Шагнуть в шедевр порой мечтает каждый из нас. Мы хотим оказаться подальше от реального мира с его заботами и перенестись в совсем другое место. Но порой самое лучшее место – здесь и сейчас. В повседневной жизни находили вдохновение многие известные живописцы: Винсент ван Гог, Клод Моне, Поль Сезанн. И можно посмотреть на мир их глазами.
Винсент ван Гог, «Ночная терраса кафе» / Van Gogh Cafe (Cafe La Nuit), Арль, Франция
Полотно создано нидерландским художником в 1888 году. В это время ван Гог жил в Арле. Он писал сестре: «Я отвлекся от всех остальных дел и теперь тружусь над новой картиной, изображающий внешнюю часть одного ночного кафе: крошечные фигуры выпивающих на террасе людей, огромный желтый фонарь освещает террасу, дом и тротуар и даже придает некоторую яркость мостовой, которая окрашивается в розоватово-фиолетовые тона». Живописец писал с натуры и работал на улице по ночам. Чтобы видеть холст и краски, ван Гогу приходилось крепить свечу у себя на шляпе.
Сегодня знаменитое кафе на площади Форум в центре города продолжает работать. Теперь оно называется «Ночное кафе» или «Кафе ван Гога». Здесь даже висит репродукция знаменитого полотна, чтобы каждый посетитель мог сравнить реальность с видением художника. Еда, правда, мало чем отличается от меню других заведений. Но нигде больше вы не сможете себя почувствовать частью шедевра Винсента ван Гога.
Поль Сезанн, серия «Гора Сент-Виктуар» / гора святой Виктории, Экс-ан-Прованс, Франция
Художник родился в Экс-ан-Провансе, знал и любил окрестные пейзажи. Из любого места в городе была видна горная гряда Сент-Виктуар, гора святой Виктории. Сезанн называл ее «прекрасной темой». Он написал это место со всех возможных точек и ракурсов, в разное время суток и года. Художник посвятил этому месту 87 полотен: 44 картины маслом и 43 акварели.
Большинство работ написано с обзорной площадки, расположенной неподалеку от студии художника. Сегодня это место известно как «Парк художников», и путь туда пролегает по «Тропе Сезанна». Нагнать вдохновение вы можете по стопам живописца.
Клод Моне, серия «Парламент Лондона» / Вестминстерский дворец, Лондон, Англия
Не только Сезанн любил наблюдать за изменчивостью природы. Импрессионист Клод Моне создал серию картин, посвященных лондонскому Парламенту. Правда, до работоспособности коллеги художнику было далеко – Моне нарисовал только 11 картин. В столице Англии он запечатлел все изменения цвета неба, его отражения в Темзе и самого здания. Этот художественный эксперимент был для него «ежедневной одержимостью, удовольствием и мучением».
Считается, что Моне работал с террасы на втором этаже больницы Сент-Томас. Туристу пробраться туда невозможно. Но прогулка вдоль берегов Темзы позволит рассмотреть Вестминстерский дворец со всех сторон и при любом освещении. За один день вы сможете наблюдать все 11 полотен в реальной жизни.
Эдвард Мунк, «Крик» / Осло-фьорд, Осло, Норвегия
«Крик» Мунка до сих пор считается самой эмоциональной картиной. На эту тему художник создал четыре полотна (две маслом и две пастелью), а также литографию. По первоначальному замыслу у картины было другое название – «Крик природы». В дневнике Мунк записал момент, когда к нему пришло вдохновение: «Я шел по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
В фоновом пейзаже исследователи узнали вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Норвегии. Принято считать, что тропинка, указанная в дневнике художника, находится на Вальхалвейен Роуд.
Грант Вуд. «Американская готика» / Элдон, штат Огайо, США
Вдохновением для известной картины стал реальный дом в стиле «плотницкой готики». Грант Вуд обнаружил его случайно, когда приехал в Элдон для участия в выставке. Простая архитектура и необычное окно – такое сочетание немедленно разбудило фантазию художника. Он решил создать полотно с людьми, которые могли бы жить в этом доме. Реальных хозяев он, однако, изображать не стал. В виде вымышленных фермеров выступили сестра живописца Нэн и зубной врач Байрон Маккиби.
Модели остались страшно недовольно своими портретами. Однако картина стала очень популярна, как и дом, изображенный на ней. Сейчас здесь находится Центр американской готики. И каждый желающий может сфотографироваться на фоне доме и почувствовать себя героем картины.
Эндрю Уайет «Мир Кристины» / Кушинг, штат Мэн, США
Для американцев эта картина имеет такое же значение, как для нас «Девочка с персиками» Серова. Необычная манера художника, когда суть становится ясна только спустя время, и история героини полотна сделали его культовым. Если сначала зритель видит обычную девушку в поле, то, приглядевшись, мы понимаем: перед нами – уже взрослая женщина с проседью в волосах. Это Кристина Ольсон. Во время написания картины ей было уже за 50. Из-за полиомиелита, перенесенного в детстве, женщина не могла ходить. Однако она выполняла почти всю работу на ферме и ухаживала за собой. Сама. Без электричества, водопровода и инвалидного кресла.
Эндрю Уайет был близким другом Кристины и ее мужа, Альвара Ольсона. Они жили в маленьком городке Кушинг, где художник часто отдыхал летом вместе с женой. Ферма Ольсонов, двухэтажное деревянное здание с мансардой, вдохновило Уайета не на одну картину. Здесь у живописца даже была собственная мастерская. Дом и сейчас можно найти и осмотреть.
Эдвард Хоппер. «Двусветный маяк» / мыс Елизаветы, Портленд, США
«Поэт пустых пространств», урбанист, предшественник поп-арта, «мечтатель без иллюзий» – такими эпитетами описывают Эдварда Хоппера критики и обыватели. Иногда его полотна воспринимают как кадры из фильма, его не раз называли Хичкоком в живописи. Одна из излюбленных тем Хоппера – маяки. Для него они были символом спокойной жизни вдали от суеты. Художник приезжал в Портленд отдохнуть от шумного Нью-Йорка, где он родился, вырос и продолжал работать.
Во времена Великой депрессии маяк обрел еще и метафорический смысл. Он стал символом надежды. Хоппер сделал несколько картин, где изобразил башню маяка «Два огня». Его должны были снести, но, к счастью для нас, этого так и не произошло. И маяк до сих пор находится на мысе Елизаветы.