На сегодняшний день количество фильмов и сериалов, снятых по мотивам произведений «великого и ужасного» писателя, уже давно превышает сотню. Новые проекты продолжают выходить в свет, режиссеры переосмысляют истории Кинга и добавляют в них свое видение. Но не все из них учитывают то, что «король ужасов» всегда прячет за кошмарами глубокие смыслы, поэтому далеко не каждая экранизация получается удачной. Собрали 5 лучших и 5 худших примеров из кино, вдохновленного мирами Стивена Кинга.
Лучшие экранизации Стивена Кинга
«Зеленая миля» (1999)
Фильм, который не нуждается в представлении, стал культовым — и ему для этого не понадобились статуэтки Оскара, которые он так и не получил, попав сразу в четыре номинации. Эту картину Фрэнка Дарабонта зрители признали лучше именитых кинопремий, а Стивен Кинг назвал «Зеленую милю» самой верной адаптацией своей работы.
Ее сюжет рассказывает о приговоренном к казни Джоне Коффи: мужчина, не похожий на других заключенных, излучает только добро и даже какую-то неведомую, магическую силу. Он не виновен в страшном преступлении, в котором его обвинили, но при этом не держит зла на окружающих, творя в камере настоящие чудеса.
Такая пронзительная история, прекрасно переданная актерами Томом Хэнксом и Майклом Кларком Дунканом, никого не оставляет равнодушным. Она напоминает о несправедливости нашего мира и дает веский повод задуматься о том, как мы относимся к людям (читайте также: Растворяйте зло в любви: удивительный ритуал африканского племени, который заставляет задуматься).
«Побег из Шоушенка» (1994)
Снова Фрэнк Дарабонт и снова тюремная драма. Интересно, что одни из лучших экранизаций короля ужасов оказались совсем не хоррорами — многие зрители называют «Зеленую милю» и «Побег из Шоушенка» самыми эмоционально тяжелыми фильмами, и, кажется, это доказывает умение писателя добавлять психологизм в свои произведения.
Даже в данной ленте, посвященной пути заключенного к свободе, на первом плане не только хитрый план главного героя, а и его отношения с приятелями по несчастью: Энди Дюфрейн через диалог пробуждает в отчаявшихся и озлобленных мужчинах надежду на возвращение к нормальной жизни.
И хотя картина получила не меньший успех, как и вышедшая после нее «Зеленая миля», на второй строчке этого топа она расположилась исключительно потому, что Стивен Кинг все-таки нашел в ней маленький недочет: автору не понравилась дыра, которую сделал герой в стенах своей камеры. Она показалась писателю слишком «мультяшной» и неправдоподобной, но это был скорее единственный нюанс, и позднее, говоря о «Побеге из Шоушенка» в целом, Кинг всегда называл его не просто экранизацией, а потенциальной классикой кино.
«Салемские вампиры» (1979)
Вторая по счету экранизация Стивена Кинга, которая до сих пор считается одной из самых недооцененных. Многие даже не знают о существовании «Салемских вампиров», что странно, ведь этот телесериал по «Жребию» снял еще один мастер ужасов, только уже в мире кино — Тоуб Хупер, подаривший фанатам хорроров культовую «Техасскую резню бензопилой».
Правда, при создании ленты режиссеру пришлось отказаться от вида крови в кадре из-за ограничений телевизионного вещания, но и это дало свои плюсы: Тоуб поиграл с освещением и цветокором, сделал вампиров из маленького городка безжизненными благодаря холодному бледному цвету кожи и передал аутентичную атмосферу классического кино. Получилось работа с особой эстетикой, которая привлекает своей напряженностью и ожиданием неминуемого кошмара.
Стоит ознакомиться с такой неповторимой экранизацией Кинга как для «общего развития», так и для сравнения с грядущим фильмом от студии Max Originals «Жребий», который снял еще один поклонник писателя Гари Доберман, ранее выпустивший «Оно» с Биллом Скарсгардом. Сейчас премьеру его вампирской ленты с новым прочтением истории ждут более четырех тысяч пользователей Кинопоиска, добавивших ее в свои списки «Буду смотреть».
«Мистер Мерседес» (2017 — 2019)
Одна из главных проблем плохих экранизаций произведений Стивена Кинга — слишком затянутое повествование, которое получается у режиссеров, когда они безуспешно пытаются передать все аллюзии автора и раскрыть глубокий внутренний мир героев. Но сериал «Мистер Мерседес» явно лишен этого недостатка, его создатели сосредоточили все внимание на детективной линии.
И параллельно с ней очень тонко показали пугающую схожесть главных героев: безумного маньяка и детектива, вышедшего на пенсию. Последнему, Биллу Ходжесу, не дает покоя незакрытое дело безжалостного убийцы, которого не могут найти уже 2 года. Зато тот находит Билла и начинает с ним игру (читайте также: Страшные истории на ночь: 6 маньяков, которые еще на свободе).
Конечно, авторы сериала не стали снимать его полностью по первоисточнику, а рискнули добавить собственные идеи, но и это никак не испортило «Мистера Мерседеса», который таким образом стал еще интереснее даже для тех, кто прочитал всю трилогию Билла Ходжеса.
«Лангольеры» (1995)
Мини-сериал, занимающий особое место в сердцах фанатов творчества короля ужасов — у многих он связан с детством и моментом, когда его случайно увидели в эфире одного из телеканалов. «Лангольеры» почти всем запомнились как фантастическое кино, и даже сейчас их часто называют отличным примером настоящего сай-фая.
История посвящена «дыре во времени», в которую попали пассажиры самолета, летящего в Бостон из Лос-Анджелеса. Через нее они попали в совершенно другой мир, где существуют монстры и все работает по своим правилам (читайте также: Растворились в небе: самые загадочные исчезновения самолетов).
Привычные вещи меняются, деревья начинают ходить, предметы оживают и стараются съесть несчастных людей, а вокруг нарастает паника и хаос. «Лангольеры» поражают игрой воображения, отчего эта трехчасовая лента смотрится буквально на одном дыхании.
Худшие экранизации Стивена Кинга
«Бегущий человек» (1987)
Хороший боевик с Арнольдом Шварценеггером в главной роли мог бы оставаться просто самостоятельным развлекательным фильмом, если бы в основе его сюжета не было романа «Бегущий человек» Ричарда Бахмана (псевдоним Стивена Кинга). Это совершенно иное произведение, от которого режиссер Пол Майкл Глейзер взял лишь идею соревнований в опасном телешоу, где участник может умереть, не дойдя до конца.
Сам писатель с помощью данной концепции показывал обратную сторону капиталистического мира и рассказывал историю простого человека, пытающегося спасти семью от нищеты. А в ленте все превратилось в типичное голливудское приключение: накаченный герой легко расправляется с противниками, стойко проходит препятствие, иногда думая об эффектной красотке.
Больше всего в экранизации Стивену Кингу не понравился сам актер, о котором писатель отозвался так: «Извините, но я просто не верю, что этот парень может противостоять обществу». Он потребовал не указывать свое имя во всех рекламных материалах фильма, поэтому при упоминании книги создатели упоминали именно Ричарда Бахмана.
«Дети кукурузы» (2020)
Как из одноименного небольшого рассказа Стивена Кинга выросла целая кинофраншиза — вопрос хороший. Но на него еще можно ответить, а вот то, как все фильмы этой франшизы получаются неудачными — это уже настоящая загадка.
Самая первая экранизация 1984 года породила целую череду сиквелов при том, что сама отошла от изначальной идеи автора: фильм стал просто дешевым хоррором, в котором нет никакой смысловой глубины и подтекста. А ведь писатель закладывал, всегда видящий в высокой траве нечто загадочное, делал ее подобием человеческого подсознания, где всегда спрятаны наши темные сущности и страхи.
Передать эту задумку не получилось и у режиссера свежей картины Курта Уиммера, известного по таким своим работам «Эквилибриум» и «Законопослушный гражданин». Очередная экранизация не показала ничего нового, наверное, потому, что это уже невозможно. Оригинальную идею, пусть и в шутку, предложил однажды в социальных сетях сам писатель — он предложил фанатам представить кроссовер «Детей кукурузы» и «Хищника».
«Под куполом» (2013 — 2015)
Сюжетам Стивена Кинга всегда «тесно» в двухчасовом хронометраже фильмов, поэтому формат сериалов подходит для экранизаций больше, особенно, если за основу взят такой массивный роман, как «Под куполом», объемом свыше тысячи страниц.
Однако при создании этого проекта точно что-то пошло не так, и сериальный размах сыграл с создателями плохую шутку: они не смогли сделать героев такими же характерными, какими те были в книге, и сделали акцент лишь на впечатляющем визуале с городом, накрытым гигантским куполом. Также авторы почти полностью изменили саму историю, переделав ее на свой лад и не оставив одну из главных интриг романа для финального эпизода.
Получилась откровенно слабая экранизация, которой не помог даже Стивен Кинг, лично появившийся в одной серии второго сезона в маленьком ресторанчике. Писателю сериал понравился, и он напомнил зрителям, что общего у него и у книги должен быть только купол.
«Сияние» (1997)
Если Стивену Кингу не нравится экранизация собственного произведения, он всегда говорит об этом открыто и объясняет свою позицию. В случае с «Сиянием» Стэнли Кубрика писателя не устроило почти все: ни отель, который по книге должен был пугать гораздо сильнее, ни главный герой, из которого режиссер сделал обыкновенного психа.
Несоответствие фильма своей задумке настолько разозлило мастера ужаса, что он решил переснять историю Джека Торранса «правильно», доверив это дело Мику Гэррису и став исполнительным продюсером. Задача была относительно проста: нужно было создать сериал с минимальными отклонениями от оригинального сюжета. И это, видимо, оказалось не самой хорошей идеей.
Новое «Сияние» получилось слишком затянутым и сосредоточенным на личных драмах семьи. К тому же, создателей также ограничивала телевизионная цензура, из-за которой пришлось отказаться от сцен насилия. Как итог: свежая версия снова не понравилась Кингу, и он тоже ее раскритиковал.
«Максимальное ускорение» (1986)
Экранизация очередного рассказа, которую снял сам Стивен Кинг, ставший на пост режиссера, стоит отдельного внимания. В ней есть юмор и безумие, вызванное восстанием машин — грузовики без водителей начали убивать людей.
Очарованный своей любимой темой, писатель совсем забыл о психологизме, за который его так часто хвалят, и не прописал характер персонажей, сделав их и отношения между ними абсолютно «картонными». Героев в картине много, но никто из них не запоминается, и в голове у зрителя остаются лишь несущиеся автомобили, бьющие друг друга, вышедшие из строя электроприборы и камео короля ужасов в самом начале ленты.
За актерскую работу Кинга вместе с Эмилио Эстевесом, исполнившим главную роль, номинировали на «Золотую малину». Фильм провалился в прокате, а поклонники автора поняли: когда их любимый писатель самостоятельно берется за сценарий, о хорошей экранизации можно забыть.