По традиции, сложившейся в отечественном кино, сценаристы отправляют героя фильма в Новосибирск, чтобы вдали от цивилизации он: а) излечился от любовных неудач, б) начал жизнь с чистого листа, в) совершил подвиг во имя науки. А уж если герой приехал из Новосибирска в столицу, то канючить «сами мы не местные» не станет, а докажет изнеженным москвичам словом и делом, чего стоят сибиряки. Сам же город в российских сценариях – это транзитный пункт, а чаще просто край света, где круглый год зима, а посреди тайги стоит городок для научных забав вроде погони за элементарными частицами. Итак, 7 фильмов, в которых упоминается наш город.
«Разные судьбы» (1956 г.)
Популярнейшая полвека назад мелодрама Леонида Лукова о четверке выпускников одной ленинградской школы. Соня любит Степу, он влюблен в Таню, а она выходит замуж за Федю. Степа (Георгий Юматов) уезжает на поезде Ленинград – Новосибирск, чтобы поскорее начать самостоятельную жизнь.
В Новосибирске Степан работает сталеваром на металлургическом комбинате. Через некоторое время в том же направлении устремляется верная Соня.
Узнали? Да-да, это Михаил Державин. Его роль – Костя, студент на собрании. Но фамилии будушего известного актера даже нет в титрах.
«Девять дней одного года» (1962 г.)
Драма Михаила Ромма о физиках-ядерщиках, один из знаковых фильмов 60-х. Физики с птичьими фамилиями Гусев и Куликов (Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский) одержимы наукой и любят одну ту же женщину Лелю, тоже физика (Леля – домашнее имя любимой жены режиссера Елены Кузьминой). Леля любит обоих, но выходит замуж за Гусева. Они уезжают в новосибирский Академгородок. Экспериментатор Гусев продолжает изыскания, начатые его учителем, получившим смертельную дозу облучения. Теоретик Куликов помогает Гусеву с расчетами. Очередной эксперимент проходит успешно, но Гусев получает большую дозу облучения. Куликов продолжает его работу.
Согласно легенде, этот кадр снимали в новосибирском Академгородке. На самом деле Гусев идет вдоль стены свежепостроенного павильона «Мосфильма».
«Все остается людям» (1963 г.)
В мелодраме Георгия Натансона снимался весь цвет мужской половины ленинградских театров, а Москву представляли красавицы Элина Быстрицкая и Софья Пилявская. Академик и депутат Верховного Совета Дронов (Николай Черкасов) работает в Новосибирске над созданием суперсовременного двигателя. У него очень больное сердце, он знает, что обречен, но стоически продолжает трудиться. Его коллега Морозов (Игорь Горбачев), махровый карьерист, своими подковерными играми как будто желает приблизить конец академика, не думая о техническом прогрессе. У Дронова есть родственник – священник (Андрей Попов), с которым академик спорит о цене прогресса, о праве сильных и силе правых.
В фильмах 60-х люди в белых халатах – это либо врачи, либо физики-ядерщики.
«Неподсуден» (1969 г.)
Герои фильма встретились на борту самолета, который летит из Новосибирска в Москву: командир экипажа (Олег Стриженов), негодяй (Леонид Куравлев), который его когда-то оклеветал, любимая женщина (Людмила Максакова), ушедшая к негодяю, и подросток, оказавшийся сыном командира. Понятно, что встреча героев могла состояться в любую летную погоду, но самолет-то летит из Новосибирска – города вечной зимы, поэтому на экране аэропорт в снегу и морозной дымке, пассажиры одеты в добротные дубленки, а стюардесса Светлана Светличная и в зимней форме смотрится, как живая реклама Аэрофлота. Режиссеры этого фильма Валерий Усков и Владимир Краснопольский вскоре переключились на создание телесериалов. Первыми были «Тени исчезают в полдень» (1970–1971 гг.), и продолжают снимать сериалы до сих пор для канала «Россия 1».
«Долгие проводы» (1971 г.)
Камерная драма Киры Муратовой об отношениях очень одинокой мамы и взрослеющего сына. Сын рвется уехать к отцу, который живет в Новосибирске, а мама страдает. Сейчас трудно понять почему, но картина стала предметом специального решения ЦК компартии Украины, был снят с должности директор Одесской киностудии, а Муратову из режиссеров перевели в студийные библиотекари и много лет не давали снимать кино.
«Вылет самолета задерживается» (1974 г.)
Мелодрама режиссера Леонида Марягина по пьесе Веры Пановой «Сколько лет, сколько зим!». Герои Татьяны Лавровой и Владимира Заманского полюбили друг друга в конце войны, потом расстались и встретились двадцать лет спустя в московском аэропорту, закрытом из-за сильного тумана. Он летит в Ленинград, она с двумя дочерьми и мамой – к мужу в Новосибирск. Маму играет там самая Елена Кузьмина, в честь которой назвали героиню Лавровой в «Девяти днях одного года». Младшая дочь (Евгения Симонова) рассказывает парню, с которым познакомилась в аэропорту: «Мы летим к нашему папе. У нас папа чудный, воплощение изящного ума и изящной иронии, я его обожаю! Он в Новосибирске, в Академгородке, вы, наверное, слышали. Он то там, то в Москве, а мы к нему летаем, то мама, то я, то сестра, главным образом мама, конечно; и в каникулы, и просто так иногда, вечно кто-нибудь улетает или прилетает, даже его любимый пирог с капустой возим ему из Москвы по воздуху. Когда кончу университет, тоже поеду в Новосибирск работать, восхитительно будем существовать там с папой». Если вспомнить тему данной подборки, лучше о Новосибирске в кино и не скажешь. Кстати, Леонид Марягин в 1960–1962 годах работал режиссером на только что созданном «Новосибирсктелефильме».
«Розыгрыш» (1977 г.)
Молодежная драма, режиссерский дебют Владимира Меньшова. В 9-м классе московской школы появился новый ученик – Игорь Грушко (Дмитрий Харатьян), приехавший из Новосибирска. Он держится, как и положено сибиряку, скромно, но независимо, сочиняет песни, сколотил музыкальную группу, поставил на место беспринципного карьериста Олега Комаровского (Андрей Гусев).
Редко, но случалось, что Новосибирск и окрестности все-таки попадали в кадр. 5 фильмов, которые снимали в нашем городе.
«Александр Пархоменко» (1942 г.)
Фильм Леонида Лукова об участнике Гражданской войны. Пархоменко, бывший рабочий из Луганска, был комдивом в буденновской 1-й Конной армии, воевал на Украине с немцами, белыми и погиб в бою с махновцами. Работа над картиной, начатая в Киеве за 4 месяца до войны, продолжилась в Ташкенте, куда была эвакуирована Киевская киностудия. Для заключительных эпизодов нужен был снег (Пархоменко погиб 3 января 1921 года), и в начале зимы 1941/42 года съемочная группа отправилась в Новосибирск. Последний бой снимали на подступах к Заельцовскому парку, снега там было так много, что лошади увязали по брюхо.
Исполнитель заглавной роли Александр Хвыля знаком нам по фильму «Бриллиантовая рука» – Хвыля играет метрдотеля ресторана «Плакучая ива» Бориса Савельевича, который предлагает Миронову и Никулину «освежиться». А картину Леонида Лукова помнят до сих пор благодаря эпизоду c Фаиной Раневской: таперша со вздыбленной прической, дымя папироской, исполняет «жестокий романс» под аккомпанемент разбитого пианино.
«Длинная дорога в короткий день» (1972 г.)
В 1967 году был опубликован роман украинского писателя Натана Рыбака о физиках-ядерщиках, и режиссер Киностудии им. А. Довженко Тимофей Левчук, снимавший до этого партизанские эпопеи, решил сделать свои «Девять дней одного года». Супругов-физиков, которые с одинаковым азартом двигают науку и выясняют отношения друг с другом, играют у Левчука Татьяна Самойлова и Николай Олялин, причем героиня Татьяны Евгеньевны облучается во время эксперимента и умирает.
Самойлова в 67-м году закончила сниматься в «Анне Карениной», и до премьеры фильма успела приехать на несколько дней в новосибирский Академгородок. Небольшая съемочная группа жила в гостинице «Золотая долина», а знаменитая актриса, по рассказам персонала, была одинока и печальна. В ноябре 1967 года «Анна Каренина» вышла на экраны, вскоре у Самойловой началась депрессия, а потом вышла замуж и родила сына, так что работа над «Длинной дорогой…» возобновилась только в 1971 году. Десант киевской киностудии в Академгородке задержался почти на месяц. Например, в конце лета снимали встречу Нового года, установив елку в зимнем саду Дома ученых. Съемочными объектами стали также некоторые помещения Института ядерной физики, один из коттеджей «Золотой долины», берег Обского моря. В массовых сценах снимались сотрудники ИЯФ, но готового фильма никто из них не видел – картина республиканской киностудии вышла небольшим тиражом и прошла в прокате незамеченной.
Кстати, в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1962 г.), вопреки устойчивому мифу, нет ни одного кадра, снятого в нашем Академгородке.
«Горячий снег» (1972 г.)
Зимой 1971–1972 годов на Шиловском полигоне под Новосибирском снимали фильм по роману Юрия Бондарева о том, как в декабре 1942 года наши войска под Сталинградом противостояли немецким танкам, которые должны были прорвать кольцо окружения вокруг армии фельдмаршала Паулюса. Режиссер Георгий Егиазаров, как и Бондарев, воевавший под Сталинградом, выбрал наши края в расчете на длинную снежную зиму. Снег той зимой, точно по Пушкину, «выпал только в декабре». Зима была лютой, съемочная техника выходила из строя, и весна – вот не везет, так не везет – была ранней. В начале марта съемочная группа перебралась на военно-техническую базу «Мосфильма» в подмосковном Алабине. Эта база была создана в 1966 году, когда Сергею Бондарчуку понадобилась площадка для батальных сцен в «Войне и мире». Но группа все-таки вернулась в Новосибирск – в июне, когда снега не было и в помине. Актеры парились в тулупах, а на Шиловский полигон завезли тонны нафталина – другой имитации снега в те времена еще не придумали
В фильме «Горячий снег» участвовали войска и военная техника Сибирского военного округа и жители поселка Чик. Единственную женскую роль санинструктора Тани сыграла молодая актриса театра «Глобус» Тамара Седельникова. Она снималась в белом овчинном полушубке, доставленном из костюмерных «Мосфильма». Полушубок сшили для Анастасии Вертинской в военном фильме «Случай с Полыниным», и он был практически новый, потому что героиня Вертинской, молодая московская актриса, участница фронтовой бригады, надевала его после концерта перед бойцами. В «Горячем снеге» снимался новосибирец Юрий Назаров, к тому времени давно работающий в большом кино, а также «краснофакельцы» Владлен Бирюков, Анатолий Игнатков, Альберт Дорожкин, Михаил Стрелков, Павел Сиротин, Владимир Иванов.
«Вера и Федор» (1974 г.)
Летом 1974 года на Шиловском полигоне под стрекотание кинокамеры снова грохотали танки и гремели взрывы – режиссер «Новосибирсктелефильма» Виталий Гоннов снимал начальные эпизоды лирической короткометражки «Вера и Федор». Сержант-связист Федор, которого играл студент ГИТИСа Александр Абдулов, отличился во время военных учений, получил отпуск, поехал к другу-детдомовцу в Новосибирск и познакомился там с чудесной девушкой Верой. Картина известна тем, что Абдулов сыграл в ней свою первую главную кинороль!
Фильм «Вера и Федор» в 70-е годы несколько раз прошел по ЦТ (другого телевидения тогда и не было). А рижские друзья режиссера Виталия Гоннова говорили ему, что картину в советские времена очень часто показывали по латвийскому ТВ.
Сергей Грановесов, актер, художественный руководитель театра «На Левом берегу», в фильме тот самый друг, рассказывает: «На съемках мы практически импровизировали, исходя из ситуации: приехал солдат в отпуск, к другу, с которым рос в детдоме, а тот женился и под каблуком у жены, ей не до гостей, ремонт в новой квартире нужно закончить. Мы с Татьяной Черепановой, которая играла мою жену, уже несколько лет работали в театре, играли главные роли, и видно было, что Абдулов относится с пиететом к актерам, он ведь сам был из провинции, папа его работал режиссером в Фергане, а мама – гримером. Эпизод снимали два дня, вечером нас с Татьяной отвозили на машине по домам, а Сашу – в гостиницу «Обь», которую тогда только что построили. Метромоста и самого метро тогда и в помине не было. Снимали в квартире одной из новостроек на Юго-Западе, тогда этот район только начал застраиваться и казался краем света. Александра я запомнил как простого хорошего парня. Тесного общения и дружбы у нас не случилось, больше мы не встречались, хотя позже, когда он был женат на Ирине Алферовой, стали почти родственниками – Таня, сестра Ирины, родила сына Сашу от моего брата. Когда Таня умерла, Ирина забрала Сашу к себе в Москву и растила, как родного сына».
«Елки-3» (2013 г.)
В первых «Елках» герои Урганта и Светлакова делают пересадку в аэропорту «Толмачево», во втором фильме снималась наша землячка Ирина Алферова, и к тому же в Новосибирск переезжает подружка юного персонажа в одной из новелл. В третьем фильме франшизы Новосибирск, наконец, стал полноценным местом действия – здесь снимали эпизоды с участием «реального пацана» Антона Богданова и главной девушки сериала «Рыжая» Марии Луговой.
Новосибирский эпизод занимает 12 из 100 минут, которые идет фильм. «Наша новелла про человека, который на день рождения получил видеокассету с записью 15-летней давности, где он еще маленький давал себе и своей любимой девочке обещания, – рассказывал режиссер новеллы Александр Котт. – Он эти обещания не исполнил, а сейчас вдруг вспомнил, что прожил свою жизнь, в общем-то, зря. И поэтому пытается исполнить то, что обещал себе когда-то».
В фильм попали кусок улицы Серебренниковская и Центрального парка, печально известный трамвай маршрута № 13, кинотеатр «Победа», интерьер одного из автосалонов и травмпункт, а также красивый вид сверху на параллели Коммунального и метромостов. Героя Антона Богданова поселили в одну из квартир в старом доме на улице Советская. В съемках приняли участие и новосибирские актеры: Олег Майборода из «Красного факела», Владимир Свирин из театра «На левом берегу», Алексей Корнев и Анна Морозова из Городского драматического театра п/р С. Афанасьева, Мария Беднарская из театра музкомедии и 10-летняя дочка актрисы из «Красного факела» Антонины Кузнецовой – Александра.
Съемочная группа фильма работала в Новосибирске с 26 февраля по 3 марта 2013 года. «Понаехавшим» Антону Богдановой и Марии Луговой наш город запомнился прежде всего холодом. Это и правда был самый холодный конец зимы за последние лет десять.