Эдгар По — одна из самых влиятельных и загадочных фигур в американской литературе. Его имя известно по всему миру, а причина тому — гений автора, увлекательные детективные сюжеты и психологическая глубина. Краткость — сестра таланта, и писатель понял это еще до Чехова, о чем свидетельствуют его мастерски написанные рассказы небольшого объема.
Творчество Эдгара По пронизано темами безумия, смерти, страха, и это становится не только символом готической эстетики в литературе, но и вдохновением для будущих поколений писателей. Рассказываем, какие истории легли в основу романов мастера.
Основано на реальных событиях
«Преждевременное погребение»
Этот рассказ чем-то напоминает историю Н. В. Гоголя, который долгие годы боялся быть похороненным заживо. Герой Эдгара По страдает такой же фобией, и не пустом месте: в 19-ом веке действительно были случаи, когда подобные кошмары происходили наяву. Так, в творчестве писателя довольно часто описываются столь ужасающие ситуации.
Небольшой спойлер: в данном рассказе все обернулось благополучно, но реальная жизнь — не выдумка. Коллективные опасения по этому поводу закрепились в обществе на долгое время. Все дошло до того, что изобрели «безопасный гроб», который был оснащен колокольчиком на экстренный случай. А в 1896-ом и вовсе основали «Общество по предотвращению случаев захоронения живых людей» (читайте также: Страшная участь: как мертвая женщина родила ребенка в гробу).
«Береника»
Здесь мы вновь видим похожие мотивы: летаргический сон, помешательство, преждевременное захоронение. Однако сюжет здесь развивается иначе: один мужчина был настолько помешан на зубах своей невесты, что решил их похитить. В момент преступления он даже не заметил, что ее положили в гроб живой. И эта жуткая фантазия тоже имеет связь с реальностью.
Однажды писатель увидел занимательную статью в «Baltimore Saturday Visiter». В ней сообщалось о том, некие гробокопатели были пойманы прямо на месте преступления. Они пришли на кладбище, чтобы украсть зубы у мертвецов в целях изготовления протезов. Такой способ экономии действительно поразил автора, и на основе этой пугающей истории он написал свою.
«Падение дома Ашеров»
Эпизоды захоронения живьем мы встречаем и в этом рассказе: сумасшедший Родерик Ашер предпринимает попытку избавиться от своей сестры-близнеца в погребе родового имения. Образы в значительной мере были списаны с двух реальных близнецов, причем с такой же фамилией.
Интересно прочитать:
Более того, настоящие брат и сестра тоже имели психологические отклонения и, по слухам, потеряли рассудок. Имена, конечно отличались, да и судьба их наверняка была менее трагической, чем в рассказе. Прототипы героев были хорошо известны Эдгару По: их отец — Люк Ноубл Ашер — был актером, которого лично знала мать писателя.
«Продолговатый ящик»
Это произведение было опубликовано спустя три года после одного громкого случая. Джон Кольт — брат знаменитого оружейника — убил печатника по имени Самуэля Адамса в 1841 году. Однако это было не простое преступление: убийца засунул мертвое тело в ящик с солью и отравил его в путешествие в один конец. Близкие Адамса вскоре обнаружили пропажу и обратились в полицию. Эту посылку, отправлявшуюся в Новый Орлеан, довольно быстро нашли: она была на борту корабля.
«Колодец и маятник»
Данный рассказ многие исследователи называют псевдоисторическим, что вполне справедливо. Тем не менее, его действие приходится на 1808 год, когда от влияния испанской инквизиции почти не остается следов (читайте также: Торквемада: первый Великий Инквизитор, державший в страхе всю Европу). И в подобном выборе сюжета можно отследить влияние «Философии религии» Томаса Дика на сознание Эдгара Аллана По.
В этой книге британский ученый описывает то, как французский генерал Лассаль, который, кстати, тоже фигурирует в рассказе, в 1808 году посещает загадочный замок. В нем — огромная коллекция орудий для пыток. Солдаты, повидавшие немало, все же были шокированы от увиденного, а иные нашли и протоколы пыток, некоторые из которых впоследствии были опубликованы.