Фильм-роман «Большой» Валерия Тодоровского, который вышел на экраны 11 мая, к концу месяца уверенно выбивается в лидеры российского проката. Нет сомнения, что картина нашла отклик у широкой аудитории. В сюжете – история Юлии Ольшанской, девочки из бедной многодетной семьи, проживающей в маленьком шахтерском городке. Ее жизнь ничем не отличается от жизни одноклассников, пока однажды на улице ее не замечает артист балета. Он ставит Юлю за станок и прочит блестящее будущее балерины в Москве. Так и случается. Наша героиня проходит конкурс в Академию балета и становится любимой ученицей бывшей примы Галины Михайловны Белецкой (Алиса Фрейндлих). Проходят годы, и Ольшанская должна сыграть главную роль в выпускном спектакле. Но соблазны большого города, подруга, мечтающая тоже стать звездой, и родственники из провинции мешают девушке прийти к тому, чего она так долго ждала.
В «Большом», кажется, показано все: и тренировки балерин, и репетиции спектаклей, и взаимотношения учениц и преподавателей… Нет только той конкуренции, которую порой зритель мог бы рисовать в своем воображении: толченого стекла в пуантах или срезанных резинок на юбке-пачке… Но этому есть объяснение. Прима-балерина Большого театра Анна Тихомирова поделилась с Woman’s Day впечатлениями о фильме: что в нем является правдой, а что вымыслом.
Действительно ли в балете нет конкуренции, как это показано в фильме?
— Это не попытка приукрасить действительность нашего балетного мира, это на самом деле так: за все мои годы работы в Большом не припомню ни одной интриги такого рода, – рассказала Анна Тихомирова, которая, кстати, сама снялась в этой картине в одной из финальных сцен – там, где танцевать должны профессионалы. Помните Машеньку из «Щелкунчика», на которую смотрит маленькая девочка, мечтая в будущем так же крутить фуэте? Машенька – это она, Анна Тихомирова.
Чем интересен фильм?
Анна Тихомирова призналась, что для съемок фильма Тодоровский выбирал профессиональных танцоров, а не актеров, так как те бы не смогли так точно передать красоту линий. Этим и привлекательна картина.
— Есть такое понятие – выборные ноги, – объясняет балерина. — Вот у настоящих балерин они выборные. Это значит – красивые, с правильной выворотностью и движениями. Хотя все актрисы, играющие балерин, со своей задачей справились прекрасно: да, те, кто разбирается в балете, сразу поймут, что они не профессиональные балерины, зато какие типажи! И главное, нет той пошлятины, что показана в «Черном лебеде» с Натали Портман и Милой Кунис.
Что в фильме не так?
Однако в этом фильме про балет есть и то, что не совсем соответствует действительности.
— С крыши на крышу прыгать, как показано в одном из эпизодов, – такого я себе в реальности даже представить не могу, – нашла недочеты в работе Тодоровского прима-балерина. — Когда девочка встает к станку, она забывает даже про коньки и ролики – настолько нужно бережно относиться к ногам и беречь их. Я вот даже по деревьям лазить перестала.
Другое несоответствие реальности, по опыту Анны, это поведение на занятиях:
— В фильме героиня показывает свой характер, может поспорить с учителем, но в действительности же нас за любое препирание тут же бы выставили из класса за дверь.
Можно ли попасть в Большой из провинции?
И это главный вопрос. После просмотра фильма складывается впечатление, что сюжет картины нереален: вряд ли девочка из провинции, которая встала к станку далеко не с раннего детства, сможет попасть в Большой. Однако, по мнению Анны Тихомировой, в жизни возможно все.
— Любой юный талант, даже из маленького шахтерского городка, может пробиться на большую сцену, – считает прима-балерина. — В 2005 году, когда мне было 17 лет, я поступила в Большой потому, что выиграла конкурс, тогда таких, как я, набрали всего трех девочек. Теперь же каждый год из училища берут примерно по 10–15 девочек. В несколько раз больше! Так что у тех, кто мечтает стать балериной Большого, шансы сейчас, как никогда, высоки.