Гэбриэл Бирн
Разбираем интересные факты мультипликации с экспертом в области анимации и директором пост-продакшна NDR Павлом Луспекаевым.
1. Анимация начинается с аниматика
Прежде чем нарисовать сам мультфильм, его создатели превращают сценарий в аниматик — видео-набросок будущей картины. По сути, это видео-черновик, который помогает увидеть целостный сюжет, композицию, крупность планов, движения героев.
Пока художники перерисовывают картину по аниматику, музыканты создают саундтрек. Когда эта часть работы готова, материал передают актерам, которые озвучивают персонажей, и графическим дизайнерам, которые добавляют визуальные эффекты. На финальном этапе создания в мультфильм добавляют звуки шагов, шум улиц и другие эффекты.
2. Мультики — это долго
Из-за большого количество шагов и этапов производство мультфильмов длится очень долго. Например, «Валли» создавался 14 лет, «Рапунцель» — 8 лет, двухминутная сцена спасения Русалочкой Принца рисовалась больше года, а великий Хаяо Миядзаки может позволить себе создавать по 12 минут фильма в год.
Конечно, в последние годы процесс заметно ускорился, но все равно занимает значительное время. Например, на создание серии «Шаранутого космоса» уходит от 2 до 4 недель. Работа начинается со сценария и аниматика, затем актеры записывают черновую озвучку, после чего аниматор вручную прорисовывает каждое движение персонажей. На завершающем этапе создаются музыка, саунд-дизайн, превью и описание к серии.
3. Экономия на пальцах
Создание мультфильмов — долгая, кропотливая и поэтому очень затратная работа. Причем мультики стабильно оказываются дороже фильмов про супергероев и других фантастических лент. Только представьте: на «Рапунцель» потратили на 23 миллиона долларов больше, чем на «Аватара» — все расходы обошлись в 260 млн долларов.
А картины «Суперсемейка 2», «В поисках Дори», «История игрушек», «Университет монстров» и «Тачки» переплюнули по бюджету «Терминатора», «Доктора Стрэнджа», «Круэллу», а также «Дэдпула» и «Росомаху»!
Даже простые на вид мультсериалы с минималистичным стилем обходятся недешево: в среднем в 1 миллион рублей за 10 минут. Чтобы хоть как-то сократить затраты, студии придумали хитрость. С подачи Уолта Диснея они перестали рисовать пятый палец своим героям — решение помогло сэкономить миллионы долларов и тысячи минут (читайте также: Одно лицо: с кого Дисней срисовывал своих героев).
4. Математики, актеры, ученые и другие создатели мультфильмов
Над мультфильмами трудятся не только сценаристы, режиссеры и аниматоры, но и множество других специалистов. Например, актеры часто проигрывают сценки из сценария перед аниматорами, чтобы те реалистично передали движения и мимику героев. А математики создают программы, которые помогают правдоподобно анимировать море, снег и волосы.
Особая роль в работе над мультфильмами отводится актерам дубляжа. Зачастую им приходится повторять действия персонажей перед микрофонами: бегать, прыгать, танцевать, приплясывать и даже кричать.
Лейк Белл
При этом, если тема мультфильма сложная (например, космос или тело человека), создатели периодически обращаются за комментариями и советами к врачам и ученым. Информация от экспертов помогает показать явления достоверно и сделать мультфильмы по-настоящему познавательными (читайте также: 5 детских мультфильмов, которые поднимают взрослые проблемы).
5. Факт напоследок
Ну и факт напоследок. Вы знали, что «анимация» в переводе с латинского означает «одушевление, оживление»? Получается, что аниматоры буквально оживляют бездушные линии, формы и цвета и превращают их в персонажей, которые становятся друзьями, товарищами, наставниками и любимыми героями. Кажется, именно в этом и кроется магия мультфильмов.

Эксперт в области анимации и директор пост-продакшна NDR