Драма «Вызов» Клима Шипенко станет первым в истории кино игровым фильмом, для съемок которого исполнительницу главной роли (актрису Юлию Пересильд) отправили в настоящий, а не павильонный космос. Однако первой картиной, в которой есть кадры из космоса, его назвать нельзя. В 1983 году на экраны вышла наша же мелодрама «Возвращение с орбиты» — в ней есть эпизоды, снятые на борту советских орбитальной станции «Салют-7» и космическом корабле «Союз Т-9» во время полета.
Съемки проводили два летчика-космонавта. Дважды Герой Советского Союза Владимир Ляхов скончался в 2018 году в возрасте 76 лет. Его напарник, дважды Герой Советского Союза Александр Александров в свои 78 лет работает советником генерального директора Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева – это головная организация по пилотируемым космическим системам.Несмотря на занятость, он нашел время рассказать «Антенне» про первые космические киносъемки.
О чем фильм
На орбитальной станции происходит авария. Летчик-космонавт Кузнецов (Юозас Будрайтис) срочно вылетает на помощь товарищам. Выполнив задание, он с напарником Мухиным (Виталий Соломин) пытаются покинуть станцию, но их корабль попадает под метеорный поток, в результате чего серьезно повреждается. Космонавты переходят на резервный запас кислорода, его остается максимум на 12 часов…
– Александр Павлович, как вы узнали, что в ваш первый космический полет добавляется задание по съемкам кинофильма?
– Пуск назначили на июнь 1983 года. А в апреле, когда мы уже вовсю к нему готовились, пришло известие, что Киевская киностудия обратилась с просьбой дать поручение следующему экипажу, который полетит на станцию «Салют-7», отснять несколько десятков метров космических пейзажей, чтобы украсить ими фильм о трудной работе наших космонавтов и коллизиях, происходящих при выполнении заданий. Тогда популяризация освоения космоса считалась миссией почетной, и добро на помощь студии дали. От нас требовалось доставить на станцию достаточно тяжелую — она весила 5,7 кг — отечественную ручную 35-миллиметровую камеру «Конвас-автомат», ею снимали как документальные, так и художественные фильмы. Также снабдили нас и другими аппаратами — немецкой узкопленочной «Практикой», нашим «Зенитом», цветной К4 (ее мы использовали в открытом космосе), черно-белой К1 и несколькими другими. К съемкам подходили столь ответственно, что обучал нас работе со всеми этими устройствами целый специальный отдел. Готовили из нас настоящих кинокосмических операторов.Времени на обучение оставалось совсем мало, поэтому мы занимались шесть дней в неделю и отдыхали только в воскресенье. Но лично я приносил камеру и домой и в выходной снимал родных и близких, разные сюжеты на природе, а потом отдавал пленку специалистам, которые ее проявляли и говорили мне, что отснято хорошо а что — не очень. Научились снимать — и полетели. С нами постоянно на связь выходил режиссер Александр Сурин и просил, например, запечатлеть зарю или восход Солнца так, чтобы был виден кусочек Земли. В павильоне мы бы точно это так не сняли бы! Часть отснятой пленки отправили домой грузовым кораблем, чтобы не загружать бытовой отсек станции и спускаемый аппарат. Хорошо, его приземление прошло штатно.
– Вам заранее не сообщали сюжет фильма, ведь от него ваши натурные съемки все равно не зависели?
– Нет, не сообщали, мы все узнали на премьере, которая состоялась в кинотеатре «Украина». Считаю, что вся съемочная группа — режиссер, сценарист, оператор и другие — вложили в работу свои души и сняли честный, хороший и человеческий фильм. Наше кино вызывает патриотические чувства у молодежи и желание работать в этой отрасли.
– Что вы думаете по поводу того, что Юозас Будрайтис, чей персонаж в картине выживает благодаря тому, что герой Соломина переключает на него весь свой кислород, живет и здравствует и поныне, а Виталий Мефодьевич, сыгравший погибающего космонавта, ушел от нас так рано?
– Соломин работал на разрыв, отдавал все свои силы ради хорошей актерской игры. Это не значит, что Будрайтис играл спокойно — он тоже отлично вошел в роль, но, видно, у всех нас разные человеческие силы. Запас энергии истощается, и чем больше ее отдаешь, тем больше это сказывается на здоровье. Настоящие актеры живут своими ролями, а жизненные силы не восстанавливаются. Мы с Виталием познакомились на премьере и потом встречались на других мероприятиях, запомнил его как прекрасного человека.
– Почему вашему фильму присвоили в том числе жанр научно-фантастический? В чем же там фантастика, если космонавты к тому времени реально умели проделывать в космосе все, что у вас показано?
– Потому что вся космическая отрасль стоит на страже того, чтобы таких случаев, какие показаны в «Возвращении с орбиты», не было — не было катастроф, гибели людей, и человек не оставался бы навсегда на орбите. Фантастика в том, что такой случай произошел и космонавт остался в космосе навечно.
– Клим Шипенко по возвращении заявил, что произошел прорыв и теперь фильмы о космосе нужно снимать только в космосе.
– Да, а Юлия Пересильд отметила, что на станции совсем мало места для съемок: «Метр туда, метр сюда». Так что не думаю, что у них планы очень хорошо получились, потому что для наезда камеры и прочего просто не хватает объема. Поэтому их картина даже может проиграть в этом плане. Считаю, что проект «Вызов» — не прорыв, а новый шаг в профессии. К этому нужно относиться осторожно, не перехватывать через край. Фильмы о космосе совершенно не обязательно снимать в космосе. Ведь сам Шипенко в 2017 году представил замечательную драму «Салют-7» — и у него здорово получилось на земле создать эффект космической невесомости. Он добился ее с помощью множества трапеций и веревочных связей. Получилось вполне прилично!
– Как считаете, чем ваши съемки отличались от сегодняшних?
– Съемки 1983 года и 2021-го — это как автомобили «Москвич» и «Тесла». Сегодня на МКС созданы очень комфортные условия для жизни, и никто не страдает физически. Есть и воздушное пространство, и разнообразное питание, и необходимые физические нагрузки в виде многочисленных тренажеров, и возможность каждый день общаться с семьей по телефону без ограничений. Но есть и одинаковые трудности, которые надо преодолевать, что тогда, что сейчас. Это возвращение домой. Это путь, который действительно нужно пережить, и я рад, что у ребят все прошло благополучно.
– Вам не обидно, что первым фильмом, снятым в космосе, называют «Вызов», а не ваше «Возвращение с орбиты»?
– Считаю, что не стоит к современной космонавтике примазывать понятие «гонка». Каждый решает свои задачи исходя из своих возможностей. В нашем фильме хотели показать героизм космонавтов независимо от их национальности. Такое кино учит не сдаваться и бороться до последнего. Возможно, и новый фильм будет героическим. Вопрос в том, сколько полетного времени они съели у экипажа.
– 12 суток — это много в космическом масштабе?
– Это очень много. В космосе дорога каждая секунда.
– Насколько реален сюжет «Вызова», по которому космонавту требуется срочная операция прямо в невесомости?
– Такое не должно случаться. Проблемы бывают, но решаются с помощью медикаментов. Травмы в космосе получить легко, но полостные операции на орбите никто делать не будет, потому что кровь в невесомости не будет поступать туда, куда нужно, а будет выливаться из раны. Тут поможет только срочный спуск, а не отправка врача в космос, тем более кардиохирурга! Так что то, что покажут в «Вызове» — это скорее совершенно новое слово в медицине.Такого эта наука еще не знает.
– А у вас во время съемок были непредвиденные ситуации на орбите?
– Еще сколько! Прекрасная советская станция «Салют-7» выдержала массу внештатных ситуаций и славно отлетала весь свой срок, выполнив все, что на нее возлагалось. И много чего принесла нашей науке и технике. Не по вине кого-то или чего-то, а из-за внешних обстоятельств, и у нас что-то шло нештатно. И редуктора окислителя взрывался по наружнему контуру, и скафандр отказал… В такие моменты нам было, конечно, не до съемок.