Для посетителей 33-й музей в составе ГМЗ «Петергоф» и единственный сохранившийся в стране памятник подобных увеселительных сооружений XVIII века распахнет свои двери в ближайшую субботу, 2 июля.
Корреспондент Wday.ru прогулялся по парадным залам павильона Катальной горки за несколько дней до официального открытия и оценил масштабы проведенных реставраторами работ.
ЦАРСКАЯ ЗАБАВА
Какой русский не любит быстрой езды! И средство передвижения тут уже не столь важно: автомобиль, запряженная лошадьми тройка или санки. Кстати, катание с горок было излюбленной зимней забавой на Руси еще в XVIII веке. Любили ее как простолюдины, так и знать, с этой целью сооружались гигантские двускатные горы, которые заливали водой.
Но ждать у моря погоды, то есть, зимы — определенно не царское дело. Да, климат в Петербурге суров. И лето здесь — так себе лето (последняя декада июня-2022 — не в счет!). Но все-таки даже в дождливом и продуваемом морскими ветрами городе летом на санках с горы особо не покатаешься. Так думали вплоть до времен правления Елизаветы Петровны. Дочь Петра Великого поначалу повелела механику Нартову сделать модель колясочки, «которой бы летом на горе кататься было можно и безопасно». А там и до «всепогодной» катальной горки дело дошло — приводившее в ужас иностранцев увеселительное сооружение (прообраз знаменитых «американских горок») возвели тогда в Царском Селе.
Екатерина II, будучи горячей поклонницей этой забавы, в первый же год своего правления начала строительство второго подобного увеселительного комплекса, но уже в Ораниенбауме. Пытаясь превзойти предшественницу (и, на секундочку, тетку родного мужа), Екатерина приказала построить горку больше и круче. Над проектом работал архитектор Антонио Ринальди, к оформлению парадных залов павильона (Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровый кабинеты, лестница и Вестибюль) привлекли ведущих итальянских мастеров, работавших в то время в России: живописцев Серафино Бароцци и Стефано Торелли, штукатурных дел мастеров Гаэтано Спинелли и Альберто Джани.
Комплекс Катальной горы получился поистине грандиозным. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров, от нее шли 4 ската — один прямой и три волнообразных (подъем на них выполнялся за счет инерции). Размер всего ансамбля составлял 532 метра, длина горки — около 300 м. Для спуска разработали специальные коляски, в виде украшенных позолотой триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей. В общем, выглядело дорого, богато и экстремально. Екатерина II очень гордилась своей «горкой» и частенько устраивала здесь парадные обеды с участием «чужестранных министров».
В качестве аттракциона Катальная горка верой и правдой прослужила вплоть до начала XIX века. Потом строение стало ветшать, разрушаться и в 1850 году тогдашние владельцы «усадьбы» решили, что проще снести руины, чем восстановить их. К счастью для всех нас, сам павильон при этих «разборках» уцелел.
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА ЛЕТ
Собственно реставрационные работы в павильоне Катальной горки проводились в течение трех лет, с 2019 по 2022 годы. Однако этому предшествовала длительная научная работа, которую выполнили сотрудник ГМЗ «Петергоф».
«Для нас сегодня большое и значимое событие — 2 июля откроется павильон Катальной горки, наш 33-ий музей. Мы шли к этому 13 лет. По значимости это один из самых уникальных музеев, потому что подобного павильона в России не сохранилось. Петергоф и Ораниенбаум скоро пополнят свою корону еще одной жемчужиной», — подчеркнул врио генерального директора ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков.
В ходе реставрационных работ акцент сделали на воссоздание всех цветов на 18 столетие. Так, найденный на парадной лестнице колер 18 века позволил установить исторический цвет фасадов здания. В Круглом зале законсервировали живописную отделку потолка и отреставрировали пол из искусственного мрамора. Впервые в истории павильона посетители увидят экспозиция «кухонь» первого этажа, а также цокольный этаж с полностью раскрытой исторической кладкой XVIII века — там, кстати, расположен макет катальной горы и колясочка, воссозданная по чертежам Антонио Ринальди.
Только посмотрите, какая красота получилась!
Круглый зал — центральный, место проведения торжественных приемов и обедов. Здесь сохранилась оригинальная живопись на стенах и потолке. Три наддверные картины — десюдепорты — в 1768 году написал Стефано Торелли на сюжеты «Нептун», «Амфитрита» и «Наяда на дельфине». В том же году был приобретен и большой фонарь с хрустальными подвесками — во время реставрационных работ ему вернули кисточки у основания «плафона» и в месте соединения с потолком.
«В 1930-е годы павильон использовали под зернохранилище конторы „Заготзерно“, — рассказала Елена Макашова, хранитель музейных предметов павильона Катальной горки. — Несмотря на это уникальный, не имеющий аналогов пол из искусственного мрамора уцелел в Круглом зале и в Штукатурном кабинете».
Правда, после Великой Отечественной войны в 1950-е годы советские реставраторы, стремясь вернуть полу оригинальную расцветку, сняли 5 мм верхнего слоя. В итоге из-за особенностей покрытия образовались места, где слой искусственного мрамора составляет всего 1 мм. Ходить по такому полу нельзя даже в бахилах. Поэтому его укрыли специальным прозрачным настилом, каждая стеклянная секция которого выдерживает вес до двух тонн.
Украшают Круглый зал и пять кашпо-жандельерок. Все они — из исторической коллекции Ораниенбаума. После реставрации, декорированные другими цветами, они вновь вернулись в Круглый зал.
Стены Штукатурного кабинета украшены лепкой. Отсюда, собственно, и название. Во время реставрации помещению вернули исторический цвет — зеленовато-голубой. Здесь можно увидеть столики для игры в карты XVIII века, а также 8 кресел, приобретенных еще Петром III в подарок будущей супруге.
В Фарфоровом кабинете на полочках-консолях с кронштейнами в виде фигурок диковинных обезьян и «заморских» птиц — фарфоровые фигуры, которые выполнили специально для этого интерьера на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Все они в аллегорической форме прославляют победу России в русско-турецкой войне и императрицу Екатерину II — вдохновительницу триумфа.
Историческая группа «Боевой слон II» — это, пожалуй, самая важная находка последних лет. «Слон» вернулся на свое законное место спустя 170 лет! Так уж получилось, что после революции подставка (часть ноги, погонщик и хобот) остались на хранение в музее, а вот собственно слон был украден в революционные годы. В наши дни музейщикам удалось приобрести утраченную часть композиции, и после реставрации она вновь готова радовать глаз посетителей.
И еще немного фото
Все желающие смогут посетить музей «Павильон Катальной горки» со 2 июля 2022 года ежедневно с 10:30 до 18:00, кроме вторника (выходной) и последней среды месяца (санитарный день). Вход в музей и работа касс — c 10:30 до 17:00.