О гении, который был оценен только после смерти, рассказывает Алена Алексеева — профессиональный искусствовед, арт-блогер, участник и лектор фестивалей и марафонов по современному искусству, автор курса-бестселлера «За пределами студии».
Профессиональный искусствовед, арт-блогер, участник и лектор фестивалей и марафонов по современному искусству, автор курса-бестселлера «За пределами студии»
…То, что я ищу, — это подсознательное,
инстинктивная тайна человеческого лица».
Амедео Модильяни
Мать Модильяни не была уверена, что ребенок выживет
Амедео Модильяни — итальянец еврейского происхождения. Он родился в 1884 году в зажиточной семье. Его отец занимался коммерцией и имел успех на этом поприще. Амедео был младшим из четырех детей, и так вышло, что именно в год рождения мальчика у его отца начались большие проблемы в бизнесе.
Помимо финансовых сложностей детство художника было омрачено частыми болезнями. Но, несмотря на страхи матери потерять любимого сына, Амедео справился с недугами и вырос достаточно крепким.
Подростком Модильяни много времени проводил со своим дедушкой. Именно от него он узнал об искусстве, литературе и философии. В 14 лет мальчику наняли преподавателя живописи: уже в то время у молодого человека был виден талант и склонность к изящным искусствам.
Интерес к скульптуре и влияние африканской культуры
В 1902 году Модильяни поступил в школу живописи «Свободная школа обнаженной натуры». После окончания учебы он переехал в Венецию, где, вдали от дома и родителей, познакомился с самыми страшными своими пороками — алкоголем и запрещенными веществами.
Сейчас в это сложно поверить, но Модильяни изначально хотел стать скульптором и много времени уделял изучению африканской скульптуры. Если посмотреть на портреты, написанные художником, то можно заметить некоторое сходство между типажами на его холстах и рельефными изображениями, характерными для мастеров из Африки: вытянутое лицо, отсутствующий взгляд и очень часто пустые глаза.
В 22 года Амедео уехал из Италии и отправился туда, куда в те времена стремились все творческие личности, — в Париж. Там он очень быстро сошелся с целым рядом поэтов, писателей и художников: никто не мог устоять против красоты, интеллигентных манер и звучного голоса юного итальянца. Одним из близких друзей Амедео в то время был Пабло Пикассо. О Модильяни сразу заговорили как о художнике и скульпторе. И то, и другое было правдой.
Страсть и дурные привычки
Амедео не бросил свои дурные привычки — его часто видели в барах с рюмкой крепкого напитка, а выходил он оттуда уже сильно пьяный. Иногда друзья приводили его домой абсолютно голым.
Самой сильной страстью художника оставались женщины. Это видно по его картинам. Гениальный итальянец боготворил женские формы, шею, лицо, губы. А вот глаза рисовал в самый последний момент, поскольку считал, что они являются зеркалом души. Но как можно писать душу человека, если ты его совсем не знаешь? Именно поэтому многие портреты, созданные мастером, остались с пустыми глазами.
Модильяни рассказывал, что первой его женщиной стала горничная, работавшая в родительском доме. В дальнейшем, будучи артистической натурой, он много общался с представительницами богемы, но предпочитал любовниц попроще: прачек, официанток, кухарок. Многие из них становились его натурщицами.
Женщин в жизни Модильяни было столько, что он не успевал как следует с ними познакомиться. О его поединках с противниками ходили легенды: Амедео был драчуном и часто считал своим долгом защитить честь дамы.
Две любви Модильяни
Несмотря на то что жизнь Модильяни была полна женщин, по-настоящему любил он только двух. В 1914 году Амедео познакомился с Беатрис Хастингс, английской аристократкой. Их роман был бурным и страстным. Любовники часто ссорились, в порыве гнева Модильяни мог даже оттаскать свою избранницу за волосы — за то, что она флиртовала с другими мужчинами. Парочка часто напивалась вместе, а любовные сцены примирения были такими же бурными, как и ссоры.
Через год после расставания с Беатрис Модильяни встретил девятнадцатилетнюю Жанну Эбютерн, студентку и французскую католичку. Все родственники девушки были против этого союза, не желая впускать в свою семью нищего художника-еврея. Однако, несмотря на все протесты, пара поселилась вместе, а через год неофициальная жена родила Модильяни дочь.
Жанна была последней любовью Амедео. Через шесть месяцев после помолвки с ней художник в результате тяжелой болезни скончался. Не выдержав разлуки с любимым, Жанна, беременная вторым ребенком, сбросилась с крыши пятиэтажного дома.
Единственная выставка и мировая слава
В 1917 году состоялась первая и единственная выставка художника в Париже. На ней были представлены произведения, которые Модильяни создал за время, проведенное в Париже. Практически все портреты содержали изображения обнаженной натуры. Выставка просуществовала недолго — полиции пришлось вмешаться и закрыть помещение, в котором выставлялась подобная «непристойность».
Пережив столько горя и отчаяния, Модильяни никогда не мнил себя успешным художником. Великим его считали только любовницы, натурщицы и парижское богемное общество. Слава пришла к итальянцу лишь в 1922 году.
В наши дни туристы со всего мира приезжают в Ливорно в Италии, чтобы побродить по улочкам, на которых вырос будущий гениальный мастер. К слову, одна из улиц носит его имя — Амедео. Она выводит гостей города к площади Attias, где установлен бюст художника, а на тротуаре есть его именная табличка. В Ливорно расположен и дом-музей Модильяни. Здесь восстановлена обстановка, в которой жила семья маленького Амедео. На стенах — множество фотографий, репродукции работ. Посетители могут ознакомиться с архивными материалами.
Амедео Модильяни умер безвестным гением, но остается тем, кто дарит надежду и вдохновение современным художникам.