В новых выпусках поражать зрителей вокальными способностями будут Джокер, Дракон, Козерог, Леопард, Лошадь, Малыш, Монстрик, Мухомор, Осьминог, Павлин, Пес, Пончик, Пчела и Анубис. На подбор героев и разработку образов у создателей шоу уходит почти девять месяцев.
- Подготовительный этап стартует почти сразу после завершения предыдущего сезона, — объясняет генеральный продюсер «Вайт Медиа» Юлия Сумачева. — После короткого отдыха (месяц — полтора) мы начинаем думать, кто может принять участие в проекте. Затем идет череда встреч, вокальных проб, обсуждений. При этом особое внимание уделяется конфиденциальности. После этапа отбора выбираем костюмы и запускаем их в производство. Далее идет подбор репертуара: артист готовит свое видение вокальной части, наши музыкальные и креативные продюсеры — свое. Так мы доходим до репетиций номеров и съемок.
Поскольку «Маска» является адаптацией международного формата Masked Singer и выходит в десятках стран, некоторые костюмы весьма похожи. Например, в американской версии можно встретить Банан и Солнце, но у российских производителей есть право создавать собственных героев, чем они активно пользуются.
- Параллельно с подбором артистов мы придумываем те маски, которые хотелось бы видеть в новом сезоне, возможные варианты образов, — говорит Сумачева. — Часть идей может быть из иностранных версий проекта, но и их мы адаптируем. Затем художник по костюмам отрисовывает эскизы с учетом всех комментариев от команды. Наиболее удачные из них дорабатываются и уже их мы предлагаем артистам. Большинство участников, приходя, не знают кем хотят быть, поэтому им нужно предоставить несколько вариантов.
Для каждого индивидуально подбирается его герой. Чаще всего, на предложенные нами образы сразу говорят: «Да!». В этом сезоне есть несколько масок, идея которых исходила от самих артистов.
Конкретных правил о количестве костюмов животных или предметов нет. Мы отталкиваемся от драматургии проекта и всегда смотрим, какой характер будет у персонажа — комедийный или более драматический. Это все подбирается индивидуально и решается вместе с участником. По опыту могу сказать, что, если герой в жизни веселый, он не обязательно выберет комедийный образ. Иногда все бывает абсолютно наоборот.
Мы стараемся делать те маски, которые понятны российскому зрителю. Брокколи, например, многим понятна, а вот насчет Скунса (зверь из американского проекта, — Прим. «Антенны»), сомневаюсь. В российской версии есть оригинальные образы, в этом году их шесть, то есть почти половина!
Главное отличие наших масок — подход к их созданию. В них артисты должны «прожить» весь сезон, выступать, репетировать.
Естественно, мы предполагаем, что каждый из участников может дойти до финала, именно поэтому много внимания уделяем качеству костюма, он должен быть комфортным и долговечным, ведь съемочный процесс достаточно долгий.
Отбирают участников прежде всего по вокальным данным, но и тут есть нюансы, не все зависит только от голоса.
- На подготовительном этапе мы уделяем особое внимание вокальным пробам в студии. Что касается физических данных, все индивидуально: если участник не в состоянии поднимать тяжести, то делаем ему или ей облегченный костюм. Артист может не подойти для шоу только если у него клаустрофобия. Есть те, у кого случаются панические атаки в закрытых пространствах. Им, пожалуй, не стоит участвовать в проекте, поскольку оказаться в достаточно тяжелом и абсолютно закрытом костюме будет большим испытанием для человека.
От готовых костюмов участники никогда не отказывались, но комментариев в процессе создания и примерок вносят всегда не мало. Часто до самого момента съемки образы корректируются. Что-то приходится ушивать, кто-то худеет. Например, в первом сезоне Анна Плетнева в образе Попугая постоянно садилась на шпагат. Костюм состоял из перьев и приходилось постоянно обновлять и укреплять ему оперение. Паука Лены Катиной переделывали за день до эфира: вносили изменения в саму маску на лице. В первом сезоне во время съемок мы отчетливо увидели глаза артиста, пришлось в срочном порядке дорабатывать костюм и вшивать дополнительный слой ткани в маску, чтобы скрыть участника.
Прячут исполнителей и друг от друга, на съемочной площадке они не пересекаются, а за разглашение тайны им грозит внушительный штраф в несколько миллионов.
- Любую встречу с потенциальными участниками я начинаю с фразы: «В проекте „Маска“ главное — это конфиденциальность», — говорит Юлия. — Поэтому у нас действительно большие штрафы и строгие контракты, так как от этого зависит качество и уровень шоу. На площадке существует четкий тайминг, все участники разнесены по времени.
Всех водят по коридорам так, чтобы люди не пересекались: один выходит, другой заходит. У каждого, отдельная гримерка и все они располагаются в разных концах кинокомплекса. Это все правда.
Участники приезжают в разное время и заходят в отдельный вход. У них есть специальная одежда: черное худи с капюшоном, защитный экран на лицо и черные брюки. Уезжают артисты в этом же одеянии. Я называю это «шоу внутри шоу», поскольку нужно организовать все так, чтобы никто никого не встретил. Были случаи, что участники пересекались, будучи в костюмах. Но все понимают, что если кто-то что-то скажет своим голосом, то они себя выдадут.
У каждой маски есть ассистент, он знает куда и во сколько идти, помогает с решением любых вопросов. При таком сложном графике, количестве артистов и людей вокруг, нужны ассистенты, которые четко понимают кого и куда вести, и ничего не перепутают. Все должно работать как часы. Помимо контрактов с артистами, есть огромное количество ограничений для работников проекта. Вся команда их соблюдает. На площадке только несколько человек знает, кто скрывается под маской.
Лишь в первом сезоне создатели шоу запрашивали 3D-модели костюмов из других версий проекта, чтобы понять из каких материалов все сделано, сейчас же помощь иностранных коллег им не требуется.
- Над масками работает более ста человек, — рассказывает художник по костюмам Анастасия Сахновская. — Это закройщики, технологи, художники, которые расписывают костюмы, профессионально расклеивают их камнями, бутафоры, способные создать самые сложные формы. У нас есть специалисты по работе с металлокаркасами, костюмеры, диодчики и электрики — они проводят свет и экраны в костюмы.
Эскиз обычно создается до того момента, как костюм обретет своего героя. После делается макет головы и туловища, на котором рассчитываются будущие пропорции. Он может быть из бумаги или любого другого материала. Без этапа проектировки можно прийти к комичному виду: маленькая голова — большое туловище и наоборот.
Когда участник подобран, мы преобразовываем костюм, учитывая особенности фигуры или параметры человека. Это делается для того, чтобы максимально скрыть артиста, ведь зрители и жюри не должны его сразу отгадать.
Работа над каждым костюмом в среднем занимает от трех до пяти месяцев. Иногда мы используем 3D-принтер при создании голов. Сначала голову моделируют в специальной программе, создают объемную 3D-модель, задают все параметры, размеры, после отправляют на печать в 3D-принтер. Затем художник расписывает ее, добавляет декоративные элементы.
Технически не во все костюмы возможно внедрить систему охлаждения, но в некоторых она есть. Это несколько небольших вентиляторов, очень похожих по принципу своей работы на те, что используются для процессоров ноутбуков, они помогают дополнительному воздуху поступать внутрь маски. Таким образом участнику легче дышать в ней и немного прохладнее.
Костюмы в среднем весят от 7 до 15 килограммов. Одним из самых тяжелых была Неваляшка (в образе выступал Стас Пьеха, — Прим. «Антенны»). В этом году также есть и легкие, и тяжелые. Но мы стараемся равномерно распределять вес, чтобы он не приходился только на плечи или на голову (она весит от 3 до 7 килограммов). Для этого изготавливаются специальные корсетные конструкции и системы строп, которые сводят дискомфорт к минимуму. При создании костюма проводим все примерки только с артистами, потому что у каждого человека индивидуальное строение тела. Наша основная задача — комфорт героя, поэтому статистов не привлекаем.
В производстве мы используем самые разные материалы: от кожи, парчи, бархата, перьев и страз до жемчуга, латекса, резины, покрышек, ракушек, морских звезд и чешуи. Когда речь идет о костюмах шоу «Маска», определения «простой» не существует.
Если сравнить ростовую Панду (Влад Топалов) со Змеей (Юлия Паршута), с художественной точки зрения Змея далась сложнее, так как много времени и сил отняла работа с отделкой и мелкими деталями. Тем не менее, у ростовых костюмов сложный конструктив, объемная голова. Нужно распределить вес, чтобы герою было удобно, внедрить вентиляторы, правильно вывести форму мордочки, если это животное. Когда мы делали Единорога (Ирина Дубцова) особое внимание уделялось пропорциям головы, их важно соблюдать, иначе на выходе есть риск получить крокодила.
Павлин — это самый хрупкий костюм в третьем сезоне. Мы сбились со счета, какое количество перьев и не только павлиньих, но и других пернатых было использовано. В этой маске сочетание двух видов пластика — с глиттером и прозрачного с голографией, оно дает потрясающий эффект интересной объемной картинки. Вырезали ее лазером на специальной аппаратуре.
В Монстрике есть система вентиляции. Самая большая сложность в данной конструкции, которая на первый взгляд кажется уютной, это сбалансировать ее и правильно распределить вес на артиста. Крепится маска на стропы.
С Мухомором была проведена непростая работа с тканью — бархатом и велюром. Ее специальным образом зажимали, чтобы создать эффект сморщенности, потом она задувалась художниками-аэрографами, чтобы подчеркнуть фактуру. Затем костюм обрастал мхами, маленькими грибочками, после его отправили на художественную расклейку, для этого на проекте есть люди, которые подбирают камни и другие элементы по цвету, выстраивают их в нужную композицию.
Шоу «Маска» на ТВ — воскресенье, 20:10, НТВ