Мир женской красоты и очарования всегда вдохновлял творцов. Художники посвятили прекрасным музам не одну сотню картин. Кто-то изображал вымышленных героинь, иные использовали натурщиц. На полотнах, давно переживших своих создателей, остались запечатлены как известные, так и простые девушки. Одни были для художников любовным интересом, с другими их связывали исключительно рабочие отношения. WDay.ru расскажет истории женщин, которых вы видели, но о судьбе которых не знаете ничего.

Жанна Самари. Огюст Ренуар, серия портретов актрисы Жанны Самари, 1877–1878 гг.

Женщины на известных картинах, про чьи судьбы вы не знали
Фото
Hulton Fine Art Collection/UIG via Getty Images

Пьер-Огюст Ренуар написал 4 портрета актрисы Жанны Самари. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье, где Огюста привлек свет, как будто бы исходивший от Жанны. Девушке на тот момент было 20 лет, она жила недалеко от мастерской художника и играла в театре. Жанна была невысокого роста, пухленькая и с искренней улыбкой. Она играла роли хохотушек-служанок, которые помогали господам плести интриги и выпутываться из сети. Но девушка хотела исполнять и серьезные роли. Она мечтала о славе.

Ренуар и Самари работали больше года. Ходили слухи, что они были любовниками. Но актриса говорила о художнике так: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». В 25 лет девушка вышла замуж за богача Пола Лагарда. Родители жениха были шокированы выбором сына. Они пытались помешать свадьбе, а когда это не удалось, отказались даже присутствовать на церемонии бракосочетания.

Самари чувствовала себя счастливой в роли жены и мамы. Она родила троих детей и даже написала детскую книжку. Вот только жизнь ее оборвалась очень быстро. В 33 года Жанна заболела брюшным тифом и умерла. Но Ренуар сумел подарить ей ту славу, о которой Самари мечтала. Она надолго пережила и натурщицу, и самого художника.

Чечилия Галлерани. Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489–1490 гг.

Женщины на известных картинах, про чьи судьбы вы не знали
Фото
DeAgostini/Getty Images

Чечилия Галлерани родилась в благородной итальянской семье. По законам того времени в 10 лет девочка уже была помолвлена, но через 4 года помолвку по неизвестным причинам расторгли. В 14 лет Чечилию отправили в монастырь, где она познакомилась с герцогом Людовико Сфорцей. Завязался роман, который герцог даже и не пытался делать тайным. Он поселил девушку в родовом замке и часто посещал ее. В результате этой связи Чечилия забеременела.

Однако стать законной супругой герцога ей не удалось. Людовико Сфорца был вынужден заключить династический брак с Беатриче д’Эсте. Его жене, конечно, не понравилось присутствие любовницы в доме. Чечилия родила сына, которого герцог оставил себе, а девушку выдал замуж за обедневшего графа.

В этом браке Чечилия родила четырех детей. Но это не помешало ей открыть первый литературный салон в Европе. Она приглашала философов и поэтов, сочиняла сонеты, свободно писала и говорила на латыни. Неудивительно, что, познакомившись с Леонардо да Винчи, она быстро нашла с ним общий язык. Известно, что они были очень близки, обращались друг к другу на «ты». И это в эпоху, когда даже друзья и близкие родственники были на «вы».

Достоверных доказательств, что «Даму с горностаем» Леонардо написал с Чечилии, нет. Но сохранился сонет Бернардо Беллинчионе «К портрету мадонны Чечилии, написанному Леонардо», а также письмо Галлерани к подруге, где она пишет про портрет.

Бьются исследователи и над загадкой самого знаменитого портрета да Винчи — «Моны Лизы». До сих пор не утихают споры, кто же действительно на нем изображен. Одни предлагают, что это была Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции. Другие уверены, что это и не женщина вовсе, а натурщиком для «Моны Лизы» стал ученик и, по слухам, любовник Леонардо Джакомо Капротти.

Мария Лопухина. В.Л. Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 г.

Женщины на известных картинах, про чьи судьбы вы не знали
Фото
Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Портрет юной Марии художнику Владимиру Боровиковскому заказал ее жених, Сергей Лопухин. Девушка происходила из благородного семейства Толстых. Художник запечатлел Марию в возрасте 18 лет, в расцвете ее молодости и красоты. Может показаться, что девушка позирует в парке. На самом деле это декоративный фон, вся работа велась в мастерской Боровиковского.

Через год после создания портрета Мария и Сергей обвенчались, девушка сменила фамилию. Но брак оказался несчастным. Мария так и не смогла родить детей, а в 24 года умерла от чахотки.

Трагическая судьба девушки привлекла к портрету повышенное внимание. В дом, где висела картина, стали стекаться посетители, чтобы посмотреть на деву. Но вскоре о полотне пошла дурная слава. Ходили слухи, что портрет заколдован и незамужнюю девушку, которая посмотрит на него, ждет смерть от чахотки. Чтобы прекратить сплетни и не пугать людей, картину спрятали. Позже ее выкупил для своей коллекции Павел Третьяков. И портрет красавицы Марии доступен каждому в Третьяковской галерее.

Джованина и Амацилия Пачини. Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г.

Женщины на известных картинах, про чьи судьбы вы не знали
Фото
Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Героини известного полотна Карла Брюллова вызывали споры в художественных кругах. Петр Третьяков приобрел его и поместил в коллекцию как портрет Юлии Павловны Самойловой — близкой подруги и возлюбленной Брюллова. Однако позже нашлись архивы, в котором сам художник записал этот портрет как «Джованина на лошади». Сопоставление этой работы с другими картинами, на которых изображена семья Самойловой, доказало, что на «Всаднице» мы видим двух приемных дочерей Юлии Павловны — Джованину и Амацилию.

Самойлова воспитывала обеих девочек как родных, но официально не удочерила. Известно, что Амацилия была дочерью итальянского композитора, близкого друга Самойловой Джованни Пачини. Джованину раньше тоже называли его родственницей. Но композитор в воспоминаниях пишет только об Амацилии, да и сама Юлия Павловна ни словом не обмолвилась о другой воспитаннице в письмах к Пачини.

Установить личность Джованины удалось с помощью найденной дарственной, в которой она значится как Джованина Кармина Бертолотти, дочь покойного дона Джероламо и госпожи Клементины Перри. По девичьей фамилии матери, совпадавшей с фамилией второго мужа Самойловой, можно предположить, что Джованина была его племянницей.

Воспитанницам графиня гарантировала большое приданое. Однако исполнить обещание не смогла — к тому времени Самойлова разорилась, и девушкам пришлось взыскивать обещанные деньги и имения через суд.

Симонетта Веспуччи. Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482–1486 гг.

Женщины на известных картинах, про чьи судьбы вы не знали
Фото
De Agostini Picture Library / Getty Images Plus

Симонетта Веспуччи прибыла во Флоренцию в 16 лет вместе с супругом Марко Веспуччи. Девушку мгновенно признали первой красавицей города. Ее благосклонности добивались все знатные мужчины, включая правителя Флоренции Лоренцо Великолепного и его младшего брата Джулиано Медичи. Между Симонеттой и Джулиано в итоге возникла связь. Кто-то говорит, что они были любовниками, другие утверждают, что любовь была чисто платонической. Во время рыцарского турнира в 1475 году Джулиано даже назначил Симонетту дамой своего сердца.

Образ прекрасной дамы идеально воплотился в девушке. Ей посвящали сонеты, художники выстраивались в очередь, чтобы написать ее портрет. Одним из них был Сандро Боттичелли. Самыми известными произведениями, на котором он запечатлел образ Симонетты, стали «Весна» и, конечно, «Рождение Венеры».

Однако последнюю картину ему пришлось писать по памяти. Девушка умерла в 23 года от чахотки — хотя ходили слухи, что причиной смерти был яд. Закончить «Рождение Венеры» Боттичелли смог только спустя 9 лет после ее смерти. Считается, что всех Мадонн и Венер Сандро до конца жизни писал исключительно с Веспуччи. В старости он завещал, чтобы его и похоронили рядом с музой. Желание художника было выполнено.

Вера Мамонтова. В.А. Серов, «Девочка с персиками», 1887 г.

Женщины на известных картинах, про чьи судьбы вы не знали
Фото
Picturenow/Universal Images Group via Getty Images

Веру Мамонтову писали художники Виктор Васнецов, Николай Кузнецов, Михаил Врубель. Но в памяти она осталась героиней картины Валентина Серова «Девочка с персиками». Портрет появился случайно. 11-летняя Вера однажды влетела в комнату, где находился художник, и, взяв персик, присела за стол. Серов предложил девочке позировать для него. Вера, конечно, согласилась. Она с детства знала художника. Он был ровесником ее старших братьев, часто приезжал в их семейное поместье. Серов был старшим товарищем Веры в играх, участвовал в домашних спектаклях, которые ставили в доме Мамонтовых.

Два месяца Вера была вынуждена сидеть за столом. Работа над портретом шла каждый день, по несколько часов. Для бойкой девочки это было испытанием. Но Серов нашел способ уговорить Веру — после каждого сеанса они вместе катались на лошадях. После окончания работы художник подарил картину маме Веры, Елизавете Мамонтовой. В 1877 году Серова наградили премией Московского общества любителей художеств за «Девочку с персиками».

А судьба Веры Мамонтовой сложилась не столь удачно. Она вышла замуж за Александра Самарина, родила троих детей. Брак был очень счастливым, супруги искренне любили друг друга. Но в 32 года жизнь Веры трагически оборвалась. Она сгорела за 3 дня от воспаления легких. А ее муж больше никогда не женился.

Адель Блох-Бауэр. Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907 г.

«Девочка с персиками», «Всадница»: судьба женщин с известных картин
Фото
Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

О романе австрийского художника и жены сахарозаводчика Фердинанда Блох-Бауэра говорила вся Вена. Климт находил в любовных связях вдохновение, публике было широко известно о его многочисленных увлечениях. Адель также не отличалась кротким нравом. Она была хозяйкой модного салона, где собирались поэты, художники и другие представители творческой элиты Вены. Так она и познакомилась с Климтом. Когда вспыхнул их роман, никто не знал, но Фердинанду не нравилась роль обманутого мужа. И тогда он решил пойти на хитрость.

Зная, что Климт быстро устает от своих любовниц, он решил ускорить процесс. И заказал художнику портрет неверной жены. Его расчет оправдался. Густав ответственно подошел к работе. За четыре года он создал два портрета и около 100 эскизов. За это время любовники полностью охладели друг к другу. Однако есть предположение, что Адель служила Климту моделью еще для одной картины — «Юдифь II», которую художник представил через два года после «Портрета Адели Блох-Бауэр».

Климт умер в 1918 году, Адель пережила его на 7 лет. Перед смертью она попросила мужа завещать три картины, в том числе ее портрет, музею Бельведер в Вене.