Проклятие 9 симфонии Бетховена: загадочная череда смертей композиторов

Эд Харрис

Фото

Кадр из фильма «Переписывая Бетховена»

Грандиозная и величественная, яркая и волнующая — музыкальная композиция, созданная великим немецким композитором, в этом году отмечает свое 200-летие. Людвиг ван Бетховен создавал симфонию № 9 на протяжении двух лет, вынашивая замысел всю свою творческую жизнь. Сегодня она считается не только знаковым произведением в истории классической музыки, но и источником множества мифов и легенд.

«Проклятию 9-ой симфонии» приписывают странную связь с судьбами композиторов, закончивших свои музыкальные карьеры или даже распрощавшихся с жизнью после завершения своего оригинального девятого произведения. Впервые об этом заговорил австрийский и американский композитор Арнольд Шенберг. Он отмечал: «Те, кто написал свою Девятую, подходят слишком близко к потустороннему». Музыкант опирался на исследования Густава Малера, который в своих трудах подчеркивал, что девятка является границей для композиторов-симфонистов, которые оказываются не в силах ее преодолеть.

Многие наотрез отказываются верить в эту сюрреалистическую и надуманную связь, но на протяжении многих десятилетий она по-прежнему продолжает привлекать внимание и создавать мистическую ауру вокруг произведения Бетховена. Так, некоторые исследователи утверждают, что «проклятие» 9-ой симфонии связано не столько с самой музыкой, сколько с внутренними переживаниями самих композиторов.

Завершение масштабного произведения может вызывать у них чувство завершенности, что ведет к экзистенциальным кризисам и попыткам найти ответы на вопросы о смысле жизни и своего места в мире. Некоторые композиторы не справлялись с этим напряжением, что, возможно, становилось катализатором их трагических судеб.

Проклятие 9 симфонии Бетховена: загадочная череда смертей композиторов

Людвиг ван Бетховен

Фото
Legion Media

Начало этим трагическим событиям положил сам Людвиг, который скончался спустя три года после того, как его грандиозное детище было представлено публике. Несмотря на то, что немецкий композитор горел желанием создать десятую симфонию, над которой уже начал активно работать незадолго до своей смерти, он не успел это сделать.

Такая же трагическая судьба оказалась и у младшего современника Людвига ван Бетховена — Франца Шуберта. За свою короткую 31-летнюю жизнь он успел написать лишь девять симфоний (с учетом знаменитой «Неоконченной», а также незавершенной симфонию № 7). В 1828 году основоположник романтизма умер, не сумев оправиться от простуды, которую подхватил на похоронах… Бетховена!

Следующим проклятие настигло немецкого композитора Людвига Шпора, который успел создать лишь девять музыкальных произведений. Не обошли трагедию «мистического девятого рубежа» и русский композитор Петр Ильич Чайковский, создавший шесть симфоний и программную симфония «Манфред», а также основоположник датского симфонизма Нильс Гаде, явивший миру восемь симфоний.

Проклятие 9 симфонии Бетховена: загадочная череда смертей композиторов

Петр Ильич Чайковский

Фото

Legion Media

Череда мистических кончин пополнилась в конце XIX века. Так, в 1893 году чешский композитор Антонин Дворжак завершил свою симфонию № 9, которая практически сразу сделала его знаменитым, подарив признание ведущих композиторов и похвалу критиков. Казалось, теперь его карьера пойдет в гору, открывая перед ними великие возможности, но, увы, ничего более грандиозного музыканту создать так не удалось. Карьера чеха продолжалась еще более десяти лет, но превзойти свою девятую симфонию у него так и не получилось, а потому для многих его имя ушло в забвение.

Похожая судьба преследовала и австрийского композитора Антона Брукнера. Некоторые поклонники классической музыки наотрез отказываются относить музыканта к числу тех, кто стал жертвой «бетховенского проклятия», ведь за свою 72-летнюю жизнь мужчина создал одиннадцать симфоний. Тем не менее сам Брукнер так не считал, отмечая, что первые две работы — это ни что иное, как самая обыкновенная проба пера, которая не относится к числу его полноценных работ.

Антон стремился создать еще несколько симфоний, которые должны были завершить задуманный им цикл, но тяжелая болезнь, от которой он не смог оправиться, поставила крест на его планах. Некоторые историки отмечали, что композитор сильно переживал, слыша жесткую критику, которой регулярно подвергались его произведения. Его ругали за маньеризм и расплывчатость, отмечая, что однообразие его трудов не оставляет шансов по достоинству оценить их. На фоне этого у Брукнера начали развиваться психические проблемы, которые в конце концов и погубили его.

Проклятие 9 симфонии Бетховена: загадочная череда смертей композиторов

Антон Брукнер

Фото

Legion Media

Смерть Густава Малера, который завершил свою девятую симфонию в момент, когда его здоровье уже оставляло желать лучшего, еще больше подогрело мистическое восприятие девятой симфонии. В отличие от многих своих коллег, он начал делать наброски десятой симфонии, но все оказалось тщетно. Его современники датчанин Карл Нильсен, американец Чарльз Айвз, финн Ян Сибелиус и россиянин Александр Глазунов не успели подойти к проклятой черте. Боясь страшной участи, они бросали попытки создать шедевр под дьявольской цифрой, который однажды мог бы причислить их к рядам погубленных музыкантов (читайте также: Использовала или любила? Как скандалы вокруг жены Моцарта убили здоровье великого композитора).

Бросить вызов судьбе и положить конец «бетховенскому проклятью» решился Дмитрий Шостакович. Вместо торжественного произведения, посвященного победе в Великой Отечественной войне, композитор выпустил камерную неоклассицистскую симфонию. Это решение не сыграло ему на руку — как-никак, девятая симфония всегда должна была отличаться помпезностью и эмоциональностью. Он знал об этом, а потому просто приберег композицию для 1953 года.

Тогда музыкант подарил миру сумрачную и драматичную работу, которая позволила прервать нить трагедий. Именно так все думали поначалу, ведь вскоре неприятности все же настигли Шостаковича. Вождь страны Иосиф Сталин оказался крайне недоволен композицией, в которой, как ему казалось, царил ернический подтекст. Композитора стали преследовать, обвиняя в профнепригодности и создавая невыносимые условия для творчества.

Проклятие 9 симфонии Бетховена: загадочная череда смертей композиторов

Дмитрий Шостакович

Фото
Legion Media

Тем не менее хитрость Шостаковича подарила новое дыхание многим композиторам, которые перестали бояться и наконец позволили себе идти наперекор всем мистическим и тайным рубежам. Так, следом за народным артистом СССР, французский композитор и дирижер оркестра Дариус Мийо создал двенадцать симфоний, эстонский композитор Эдуард Тубин явил миру десять симфоний, а советский композитор Мечислав Вайнберг написал двадцать симфоний (читайте также: Любовь на века: роковые музы русских писателей и поэтов).

Тем не менее говорить о том, что проклятие исчезло, все же не приходится. Во второй половине 1900-х советский и российский композитор Альфред Шнитке начал работу над девятой симфонией, но скончался, не успев ее закончить. Доделать ее взялся хороший друг музыканта Николай Кондорф, но и он погиб во время любительской игры в футбол после случайного попадания мяча в голову.

Проклятие 9 симфонии Бетховена: загадочная череда смертей композиторов

Альфред Шнитке

Фото

Legion Media

Некоторые нумерологи отмечают, что девятка симвозириует постоянство и цикличность, а в Библии упоминается как символ суда и перерождения. Так, принято считать, что дух проходит девять уровней развития и, подходя к конечному, становится частью человека, который появляется на свет на Земле. Все это наталкивает на мысль о том, что, создав девятую симфонию, душа композитора завершает свой долг на планете и отправляется на небо, чтобы вновь напитаться силой и возродиться в новом обличии.

Впрочем, это лишь одна из многих версий. Некоторые эзотерики отмечают, что виной всему самое обыкновенное программирование. Так, Бетховен вполне вероятно мог «проклясть» талантливых композиторов, которые имели все шансы обойти его. Во что верить — личное решение каждого.