевский, Ирина Купченко, Олег Янковский, Алексей Баталов, Наталья Бондарчук, Олег Стриженов.
«Жестокий романс» (12+), 1984 г., режиссер — Эльдар Рязанов. 70-е годы XIX века. В небольшом волжском городке живет вдова Харита Игнатьевна Огудалова с тремя взрослыми дочерьми. Она — дворянка, хорошей и уважаемой фамилии, но после смерти своего мужа Дмитрия Степановича вынуждена сводить концы с концами. Женщина пытается устроить жизнь дочерей, выдав их замуж за богатых и знатных женихов. В ролях: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Виктор Проскурин.
«Графиня Шереметева» (12+), 1994 г., режиссер — Тамара Павлюченко.
История любви графа Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, ставшей его женой. Картина снималась в оригинальных исторических декорациях дворцов-музеев «Останкино» и «Кусково». В ролях: Дарья Юрская, Андрей Ростоцкий, Лидия Федосеева-Шукшина, Вадим Горлов.
«Дом с мезонином» (0+), 1960 г., режиссер — Яков Базелян. Этот художественный фильм — экранизация одноименного рассказа Антона Чехова. Сюжетная линия — любовь художника, проживающего в усадьбе помещика Белокурова, к живущей по соседству юной барышне со странным именем Мисюсь. Кстати, в фильме, как и в литературном первоисточнике, можно найти много отсылок к биографии Чехова. В ролях: Сергей Яковлев, Нинель Мышкова, Лариса Гордейчик.