В одноименном сериале представлена своя интерпретация истории ансамбля. Что было в реальности, а что — выдумка создателей фильма?

Основное действие сериала разворачивается с 1983 по 1994 год, а также захватывает наши дни.

— Что касается духа, атмосферы, все абсолютная правда, а вот сюжетные ходы, различные коллизии почти все придуманы, — признается продюсер Илья Папернов. — У нас ведь художественное, а не историческое кино.

«Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
Фото
Кинокомпания «Русское»

Ансамбль «Березка» впервые «проплыл» по сцене под музыку «Во поле береза стояла» в 1948 году. У коллектива множество номеров, но тот танец есть в репертуаре и по сей день. За всю историю у ансамбля было два художественных руководителя: сначала создательница коллектива Надежда Надеждина, затем, после ее смерти в 1979 году, ее любимая ученица Мира Кольцова. В сериале же худрук ансамбля — Надежда Светлова. Она стала неким совокупным образом и ни в коем случае не портретом Надеждиной. Сыграла Светлову актриса Лидия Вележева.

Лидия Вележева:

— Лично я не знала Надеждину, но мне показалось, я ее хорошо чувствую. Это женщина огромной силы и доброты. Девушки из ансамбля рассказывали, что она была крайне требовательной в работе. «Березка» – это большая семья, в которой Надеждина была матерью. Наедине она могла поругать кого-то, но при посторонних всегда возвышала. Любопытно, что одним из моих педагогов по актерскому мастерству в Щукинском театральном училище была племянница Надеждиной – Людмила Владимировна Ставская.

Актриса ансамбля Ксения Журавлева, проработавшая в коллективе 28 лет, исполнила роль одного из педагогов.

«Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
Фото
кинокомпания «Русское»

Ксения Журавлева:

— Мне показалось, что Вележева по типу более близка к Надеждиной. Хотя я ее не застала, мне кажется, Лидия слепила ее такой, какой я представляла: сильной, волевой, талантливой.

В августе 1991 года в СССР была совершена попытка государственного переворота, а на третий день после того, как путч был подавлен, ансамбль «Березка» танцевал у Белого дома.

Ксения Журавлева:

— Я в коллективе с 90-го года, хорошо помню те дни. По Тверской улице шли танки, а у нас была репетиция перед концертом в зале Чайковского. Мы выбежали посмотреть на них, а вечером отыграли концерт.

— Это самая сложная сцена. С тех пор прошло уже почти 28 лет, – признается продюсер сериала Илья Папернов. — Непросто было разыскать танки того времени, их уже нет в нашем вооружении. В итоге нашли один и отсняли все, что хотели, прибегая к помощи компьютерной графики.

За время существования ансамбль побывал почти на всех континентах, дал концерты в 80 странах.

— В нашем фильме две серии посвящены зарубежным гастролям. По сюжету «Березка» выступает во Франции и Америке, — говорит Папернов. — В 80-е годы поездка за границу была чем-то фантастическим. Артисты рассказывали нам реальные истории, которые и вошли в сериал. Маленькие командировочные, на которые не разгуляешься, а ведь хотелось еще что-то привезти домой, поэтому брали с собой еду. И тут возникали разные коллизии. Все жили в гостиницах, где и готовили себе при помощи кипятильников и различных других ухищрений (не буду раскрывать всех секретов). Проводка не выдерживала мощности нагревательных приборов, и электричество вырубалось на всем этаже.

Для артистов гастроли были невероятной для тех времен возможностью увидеть мир. В сериале одна из участниц ансамбля осталась на Западе. Этот ход придумали для развития сюжета, динамики, чтобы зрителю было интересно. По словам Ксении Журавлевой, такого неожиданного поворота в биографии «Березки» не было.

«Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
Фото
Кинокомпания «Русское»

Ксения Журавлева:

— Я побывала в Латинской Америке, Китае, Франции, Италии, Польше, Греции, Египте, Корее, США — всех стран не перечислить. В те годы я была очень молода, поэтому на гастролях все командировочные просто проедала, наслаждалась незнакомой жизнью. Но коллеги постарше летели на гастроли со своим провиантом, экономили и привозили вещи, которых у нас тогда не было. Но в истории нашего коллектива никто во время зарубежных туров не оставался в чужой стране.

Отец Марии Порошиной Михаил Порошин был в свое время солистом ансамбля «Березка».

Мария Порошина:

– Он не танцевал, а пел между номерами девушек. Мне кажется, двухметровый голубоглазый блондин с вьющимися волосами украшал выступления шикарным тенором. Я видела его на сцене, хотя была тогда маленькая, остались записи тех концертов. И запомнила «Березку» как коллектив красивых и интересных людей, прославлявших Россию за рубежом во всех ее проявлениях. Рада, что про этот ансамбль сняли фильм. К слову, и я танцевала в спутнике «Березки». Мы, дети, исполняли все номера взрослого коллектива. А в сериале я сыграла роль Маргариты Павловны Фомичевой. В юности Рита хотела танцевать в ансамбле «Березка», но мечта ее не осуществилась, и теперь она старается воплотить ее в дочери.

Известный факт, что в балетных коллективах часто завидуют солистам. Случается, что порой недоброжелатели подсыпают разбитое стекло в пуанты, прячут или портят сценические костюмы.

— Честно говоря, интриги в театрально-балетном мире слегка приукрашены, — признается Илья Папернов. — Нам для остроты сюжеты приходилось придумывать подобные истории. Хотя у ансамбля своя атмосфера со времен Надеждиной, поэтому стекло в сценической обуви — прием не для «Березки». Да и в этом большом коллективе просто нет солистов, есть артисты, имеющие разные амплуа, поэтому и причин для зависти особо нет.

Отсутствие конфликтов, ссор, скандальных подтасовок подтверждает и Журавлева.

Ксения Журавлева:

– На моем веку (а я в ансамбле уже 28 лет) никаких интриг в коллективе не было, но старожилы рассказывали, что кто-то мог спрятать обувь или перевесить костюм в другое место перед выходом артиста на сцену. Правда, подобное случалось крайне редко.

«Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
Фото
личный архив Марии Порошиной

Главная тайна, которую приходится постигать новичкам «Березки», – плывущий шаг. Это мастерство, которое до сих пор держат в секрете.

Ксения Журавлева:

— Это действительно так, и, чтобы изобразить плывущий шаг в танце, в фильме все номера исполняли артисты «Березки». Хотя молодые актрисы много репетировали и очень старались. Но плывущий шаг на то и секрет, что живет только в нашем коллективе. Надеждина придумала этот ход, и его долго осваивают все, кто приходит в ансамбль.

Всего же у коллектива около 3 тысяч костюмов. За два часа концерта артисты меняют сарафаны и головные уборы более 20 раз. Если взвесить все наряды артистов «Березки», это будет 2,5 тонны. Костюмерам пришлось изрядно постараться, чтобы не только воспроизвести образы, но и сделать их легче — в буквальном смысле.

— Каждый наряд «Березки» — настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева или батика, расшитое тесьмой и бисером, — делится с «Антенной» художник по костюмам Изольда Порхунова. — Артисты ансамбля танцевали в кадре в своих костюмах. Но каждый костюм «Березки» весит более 3 килограммов, его нужно уметь на себе носить. Танцоров долго учат правильно держать голову во время выступления. И для актрис мы сделали идентичные варианты, но облегченные. Ведь им надо было в этих нарядах находиться подолгу. Но оттенок и фактуру ткани мы максимально подбирали к подлинным. Всего сшили более 20 нарядов. Некоторые изготовили в питерской мастерской, в которой в свое время эти же мастерицы шили для «Березки». А в Новгородской области нашли бабушек, которые работали в кружевных мастерских, из их запасников привезли уникальное кружево ручной работы.

«Березка»

С 29 июня в 21:20 на телеканале «Россия 1»