«Человек на все времена»
6 «Оскаров»
Год выхода: 1966
Вот вам сразу фильм о великом человеке. Томас Мор, британский лорд-канцлер, осмелился спорить с самим королем. Причем не просто каким-то там заштатным его величеством, а с Генрихом Восьмым. Да-да, с тем самым, который ради развода с нелюбимой королевой заставил страну принять новую религию. А еще он рубил головы направо и налево. Дикий был. Но симпатичный.
Сэр Томас (его играет Пол Скофилд) точно знал, что результатом конфликта будет приглашение на казнь. Но все равно не отступился от своих принципов. Сила духа, достойная восхищения во все времена.
Обязателен к просмотру для офисного планктона, который боится даже зайти к боссу и потребовать прибавку к жалованию (читайте также: Стиль «офисная сирена»: как выглядеть на работе привлекательно, но не вульгарно).
А еще Томас Мор придумал Утопию. Остров, на котором все люди живут дружно и счастливо. Нет рабов и господ, нет денег и поводов для конфликта. Он, по сути, первый писатель-фантаст Европы! Но об этом в фильме ни слова. Зато любителям прекрасных костюмов будет на что взглянуть.
«Все о Еве»
6 «Оскаров»
Год выхода: 1950
Особый интерес кинофильму придает то, что в нем сыграла свою первую роль Мэрилин Монро. Главная героиня кинокартины — успешная актриса, богиня мюзиклов. Но некая Ева потихоньку втирается в доверие, чтобы сначала стать помощницей, потом ученицей, а дальше отжать у богини все — роль в спектакле, богатство, славу, а заодно мужа и любовника. Согласен, очень похоже на драму «Черный лебедь». Только без галлюцинаций. И здесь в конце никто не убивается.
Вы скажете: уже вон сколько лет прошло с премьеры фильма… Но тамошние рассуждения (что важнее для женщины — карьера или семья?) до сих пор актуальны до безобразия. И схема, когда кто-то из ближнего круга отнимает все, что тебе дорого, по-прежнему работает. Одним словом, смотри и учись.
Фильм был спародирован в сериале «Симпсоны» — одна из серий называлась «Все о Лизе». Но там-то уж все точно закончилось оптимистично.
«Бонни и Клайд»
2 «Оскара»
Год выхода: 1967
«Мама, я жулика люблю». Песня была когда-то, популярная. Вот и кино про такое же светлое чувство. Официантка влюбилась в грабителя. И стала вместе с ним устраивать налеты на мелких торговцев и бензоколонки. Оглянуться не успела, а уж песенке конец. Кучу народу постреляли, руки по локоть в крови.
Кончится все грустно. Хотя (спойлеры — зло!) и не скажу как.
Главная фишка картины — берет Фэй Данауэй. Это не костюмеры придумали, а она сама. Просто пришла на съемки в берете. Ну, может, голову не помыла… А сразу после премьеры фильма все модницы стали заказывать себе беретки «как у Бонни».
Мужское население у Клайда, к счастью, никаких идей не переняло.
«Фанни и Александр»
4 «Оскара»
Год выхода: 1982
Ингмар Бергман. Для кого-то это пустой набор слегка гнусавых букв. Но мы-то знаем — это великий шведский режиссер. Фильмы которого часто попадают в категорию «не для всех». А вот эта картина как раз наоборот — для всех. Чем больше людей ее посмотрят, тем меньше ошибок совершат в жизни.
Сюжет прост: брат и сестра (имена в названии) переходного возраста из приличной шведской семьи жили не тужили. Потом папа умер, мама вышла замуж за другого дядю. А тот оказался негодяем, хотя и маскировался под священника. Дальше пришлось уже тужить. Особенно брату: сцена, где его секут розгами, сильнейшая, конечно.
Отсюда мораль: одинокие мамы, задумайтесь. Вам реально так замуж невтерпеж? И нужно ли вообще сурово наказывать детей?
Бергман отснял 24 часа хорошего драматического материала. Нарезал из этого мини-сериал для ТВ — продолжительность пять часов. Дальше, со слезами на глазах, утоптал все в «короткую» трехчасовую версию. Вот за нее «Оскар» и дали.
«Крамер против Крамера»
5 «Оскаров»
Год выхода: 1979
Сердца у вас нет! Обращение к тем, кто посмотрел этот фильм и не прослезился. Тут все прекрасно и очень трогательно. Мама (Мерил Стрип) бросает семью и уезжает в неизвестном направлении. Папа (Дастин Хоффман) остается наедине с малолетним сыном. Во что его одевать? Чем кормить? Как уложить спать, чтоб не боялся бабайки? Раньше его эти вопросы не тараканили, а теперь встали в полный рост.
Полфильма папа и сын учатся жить вместе. И только все налаживается, мама вернулась. Чтобы лишить отца родительских прав и отсудить сына. Полный привет!
Дастин Хоффман как раз перед съемками пережил тяжелый развод, поэтому страдал в кадре по-настоящему. И все время переделывал сценарий под себя. Мерил Стрип лично написала финальную речь, которую ее героиня говорит в суде. И тоже заточила ее под личные эмоции.
Тончайшая драма. Такие ниточки в душе зрителя дергает, о каких мы все и не подозревали.
«Алиса здесь больше не живет»
1 «Оскар»
Год выхода: 1974
Еще до того, как Мартин Скорсезе стал крутым деятелем Голливуда, он был просто хорошим режиссером. И снимал гениальное кино.
Данный шедевр — это недостающее звено фильма «Москва слезам не верит». Помните, там первая серия заканчивается, когда ребенок родился, а вторая начинается — дочке уже 16 лет? Так вот Скорсезе снял кино как раз про промежуток. Его героиня Алиса одна воспитывает ребенка. Правда, мальчика. Переезжает с места на место, меняет работу. Карьера певицы не сложилась, официанткой работать обрыдло. Денег нету-у-у! Если бы жила в СССР, наверняка стала бы директором ткацкой фабрики. А в Америке всем наплевать на страдания одинокой женщины.
Но в самый драматичный момент появится красавец-мужчина. Даже не сомневайтесь.
Фильм вызвал такой интерес у публики, что решено было сразу же делать мыльную оперу. Сериал «Алиса» по мотивам. Между прочим, продержался на ТВ с хорошими рейтингами 10 лет!
«Завороженный»
1 «Оскар»
Год выхода: 1945
Один из лучших триллеров Альфреда Хичкока и первый полноценный фильм про психоанализ. Главного героя кто-то обработал под гипнозом. Теперь он ничего не помнит. Но любит прекрасную блондинку. Многие были бы счастливы такой жизни, особенно если учесть, что красотка — это Ингрид Бергман. Но наш пострел хочет докопаться до истины: кто же его загипнотизировал? И помогает ли гипноз похудеть?
Правда будет обнаружена благодаря русскому профессору — его сыграл Михаил Чехов, племянник писателя, сбежавший в Голливуд от революции.
Очень новаторское кино по тем временам. Снято на черно-белую пленку, но когда негодяй нажимает на курок пистолета, кадр становится красным. Раскрашено вручную. Как и в фильме «Броненосец „Потемкин“» Эйзенштейна. Сплошные русские следы, да.
А чтобы зритель мог отличить, где в фильме сны главного героя, Хичкок позвал на помощь Сальвадора Дали. Художник был постановщиком снов (на фото). И без всяких компьютеров!
«Близкие контакты третьей степени»
1 «Оскар»
Год выхода: 1977
Первый опыт общения с пришельцами для Стивена Спилберга. Это потом уже он станет главным спецом Голливуда по данному вопросу. Изучит все отчеты NASA и создаст соцсеть для «контактеров». А пока — вот (читайте также: Как вести себя при встрече с НЛО и пришельцами: 6 странных советов ученых-уфологов).
Параллельно Джордж Лукас уже снимал свои «Звездные войны», и бюджет там был в разы крупнее. Спилберг знал, что не сможет сделать много разных реалистичных инопланетян. Поэтому применил тот же прием, что и в своем фильме «Челюсти»: не надо показывать акулу (или летающую тарелку) всю дорогу на полный экран. Здесь тень мелькнула. Там слепящий луч шарахнул. И музыка потревожнее… Воображение зрителей само все дополнит.
Музыкальная фраза — несколько нот на модном тогда синтезаторе — врезалась в память на раз. Позднее ее включали в свои песни такие музыканты, как Muse, Enigma, Scooter. В фильме «Лунный гонщик» сам Джеймс Бонд набирает эти ноты на кодовом замке. Популярная штучка, слушайте сами!
Спилберг впервые показал космический корабль пришельцев, который выпускает световой столб. И по нему люди поднимаются внутрь, как на лифте. Сейчас без таких кадров редкое кино про НЛО обходится. Штамп от мастера.
В финале фильма из летающей тарелки появляются-таки странные силуэты (на фото). Это режиссер нарядил в резиновые костюмы маленьких девочек из секции художественной гимнастики. Считал, что только они смогут обеспечить нужную плавность и текучесть движений. Это просто фантастика.
«Взвод»
4 «Оскара»
Год выхода: 1986
Пощечина Министерству обороны США. И самый честный фильм про войну во Вьетнаме. В отличие от многих киношников режиссер Оливер Стоун успел повоевать и просто показал на экране то, что видел своими глазами.
Сюжет прост, как все гениальное. Новобранец попадает на передовую. Его там муштруют два сержанта — благородный вояка и сумасшедший мясник. На чьей стороне правда?
Главного героя играет Чарли Шин. Он же читает закадровый текст. Очень стильный ход. Ведь отец актера Мартин Шин делал то же самое в драме «Апокалипсис сегодня». Только на семь лет раньше.
А еще здесь появляется молодой Джонни Депп в роли рядового пушечного мяса. На каске он написал имя своей тогдашней подружки — Шарлин Фенн. Типа так многие вояки делали. Режиссер решил оставить эту импровизацию.
Ну и главное: когда снимали атаку на джунгли, напалм был настоящий. Власти Индонезии разрешили спалить участок одного из своих лесов для достоверности.
«Охотник на оленей»
5 «Оскаров»
Год выхода: 1978
А это уже самый раскритикованный фильм про ту войну. Причем со всех сторон. Американцы придирались, что во Вьетнаме не играли с пленными в «русскую рулетку» и режиссер все выдумал. Советские газеты ополчились на главных героев — они же там все сплошь потомки русских эмигрантов. Даже устроили бойкот Берлинского фестиваля, где проходила европейская премьера.
Слушайте, да какая разница? Было — не было, правда — неправда… Главное другое: Роберт де Ниро — гениальный актер. Он все трюки выполнял сам. Даже высадку из вертолета — с 10-метровой высоты, на минуточку. И именно он сделал это кино реалистичным. Вот что увидят в фильме все нормальные зрители.
А политика столько раз меняла вектор за эти годы, что не стоит обращать на нее внимание.
«Поговори с ней»
1 «Оскар»
Год выхода: 2002
Педро Альмодовар не ищет простых путей. И крайне охоч до ярких образов. Поэтому если девушка в его фильме впадает в кому, то не из-за какой-нибудь банальной аварии. Как все нормальные люди в Голливуде. Нет. Она — тореадор. В больницу увозят прямо с арены в центре Мадрида: бык боднул.
Влюбленный журналист старается вернуть ее к жизни задушевными разговорами. А в это время в соседней палате влюбленный санитар выводит другую девушку из комы более «передовым» методом. Сексом. Причем пациентка его ни разу не видела, что медбрата вовсе не смущает. И все это совсем уж запутывается, когда выясняется, что девушка в коме забеременела.
Главный месседж фильма — все проблемы от недоговоренности. Давайте чаще разговаривать с близкими людьми обо всем, что важно. Иногда ведь как раз и не хватает вовремя сказанного слова.
«Король-рыбак»
1 «Оскар»
Год выхода: 1991
Совсем другая проблема, когда слово не воробей. Популярный ведущий сказал в прямом эфире неосторожную фразу. Маньяк, слушавший радио, взял ружье и устроил бойню в супермаркете. Красивая женщина погибла на месте. Муж невинной жертвы сошел с ума от горя.
Многим режиссерам хватило бы этого на полноценный фильм. Даже на сериал. А Терри Гиллиам упаковал это в первые 15 минут. И дальше стал распутывать клубок человеческих отношений. Ему стало интересно: что будет, если жизнь сведет того самого диджея и того самого сумасшедшего? Можно ли исправить зло, совершенное по неосторожности? Оказывается, можно, если найти Святой Грааль. Да-да, к финалу фильма уже трудно будете понять, кто больший псих — герои фильма, режиссер или ты сам, дорогой зритель. Но действо захватывает на все сто.
К тому же опечаленного мужа играет Робин Уильямс, который умел быть трогательным до невозможности.
«Пули над Бродвеем»
1 «Оскар»
Год выхода: 1994
Вуди Аллен. Этим все сказано. Значит, будет весело. Потом грустно. Потом немного философии (читайте также: От «Парижанки» до «Красотки»: 30 лучших романтических комедий всех времен).
Считается, что сюжет взят из его собственной жизни. Молодой режиссер ставит спектакль на Бродвее по собственному сценарию. Но в его работу постоянно вмешиваются — то великая актриса требует больше текста, то босс мафии приводит свою юную подружку (ну-ка сделай из нее звезду!). А еще актер-обжора срывается, нарушает диету и набирает вес к премьере так, что костюм трещит по швам. Интриги плетутся, гангстеры постреливают… Мир шоу-бизнеса во всей своей красе.
Вуди Аллен хотел сам сыграть главную роль. Как обычно. Но в свои 59 лет уже не тянул на молодого режиссера. Поэтому доверился Джону Кьюсаку. И тот не подвел.
«Мой кузен Винни»
1 «Оскар»
Год выхода: 1992
Комедии бывают разные — черные, белые и криминальные. Представьте себе: двух студентов обвиняют в убийстве. Хотя они, понятное дело, не виноваты. Защиту в суде ведет начинающий адвокат — двоюродный брат одного из подсудимых (отсюда и название, как вы уже догадались). Есть одна проблема: Винни постоянно косячит. А значит, все ближе приговор «смертная казнь».
Как можно смеяться в такой ситуации? Легко. Ведь это комедия. И зрителю все время дают намеки: этот пройдоха придумает какую-нибудь уловку и всех спасет.
Рекомендуется всем, кто не верит в справедливость. Посмотрите и поймете: добро по-прежнему побеждает зло. А персонаж, которого играет Джо Пеши, может быть и вполне положительным.
Интересная деталь: буквы на номере кадиллака кузена Винни складываются в нецензурное слово. Причем совершенно неожиданно — в русское! Хотя других наших следов в картине нет.
«Джентльменское соглашение»
3 «Оскара»
Год выхода: 1947
Фильм о том, как важно научиться смотреть на мир глазами других людей. Грегори Пек играет журналиста. Но не такого гламурного, как в «Римских каникулах». Получает задание написать статью про то, как в Америке относятся к евреям. Нет ли какого антисемитизма? А лучший способ проверки — испытание на собственной шкуре.
Главный герой меняет фамилию на еврейскую и идет огребать. В дорогие гостиницы его не пускают, полиция придирается на ровном месте. Красивые девушки отказываются давать телефончик. Хорошо обошлось без погромов и мордобоя. Ну почти.
Правильное кино. Честное. Предвзятое отношение и разжигание имеют место в любом обществе. И надо учиться жить дружно. Как кот Леопольд завещал. И Грегори Пек.
«Телесеть»
4 «Оскара»
Год выхода: 1976
Кино про совсем других журналистов. Алчных, коварных, готовых на все ради рейтинга. Ругаться с телеэкрана. Нагло обманывать зрителей. Да что там — застрелиться в прямом эфире!
Очень осуждает таких режиссер Сидни Люмет. Но не снимает ответственности и с нас, зрителей. Ведь это мы — рейтинг. И если нам нравится смотреть на бесчинства и всякую ересь в эфире ТВ, то мы соучастники. Нечего на телик пенять.
«Подозрительные лица»
2 «Оскара»
Год выхода: 1995
Фильм-матрешка, в котором все сцены перемешаны. Как в «Криминальном чтиве». Только сюжет позабористее. Пять преступников затеяли ограбление века. Вроде бы все вместе, но каждый себе на уме. И явно хочет обжулить всех остальных. А прибавьте еще к этой толпе мифического суперзлодея Кайзера Созе, которого никто никогда не видел. Слишком много подозрительных лиц. Не все доживут до надписи «Конец фильма».
А чтобы постоянно нагнетать напряжение, в кадре сплошь и рядом пробрасывают философские фразы типа «Величайшая хитрость Дьявола в том, чтобы убедить мир в своей нереальности». В результате триллер получился что надо. Мурашки, мороз по коже и невероятное удивление от развязки.
Даже завидую тем, кто будет смотреть в первый раз.
«Французский связной»
5 «Оскаров»
Год выхода: 1971
Много чего было впервые показано в этом фильме. Например, только что отстроенные башни-близнецы в Нью-Йорке. Или ломка наркомана. А еще этот фильм стал первым, на который не допускались дети до 17 лет (в США именно с него начали присваивать ограничительные рейтинги). И первый с данной категорией, который получил «Оскар».
А сюжет при этом прост до зубовного скрежета. Два напарника из отдела по борьбе с наркотиками ловят банду и главаря. Понятное дело, на экране много погонь, стрельбы и драк с нехорошими дядями, которые перевозят пакеты с «дурью» из Франции. Поэтому и название такое странноватое.
Дальше не читайте (если не хотите спойлер!): а главарь в финале сбежит. Потому что режиссер сразу планировал снимать продолжение. Но оно получилось уже не таким бодрым, как первый боевичок.
«Правила виноделов»
2 «Оскара»
Год выхода: 1999
Шарлиз Терон снимается в двух типах фильмов — мелодрамах с глубоким смыслом и мистико-фантастической ерунде типа «Хэнкока». Вот это кино из первой категории.
Война. Любимый ушел на фронт. И наверняка там погибнет. А рядом другой юноша — скромный, зашуганный даже. Тайно влюблен. Проблема выбора в полный рост!
А параллельно весь фильм показывают, как в детском приюте выращивают яблоки. Целый сад. Потом сбор урожая. Дальше из него делают сидр по особому рецепту. Приговаривая: иногда, мол, из червивых яблок получается самое вкусное вино…
«Грек Зорба»
3 «Оскара»
Год выхода: 1964
Фильм про столкновение культур. Тем и интересен. Молодой англичанин Василий забыл свои греческие корни (по дедушке). Приехал на Крит за наследством. И заново изучает дух жизни предков. В этом ему помогает Зорба, персонаж, очень похожий на Будулая. Только тот цыган, а этот грек.
Самое интересное — это сиртаки. Эту музыку и танец придумали специально для кино. Прежде ничего подобного в Греции не было. Композитор Микис Теодоракис написал незатейливый мотив, а актер Энтони Квинн сочинил движения. Изначально планировалось, что он спляшет традиционный скок-поскок, известный в Элладе со времен Аристотеля. Но у пожилого актера болела нога, и он предложил более плавную версию. Теперь весь мир уверен, что сиртаки танцевали еще аргонавты. И сами греки тоже смирились с этой версией.
«Сайонара»
4 «Оскара»
Год выхода: 1957
Это у наших летчиков первым делом — самолеты. А у их летчиков все-таки девушки. Американские пилоты на военной базе в Японии активно кадрят местное население. Хотя командование запрещает такие контакты. Да и правительство островов косо смотрит.
А тут как раз скандал. Майор Ллойд (Марлон Брандо) бросил генеральскую дочь, чтобы жениться на японской танцовщице. Парня прессуют, девушку тоже. По сравнению с ними Ромео и Джульетта просто на курорте жили.
В конце майора спрашивают, что передать командованию. Он говорит: «Сайонара». В переводе с японского это значит: давай, до свиданья! Так что любовь победит.
«Война и мир»
1 «Оскар»
Годы выхода: 1965–1967
Классика — это когда все точно по книге. А режиссер Сергей Бондарчук сделал кино буква в букву по Льву Толстому. Он только состарил вдвое Пьера Безухова, чтобы самому сыграть этого персонажа. И оборвал фильм сразу после войны. Хотя в книге у писателя еще про восемь лет мира потом было.
Если вдруг не можете осилить четыре тома букв, посмотрите четыре серии кинематографа. Шедевр, однозначно (читайте также: «Война и мир»: 5 экранизаций культового романа).
Бондарчук применил новаторскую съемку батальных сцен. Показал масштаб и панораму Бородино. Этот опыт потом режиссер Питер Джексон использовал в «Хоббите», чтобы показать битву пяти воинств.
«Том Джонс»
4 «Оскара»
Год выхода: 1963
Экранизация чудесного плутовского романа Филдинга. Том Джонс — добрый малый, который больше всего ценит в жизни женщин, вино и хорошую шутку. Странствует по свету. Дерется на шпагах. Песни поет. Все как мы любим.
Таких героев в кино — вагон и маленькая тележка. От д'Артаньяна до Фанфана-Тюльпана. Но именно этот дороже всего для англичан и американцев (поскольку роман во всех школьных хрестоматиях). Ну и смотреть можно всей семьей: с моральными ценностями там все в порядке. Поэтому «Оскаров» отгрузили целую кучу.
А певец Том Джонс взял в честь юного сорванца псевдоним. Да-да, настоящее имя британского баритона — Томас Вудворд.
«Буч Кэссиди и Санденс Кид»
4 «Оскара»
Год выхода: 1969
Самый сексуальный дуэт Голливуда — Пол Ньюман и Роберт Редфорд. В фильме они сыграли друзей-бандитов. И это вам не какие-то слащавые метросексуалы, а настоящие мужчины. Даже больше скажу: ковбои, грабители банков и поездов. Тут не только голубые глаза, но и харизма чуточку плохих парней.
Как и в любом вестерне, здесь много лихих погонь, перестрелок и фраз типа «Хочешь драться — найди парня своего роста!».
Но есть шедевральные моменты, которые сразу сделали кино культовым. Например, прыжок с очень высокой скалы в горную речку. И, конечно, великолепный финал, где Буч и Санденс сражаются с целой армией.
«Во власти Луны»
3 «Оскара»
Год выхода: 1987
Кто-то скажет: и вовсе эта ваша Шер не красавица. А я скажу: да получше этой вашей Бейонсе будет! В данном фильме Шерилин крутит любовь с Николасом Кейджем. Хотя на самом деле собирается замуж за его брата. Все остальные родственники также затевают интрижки на стороне. А как вы хотели? Луна светит. Все, что шевелится, непременно жаждет любви и ласки. Трудно устоять.
Всем, кто бывал в подобных ситуациях, наверняка интересно сравнить свой выбор и выбор главной героини.
Интересна мысль, которую высказывает простая итальянская мама: «Доча, если ты полюбишь мужчину, он тут же испортит твой брак, а потом и всю твою жизнь. Поэтому выбирай того, кто просто нравится». Сильная фраза, да.
«Язык нежности»
5 «Оскаров»
Год выхода: 1983
Это тоже про маму и дочку. А еще про мамоотречение. Нет, не опечатка. Когда у юной Авроры случился жестокий разрыв с первой любовью, девушка была на грани. Тогда мама отреклась от своей личной жизни, чтобы поддержать дочку. И жили они долго и счастливо, считая, что все мужики — козлы.
Но тут появляется Джек Николсон — он играет космонавта, который недавно вернулся с орбиты. Он сумел растопить сердце суровой мамы. А потом и у дочурки жизнь наладилась. Хеппи-энд.
А еще есть шикарная сцена в больнице, где после проникновенного диалога показывают голого Джека Николсона. Со спины и мельком. Но все равно такое не в каждом кино увидишь. Раритет!
«Авиатор»
5 «Оскаров»
Год выхода: 2004
Биография Говарда Хьюза, которого в 1960 году считали самым богатым человеком США — 2 миллиарда долларов накопил. Талантливый дядька был. Самолет из дерева построил (во время войны металла не хватало). Кино снимал в Голливуде.
При этом много чудил и довел себя до психического расстройства. У него действительно была паранойя, Хьюз боялся пожимать руки людям и прикасаться к ручкам дверей — микробы же! Леонардо Ди Каприо сыграл все это изумительно точно.
«Сумасшедшее сердце»
2 «Оскара»
Год выхода: 2009
Тоже биография. Неизвестного нам (но культового у них) певца в стиле кантри Хэнка Томпсона. Но с элементами судеб других музыкантов.
На самом деле это манифест на тему «никогда не поздно взять себя в руки». Даже если ты старый алкоголик, забытая звезда и с женщинами не складывается. Все равно ты еще можешь встать на ноги, написать великую песню. И вообще стать хозяином своей судьбы. Блистательная роль Джеффа Бриджеса и вполне заслуженный «Оскар».
В кинотеатрах России фильм почти не показывали, но это и правильно. Такое кино лучше смотреть дома. И без попкорна.
«Невидимая сторона»
1 «Оскар»
Год выхода: 2009
Первый «Оскар» актрисы Сандры Буллок. Причем заслуженный. Все-таки за успех «Гравитации» она должна расцеловать компьютер. А тут реально раскрыла талант. После проходных боевиков типа «Скорости» и «Разрушитель» ее списали в утиль многие режиссеры. А тут на тебе. Шанс. Шансище!
Кино про нескладного негритенка, которого все гнобили. А потом Сандра усыновила его и помогла найти свой путь. Он стал профессиональным игроком в американский футбол. Красота!
Но самое главное, за что я всерьез уважаю госпожу Буллок, — она так впечатлилась ролью, что усыновила темнокожего сироту из Нового Орлеана. Уже после премьеры, но до вручения золотой статуэтки. То есть не ради пиара. От души.
Достойное кино. Достойная роль. Очень достойная женщина.
«Весь этот джаз»
4 «Оскара»
Год выхода: 1979
Самый неожиданный мюзикл в мире. Зрителям дают возможность заглянуть в организм бродвейского режиссера. Прямо в мозг, где рождаются гениальные сцены. Прямо в душу, которая болит от общения с бывшей женой и дочкой. А потом еще и сердечный приступ покажут. С песнями и плясками. Это же все-таки мюзикл.
Фильм снял Боб Фосс, легендарный режиссер. У него был сердечный приступ во время работы над «Чикаго». И свои ощущения он передал в кино.
Обязательно смотреть всем работоголикам, которые считают, что карьера важнее семьи и здоровья. Ну-ну…
«Изгоняющий дьявола»
2 «Оскара»
Год выхода: 1973
Один из самых мрачных фильмов ужасов. Режиссер Уильям Фридкин говорил: «Народ ходит в кино, чтобы плакать, смеяться и дрожать от ужаса». И поскольку он не был силен в комедии и мелодраме, решил зрителя пугать.
И есть чего бояться. В 12-летнюю девочку вселяется сам (перечитайте название), а старый священник старается его (перечитайте название снова). В процессе летают кровати, дрожат стены, и девочка рычит не по-детски. И бегает, как паук. А когда ее мама идет проверить, что там за шум на чердаке… Все страхи и фобии затронули, упыри!
Газета «Правда» сообщила о целой серии случаев сумасшествия в США после премьеры фильма. А в итальянской прессе кино назвали «лучшей рекламой церкви в двадцатом веке». Есть и еще один факт: по кассовым сборам «Изгоняющий дьявола» смог побить «Крестного отца».
«Чудо на 34-й улице»
3 «Оскара»
Год выхода: 1947
А это кино с совершенно противоположным зарядом. Суд над Санта-Клаусом. Актер, который развлекал детей в универмаге, объявил себя настоящим Дедом Морозом. Психиатры проверили — нормальный. Значит, мошенник. Или реально волшебный старик?
Адвокат, прокурор, судья — все очень серьезно относятся к ситуации. А Санта явно получает удовольствие от происходящего. Ведь если в суде докажут, что он реальный, миллионы людей в него поверят. А если нет? Рождество под угрозой!
Фильм пережил четыре ремейка. И до сих пор остается самым новогодним кино в США. Как у нас «Ирония судьбы» или «Чародеи». Но можно смотреть в любое время года.
«Кто боится Вирджинии Вульф?»
5 «Оскаров»
Год выхода: 1966
Фильм шокировал публику: оказывается, до 1966 года в Голливуде не снимали настолько откровенных сцен супружеских скандалов. А тут весь фильм две пары ссорятся. Выпивают. Сходят с ума от ревности. Главных героев сыграли Элизабет Тейлор и Ричард Бертон — реальные муж и жена. Это придавало изрядную пикантность сюжету.
На самом деле фильм прекрасно раскладывает по полочкам психологию конфликта. И посмотреть его очень полезно всем тем, кто начал задумываться: а не устал ли я от семейной жизни? Кто хочет найти простое женское счастье.
Что касается названия, тут автор пьесы Эдвард Олби просто поиграл словами. И спародировал песенку трех поросят: «Кто боится большого серого волка?»
«С собой не унесешь»
2 «Оскара»
Год выхода: 1938
Еще одно кино о семейных конфликтах. Но в большой семье. Где, как известно, клювом не щелкают. На этот раз комедия, даже бурлеск.
Сын богача влюбляется в простушку. А у девушки куча безумных родственников со своими закидонами. Папа, например, делает петарды и запускает в столовой. Сестра берет уроки балета у русского эмигранта (ура, еще один наш след в оскаровских фильмах). Но влюбленный красавец не против породниться со всем этим балаганом. Зато его отец-миллионер прикладывает все усилия, чтобы свадьба не состоялась.
Вроде бы наивно до соплей. Но кино на три головы выше какой-нибудь «Доярки из Хацапетовки». Даже на пять.
«Из Африки»
7 «Оскаров»
Год выхода: 1985
Мерил Стрип производит впечатление спокойной и бессердечной. В самом начале картины. А потом приезжает в Африку, и начинаются жаркие страсти. Муж-плантатор уже не кажется ей прекрасным. Она влюбляется в красавца-летчика. А судьба готовит им всякие испытания (иначе было бы неинтересно).
Шикарная сцена — Мерил Стрип отгоняет льва хлыстом. Прямо в морду щелкает. А лев на съемках взял и отвязался. Так что у актрисы был реальный испуг на лице. Никакой системы Станиславского не надо (читайте также: 14 партнеров по фильму, которые ненавидели друг друга на съемках).
«Последний король Шотландии»
1 «Оскар»
Год выхода: 2006
А это совсем другая Африка. Маленькое государство Уганда и большой диктатор — Иди Амин. Творит что хочет. Убивает людей пачками. Никто не отваживается бросить ему вызов, кроме простого врача из Шотландии. Этого несгибаемого юношу сыграл Джеймс Макэвой.
Некоторые сцены покажутся вам чрезмерно жестокими. Но они такие и есть, чего уж там. А в целом кино про то, как добро побеждает зло.
«Сотворившая чудо»
2 «Оскара»
Год выхода: 1962
Марк Твен говорил, что в девятнадцатом веке было два по-настоящему великих человека — Наполеон и Хелен Келлер. Вот сейчас легкий шок, да? Кто такая эта Хелен и за что ее так высоко ценят?
Именно про это кино. Хелен — это девочка, которая не могла видеть и слышать. Таких в те годы сразу записывали в дурочки и отдавали в работные дома. Но юная леди проявила характер, получила высшее образование и стала учительницей. Также она писала книги и статьи в газеты. Настоящий подвиг, однозначно.
Моментами фильм смотреть тяжело. Но надо. На фоне сложностей мисс Келлер все текущие проблемы покажутся вам такой ерундой.
«Как зелена была моя долина»
5 «Оскаров»
Год выхода: 1941
Детский взгляд. Это то, чему режиссеры всего мира учатся по данному фильму. История семьи шахтеров не может быть простой и легковесной. Там бедность, тяжелый труд, забастовки и прочие минусы. Но младший сын в семье всего этого пока не понимает. Он счастлив, как и все малыши. И показывает нам драматические коллизии через призму детского восприятия.
Кино обязательно к просмотру во время кризиса. Там есть чему поучиться. И в первую очередь — отношению к жизни. Не зря же говорят: кризис — в головах. Антикризис тоже.
Всем приятного посмотра!
Автор бестселлеров «Пиковый туз», «Гремучий студень» и еще более 20 исторических детективов. Читает лекции по истории мирового кино, проводит семинары по журналистскому и писательскому мастерству.
Личный сайт