Небольшой городок Муранск, который недавно освободили от немцев, захлестнула волна дерзких ограблений. Справляться с бандой преступников во главе с беглым рецидивистом Юзой (Марат Башаров) приходится местному отделению милиции, где служат Марьяна (Светлана Иванова), Саша (Анастасия Обжигина), Агата (Алена Кучкова) и Оксана (Анна Зайкова). Пока мужчины на фронте, девушки рискуют собой, защищая жизни горожан.
— Муранск — это собирательный образ небольших городков, которые сохранились после оккупации и возрождаются, — рассказывает режиссер Илья Казанков. — Почему город вымышленный, а не настоящий? Такие условия дают больше свободы для творчества, мы все-таки снимали не документальное кино.
Работая над проектом, я изучал историю, натыкался на различные воспоминания, например о блокадном Ленинграде, где часто упоминалось, что, пока мужчины были на поле боя, все держалось на хрупких женских плечах, на них ложились все тяготы, поэтому сюжет нашего сериала мне показался довольно точным.
К выбору артистов подходил пристально, нам нужны были лица того времени, а не современные. Когда мы перебирали кандидатов, услышал о Светлане Ивановой, мы не были знакомы до съемок, но когда встретились, понял, что она — прямое попадание в ту героиню, которую я себе нарисовал.
В сценарии персонаж Марата Башарова изначально прописали пошловато, получился такой собирательный и слишком современный образ бандита. Мы его переработали, а Марат как мне кажется, облагородил героя в том плане, что показал его человеком с судьбой, а не просто плохим.
Съемки длились четыре месяца, мы приступили в июле прошлого года, хотели начать раньше, но из-за ограничений по коронавирусу не получилось, поэтому за лето в кадре пришлось выдавать сентябрь и октябрь. Работали в Санкт-Петербурге и его окрестностях, например в Сестрорецке — курортном городке на Финском заливе, в колоритном поселке Сярьги, там сохранилось много старых зданий, его давно уже можно назвать нашим питерским кинопавильоном.
В поселке Шушары где есть паровозный музей снимали сцены с железной дорогой. С действующей договориться сложно, а здесь для нас на путях выставили нужные составы, пригнали паровоз, затопили углем, как по-настоящему и должно быть.
Чтобы герои соответствовали времени, для них изготовили не только форму и повседневную одежду, но и сапоги.
— Мы шили вещи, ориентируясь на фотографии тех лет, на то, как одевались рабочие, домохозяйки, милиция, военные, — говорит художник по костюмам Татьяна Баранова. — Некоторые предметы гардероба, такие как отдельную обувь, удалось взять на «Ленфильме», она сохранилась в хорошем состоянии.
Форма как у наших сотрудниц уголовного розыска действительно существовала, причем была с определенными пуговицами — с серпом и молотом, их, как и звездочки на беретах, мы отливали на заказ.
Если макияж актрис был минимальным, то артистам, исполняющим роли бандитов, досталось по полной программе, ведь по сюжету их герои жили на болотах и не могли выглядеть чистыми и опрятными.
— У героинь не могло быть идеальной кожи, накачанных губ, белозубых улыбок с винирами, это всегда выглядит дисбалансом в исторических декорациях. Поэтому нам нужны были натуральные лица, красивые даже без макияжа, — вспоминает художник по гриму Анастасия Жербина.
Если на коже есть какая-то неровность, то лучше мы ее увидим в кадре, чем в глаза бросится тональный крем. Все прически живые, немного растрепанные и это естественно, ведь наши девушки бегают по лесу, ловят бандитов!
Грима было минимум, не считая некоторых моментов, например, когда героиня Карины Разумовской появляется красоткой на танцах. Или в сцене на рынке, где Светлана Иванова накрашена чуть сильнее, чем в других моментах сюжета, потому что здесь ее героине нужно было быть неузнанной. Поэтому актрису немного припудрили, но в других моментах зрителям видны ее веснушки, их специально не убирали.
Всех бандитов гримировали так, чтобы они отличались от жителей Муранска и выделялись.
Из героя Башарова сделали мужчину, потрепанного жизнью, на что каждую смену тратили примерно по часу: рисовали шрамы, пачкали его, ведь банда живет на болотах.
А еще рисовали ему татуировки на запястье и предплечье, для чего изучали энциклопедию и выбрали воровские наколки того времени, подходящие для его истории.
Смотрите сериал «МУР-МУР» на ТВ 28, 29 апреля, 21:20, «Россия 1»