30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому
Фото

Midjourney

Почему одни картины становятся культовыми, а другие забываются сразу же после премьеры? Что влияет на успешность проекта? Спросили об этом теле- и кинопродюсера Николая Акопова, а заодно попросили перечислить и оценить с профессиональной точки зрения 30 самых удачных режиссерских фильмов и сериалов.

Как понять, что фильм оказался удачным

1. Коммерческий успех

Все просто — чем больше зрителей, тем больше коммерческий успех. Для полнометражного кино основной показатель — кассовые сборы. Чтобы выйти в плюс, сборы фильма должны быть больше производственного и маркетингового бюджета в 2-2,5 раза. Часто это долгосрочные вложения — когда фильм зарабатывает на продаже прав платформам, телесетям и на прочих каналах дистрибуции.

Для онлайн-кинотеатра в общих чертах схема та же — популярный проект привлекает новых платных подписчиков и повышает лояльность существующей аудитории. Если проект работает по рекламной подписке, то схема как на телевидении — чем больше рейтинг, тем дороже продается реклама. Традиционно самые коммерчески успешные проекты — комедийные. К некоторым посчастливилось иметь отношение — «Ольга», «Полярный», «Иванько» — все получили продолжения на новые сезоны.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому
Фото

Кадр из сериала «Полярный»

2. Новаторство и вклад в искусство

Для многих продюсеров показатель успешности фильма сложнее, чем «икс, умноженный на 2,5». Мультфильм «Наша Маша и волшебный орех» мы выпустили в 2009 году. Он собрал не так много в прокате, но это первая трехмерная анимация в СНГ для широкой семейной аудитории, которая проложила дорожку для других проектов. Судя по рецензиям, для многих он успел стать приятным воспоминанием из детства.

Что необходимо фильму, чтобы его смотрели

1. Проработанный сценарий

К примеру, Ксения Воронина, автор «Иванько», или Дмитрий Малина, автор «Полярного» — перфекционисты в работе. Если нужно писать или переписывать сценарий снова и снова — так тому и быть. Здесь во главе угла — творчество. Такой подход дает результат.

Сюжетов немного, и все придумано до нас — древними греками. Нужно лишь талантливо интерпретировать. Главные темы человечества не меняются уже миллионы лет. От историй, рассказанных пещерными людьми, как в случае с героями нового сериала «жЫЫЫзнь», до героев, попавших в будущее или альтернативную реальность, как в «Чернобыль. Зона отчуждения».

2. «Живые» герои

Зритель должен видеть себя в герое. Не имеет значения, что по сюжету герой суперагент, сражающийся с суперзлодеями, как персонаж Дениса Шведова в проекте «Красный 5», а зритель — садовник, противостоящий сорнякам на собственном огороде. Если персонаж «живой», зритель примерит его проблемы и решения этих проблем на себя.

Мы ищем модели поведения интуитивно и учимся благодаря кино и сериалам. Как в детстве при чтении любимых сказок. В этом смысле легко понять популярность «Иванько», «Ольги» или «Полярного»: герои этих проектов живут в соседних квартирах, ходят в тот же магазин за углом, каждый день мы слышим те же фразы, проходим те же испытания. Эти герои — мы с вами.

3. Контекст

Мы разрабатываем мир, насыщаем его подробностями, характерами. Даже такие мелочи, как марка стиральной машины или цвет шнурков на обуви, могут «выстрелить» в самом нужном и неожиданном месте.

В оригинальном сценарии «Закона каменных джунглей» вы не найдете многие детали и даже смыслы, которые считываются при просмотре и теперь кажутся абсолютно логичными и органичными. Огромный пласт был придуман на этапе подготовки к съемкам, когда сценарий уже был утвержден.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому
Фото

Кадр из сериала «Закон каменных джунглей»

4. Команда

Один в поле не воин — важна команда единомышленников. Список будущей съемочной группы — не просто чек-лист с галочками. Каждый привносит уникальное «свое» в проект. Работать в удовольствие, когда группа и актеры становятся киносемьей. Кинопроизводство — это сложнейший механизм, состоящий из тысяч деталей, работающих синхронно.

5. Энергетика проекта

Важно добросовестно вкладываться в проект. Энергией, временем, финансами, мыслями, жить фильмом, который снимаешь. И тогда, возможно, эта энергия передастся ленте, ее ощутит зритель. Не стоит недооценивать этот пункт.

Какие фильмы считаются удачными

1. «Великий диктатор»

Чарльз Чаплин, 1940 год

Признавая, что утвердившимся шедевром американского кино на тему войны считается «Касабланка», тем не менее хочется отдать дань Чарльзу Спенсеру Чаплину. Талантливый кинематографист — продюсер, режиссер, актер, исполняющий одновременно две главные роли в этом фильме, как сказали бы сейчас, шоураннер. И, к тому же, великий провидец — съемки смелого антивоенного высказывания начались в 1939 году, когда некоторые страны все еще считали возможным примирение с Германией и обещали запретить показ фильма. Чарли Чаплин одним из первых в своей стране «объявил войну» фашизму.

Фильм пронизан стрелами остроумия, направленными в Гитлера. При этом зрители никогда не смеются вместе с ним — только над ним. Это очень едкая и действенная трагическая сатира. Характерное для фильмов Чаплина столкновение «маленького человека» с «грубияном» приобретает совершенно новый масштаб.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Чарльз Чаплин, Полетт Годдар

Фото

Кадр из фильма «Великий диктатор»

«Великий диктатор», как почти любой фильм Чаплина, оставил большой объем драматургических приемов, талантливых мизансцен, образов, ставших классикой кинематографа. Некоторые из придумок, безусловно, направлены на то, чтобы развлечь зрителя. Но без этого было бы невозможно произвести задуманный эффект.

2. «Иван Грозный»

Сергей Эйзенштейн, 1944 год

Важно знать контекст, в котором творил Сергей Эйзенштейн. По задумке Сталина, инициировавшего запуск фильма, это должна была быть апология, но режиссер снял вопреки «госзаказу». Показавшийся цензурным органам идеологически верным сценарий во время съемок был искажен настолько, что вторая серия увидела свет только после смерти своего заказчика-продюсера и после смерти режиссера, а третья серия не была закончена вовсе.

Режиссер строил фильм по принципу звукозрительной полифонии — когда смысл усиливается или контрастирует с эмоцией, транслируемой зрителю на другом «уровне» (например, речи Ивана Грозного противопоставляются композиции кадра или музыкальному сопровождению).

Кинолента многое дала развитию не только кинематографического, но и всего мирового искусства. Сергей Эйзенштейн воплощал свои идеи без оглядки на кого-либо. Лакуны истории во время постановки гениальный режиссер угадывал невероятно точно. Композиции кадров — картины великих художников, актеры — монументальные статуи, музыкальная партитура Сергея Прокофьева — самодостаточное произведение. Удивительно мощная по своему воздействию картина до сих пор.

3. «Бунтарь без причины»

Николас Рэй, 1955 год

Кому-то покажется, что фильм получил славу благодаря трагической судьбе Джеймса Дина. Критики и продюсеры пытаются найти объяснение провалу или успеху. Эти категории рационально не понять — в том сила и страх кинематографа: один фильм оказывается «проходным», а второй становится классикой по неведомым законам. Почему-то все сложилось в пользу этой ленты.

Не первая попытка переосмыслить некоторые социальные институты и пригласить к важному разговору родителей и детей. Но именно Джеймс Дин в компании с Марлоном Брандо из «Дикаря» стояли у истоков молодежного протеста 60-х годов.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Джеймс Дин, Натали Вуд

Фото

Кадр из фильма «Бунтарь без причины»

Картинка «прекрасной Америки» с разрастающейся трещинкой где-то посередине показана через образ трех ребят. История, которая неизбежно трагична для всех одинаково, до сих пор «дышит» и смотрится так, как в свое время, когда стала рифмой жизни многих молодых людей. Приглашение к разговору должно быть правильно оформлено и доставлено, чтобы не остаться проигнорированным. «Бунтарь без причины» с этим справился.

4. «Летят журавли»

Михаил Калатозов, 1957 год

Мировой шедевр, пик творчества Михаила Калатозова. Соединение повествования, перенесенного в глубь человеческой души, с темой войны, обладающей колоссальным общественным значением и запечатленной так, как ее пережили в СССР. Реальность, показанная через призму романтического сознания героев (и автора).

Прекрасное и необычное лицо Татьяны Самойловой, скупая и эмоциональная игра, подчеркнули не представлявшийся до того возможным образ главной героини (читайте также: Они могли бы жить на Манхэттене: 10 советских актрис, которым светил Голливуд). Режиссерские открытия, новаторские решения оператора Сергея Урусевского, захватывающий монтаж — профессиональные заслуги триумфальной ленты. Победа на Каннском фестивале — документальное свидетельство уникальности языка кино и воздействия, которое он готов оказывать.

5. «Хиросима, любовь моя»

Ален Рене, 1959 год

Ален Рене, участник «Группы тридцати» (одно из объединений кинематографистов, предвосхитивших «Новую волну»), один из создателей интеллектуального киноязыка 60-х годов, в своем первом игровом фильме в меланхолической форме преподносит жизнеутверждающее кино о любви и преступной сущности войны. Сложная драматургическая структура раскрываются перед зрителем благодаря неожиданному монтажу, образности рассказа и музыкальной партитуре.

Прошлое и настоящее переплетаются в единую материю, демонстрируя неизменность и нерушимость ценностей гуманизма, значение человеческой памяти для неповторения ошибок прошлого. Послание всему человечеству.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Эмманюэль Рива, Эидзи Окада

Фото

Кадр из фильма «Хиросима, любовь моя»

6. «Сережа»

Георгий Данелия, Игорь Таланкин, 1960 год

Восстанавливающаяся после периода «малокартинья» отрасль дала первые ростки, открывая дорогу молодым кинематографистам. И повседневная жизнь становится ключевым объектом исследования: фильмы были пропитаны оптимизмом, надеждами на будущее, верой в чистоту и открытостью человеческой природы.

Данелия и Таланкин в своей дебютной работе создают атмосферу детской искренности и беззащитности перед взрослыми проблемами. История, показанная глазами ребенка, затрагивает крайне запутанные темы воспитания и семейных отношений.

Кто-то из современных зрителей наверняка увидит невозможность подобных ситуаций и взаимоотношений сегодня. Но это не имеет решающего значения для понимания ценностей, заложенных в киноленту. Добрая трогательная картина для всех возрастов.

7. «Сладкая жизнь»

Федерико Феллини, 1960 год

Недовольство некоторых зрителей, скандалы и цензура с одной стороны, положительные отзывы критиков, международные награды и кассовый успех — с другой. «Сладкая жизнь» — одно из важнейших событий в культурной жизни Италии послевоенных лет. Величественная фреска мэтра.

Своеобразная структура сценария, противоречивые поступки и отношения, вопросы без ответов — рефлексы хаотичного мира. Глубоко личная история режиссера, выражающая в том числе его усталость от светскости самого кинематографа, искусственности жизни искусства. Богатое и жалкое, застопорившееся на месте общество, потерявшее былые ориентиры и стремления, как корабль, качающийся на волнах, не идущий никуда и ожидающей своего потопления в результате неминуемой бури.

Полная безысходности история должна погружать в отчаяние, но парадоксально работа Феллини вселяет надежду, ведь в мире еще так много прекрасного.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Марчелло Мастроянни, Анита Экберг

Фото

Кадр из фильма «Сладкая жизнь»

8. «Андрей Рублев»

Андрей Тарковский, 1966 год

Идея исходила от Василия Ливанова, соавтором сценария стал Андрей Кончаловский, а сам Александр Солженицын писал разгромную рецензию на фильм. Звучит неплохо? И сегодня это полотно вызывает вихрь обсуждений и теоретических высказываний.

С грандиозной силой киноязыка на вас обрушивается вся многослойность философского произведения. Можно не знать историю, не разбирать сути конкретной сцены — вы все равно ощутите могучие образы и символы, созданные гением. Герои, внешне статичные, но напряженные энергией внутри.

Сложнейший исторический контекст — лишь повод для Андрея Тарковского рассуждать о вечных материях. А мы — свидетели размышлений автора на фоне исторического процесса о роли искусства, о постоянном духовном поиске, о возрождении и ответственности художника, о любви и вере человека.

9. «Крестный отец»

Фрэнсис Форд Коппола, 1972 год

Один из лучших фильмов ХХ века от самого «европейского» из американских режиссеров. Под оболочкой идеального жанрового гангстерского кино скрывается универсальная история семьи и человека, вынужденного по природе вещей всю жизнь выбирать. Выбирать меньшее из зол и нести ответственность.

Только бескомпромиссному режиссеру-интеллектуалу, такому как Фрэнсис Форд Коппола, по силам создать такое кино (читайте также: «Крестный отец»: легендарные моменты в гифках).

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Марлон Брандо

Фото

Кадр из фильма «Крестный отец»

10. «Калина красная»

Василий Шукшин, 1973 год

«Быть честным» — главная характеристика творчества Василия Шукшина. Как писателя, как актера, как режиссера. Настоящее авторское кино и вместе с тем один из лидеров советского проката (с учетом инфляции сборы опережают последних «Стражей галактики» в США).

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина

Фото

Кадр из фильма «Калина красная»

Незамысловатая, на первый взгляд, история про рядовых людей, но в ней скрыта волшебная составляющая шукшинского кино. Понять и защитить человека — вот истинное дело. Так сложилось, что «Калина Красная» возможно подводит итоги поисков героев многих фильмов Шукшина-актера и режиссера.

Итоги, по словам самого автора, неутешительные: «Обнаружить согласие свое с миром — или нормальная глупость, или большая мудрость. Мудрости Егору недостало, а глупцом он не хотел быть… он своей смерти искал сам». Фильмы, подобные «Калине красной», формируют сознания поколений. Так рождаются архетипы и появляются герои своего времени, без заказа «сверху».

11. «Зеркало»

Андрей Тарковский, 1974 год

Фильм «Зеркало» во многом созвучен «Калине красной», при этом безотрывно связан с личностью своего автора. Эмоции, жизненные ориентиры, мысли Андрея Тарковского буквально запечатлены на экране. Вместе с тем аллегории и метафоры также наполняют его творчество. Большая история и прошедшие эпохи вступают в разговор с личным миром режиссера, его воспоминаниями и восприятием реальности.

Используя молодежную лексику — это уникальный трип. Вы будто оказываетесь в сознании режиссера, в потоке его мыслей. В критических статьях можно найти различные трактовки сюжета, но объяснять что-либо не только не нужно, но и вредно. Просто смотрите!

12. «Барри Линдон»

Стэнли Кубрик, 1975 год

Фильм-противоположность своему далеко не самому высокохудожественному (в силу особенностей жанра) и не самому известному литературному первоисточнику. Атмосфера уникальна даже для большого кино: завораживающие композиции всех без исключения кадров, документальная реконструкция деталей эпохи, исключительная музыкальная подборка, голос как бы от автора, крайне неспешный темп.

Редкий «рассказчик» может позволить себе подобные штуки и шутки, и Стэнли Кубрик — один из них. Даже если вся архитектура проекта и была задумана режиссером исключительно для собственного тщеславия (а это вряд ли), то в конечном счете все это работает на зрителя. Иногда кажется, что эпоха доминирует над героями, однако в этот момент вы уже внутри повествования, ритм кино гипнотизирует и оставляет в плену до финала.

13. «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Никита Михалков, 1976 год

Вобравшее в себя в качестве основы сразу несколько произведений Антона Чехова, кажется, это кино уже в своей идее готово не согласовываться с постулатами драматургии. Именно режиссер способен вдохнуть в материал жизнь, превратить его в увлекательное для зрителя драматическое приключение.

Ощущение затишья перед бурей и подступающего конца эпохи передано через актерские портреты и множественные детали. Запоминается отчаянный крик души о непроходящей внутренней смуте, поиске «настоящего дела», неуверенности в необходимости самого существования. Но даже утопиться у Платонова не получается — место выбрано неверно — слишком мелко, очень запоминающаяся метафора!

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Никита Михалков, Елена Соловей, Евгения Глушенко

Фото

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

В данном случае Никита Михалков и круг его ближайших творческих единомышленников создали ленту о конкретной эпохе и конкретных людях, но в то же время о смыслах, которые вне эпох и актуальны для каждого следующего поколения.

14. «Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда»

Джордж Лукас, 1977 год

Комикс с несколько «упрощенным» сюжетом, буквально дословным прочтением героического мифа, но с уникальным антуражем и технологическими находками — это кино было бы невозможно без своего создателя — Джорджа Лукаса.

И пусть кое-что было заимствовано из уже существовавших фильмов и книг — сделано это суперталантливо. Фильм положил начало не только самой успешной франшизе всех времен и народов, но и целой индустрии — индустрии «Звездных войн» (читайте также: «Да пребудет с тобой Сила!»: лучшие цитаты из «Звездных войн»).

15. «Близкие контакты третьей степени»

Стивен Спилберг, 1977 год

В этой работе один из лучших режиссеров и продюсеров современности Стивен Спилберг заложил стилистический и интонационный фундамент для будущих сай-фай фильмов и сериалов.

Режиссером найдена дружественная манера, похожая на детское восхищение, с которой можно говорить о столкновении человека с неизвестным, неосознанным, пусть иногда и потенциально опасным. Быть открытым неизведанному важно для прогресса всего человечества. Классный пример той самой ответственности «киношников» за создаваемые ими фильмы и смыслы.

16. «Бойцовая рыбка»

Фрэнсис Форд Коппола, 1983 год

«Бойцовая рыбка» — экспериментальный фильм (стиль постановки, операторская работа, необычный саундтрек от участника The Police), открывший новые лица. Один из фильмов-последователей «Бунтаря без причины». При всей необычной визуальной составляющей и сложном подтексте, фильм остается понятным широкой аудитории. Режиссер успешно исследует символизм и глубокие смыслы, перемешивает темы, опираясь на эмоциональную память поколений: к началу 80-х «кино разочарования» прочно вошло в ткань национального мифа.

Фрэнсис Форд Коппола — режиссер, положивший свою жизнь на алтарь профессии, всегда ставил перед собой почти недосягаемые задачи, не боясь провала и негативных отзывов критики. Именно такие люди открывают новые галактики во вселенной кино.

17. «Твин Пикс»

Дэвид Линч, 1990 год

Творческий провокатор и художник без оговорок кажется маловероятным претендентом на роль режиссера телесериала — продукта, в основе своей заточенного на коммерческий успех у широкой аудитории. Но спасибо, что история сложилась так, как сложилась.

Приглушив авангардные приемы, Линч все равно добивается уникальной сюрреалистичной атмосферы. В контуры сериала органично ложатся приемы «линчевского» кино — обманные «клифхэнгеры», ложные следы и фальшь-кнопки, которые никогда не сработают. Все это оставляет нас недоумевать и дальше подсматривать за мрачными загадками живой природы под одну из самых узнаваемых музыкальных дорожек в истории кино (читайте также: Как сегодня выглядит главная красавица-сердцеедка из «Твин Пикс»).

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Шерил Ли, Майкл Дж. Андерсон

Фото

Кадр из сериала «Твин Пикс»

Линч не боится играть аллегориями, издеваться над концепциями, скрещивать образы, срывать покровы с устоявшихся понятий. «Твин Пикс» — зловеще-мистический и иронично-пародийный? Эстетичный и полный кича? Метафоричный и прямолинейный? Точно многогранный. И не все ли равно, какой?

Известная цитата режиссера, проливающая свет на многое: «Не знаю, зачем люди ищут смысл в искусстве, принимая факт, что сама жизнь смысла в себе не несет».

18. «Бэтмэн возвращается»

Тим Бертон, 1992 год

Фильмы о супергероях давно превратились в идеально рассчитанный, отшлифованный аттракцион для зрителя. Но эта лента стоит особняком и смотрится до сих пор. Несмотря на всю шероховатость, скупые, по нынешним меркам, спецэффекты, парадоксальный выбор одного из самых необычных режиссеров на очевидное зрительское кино.

«Бэтмен» и «Бэтмен возвращается» — одни из первых фильмов новой волны о супергероях, когда о кассовых сборах «Мстителей» не помышляли даже самые наглые продюсеры Голливуда. Они сделаны в свойственной Тиму Бертону манере, которая не только не разрушает эпос про человека-летучую мышь, сколько уносит его в параллельное измерение.

19. «Криминальное чтиво»

Квентин Тарантино, 1994 год

Сделанное против многих канонов «Криминальное чтиво» каждый раз без принуждения заставляет пересматривать его до конца. И хотя некоторые критики утверждали, что режиссер мифологизирует насилие, заключает агрессию в признак жанра, а «тарантинизм» победил искусство, сегодня Квентин Тарантино — неотъемлемая часть этого искусства. И экстраординарный рассказчик, породивший последователей, многие из которых сами стали признанными мастерами.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Ума Турман, Джон Траволта

Фото

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Криминальное чтиво», как и дебютная лента «Бешеные псы», почти в буквальном смысле вдохнула «свежую кровь» в застывший голливудский миф. Картина, состоящая из новелл, связанных между собой, в свое время предложила зрителю новаторские сюжеты и поворотные пункты. Обилие крови и безжалостное отношение к своим персонажам не помешали Тарантино со временем трансформироваться из культового в феномен культурный.

20. «Сопрано»

Дэвид Чейз, 1999 год

Непривычные для мафиозного кино сценарий и кастинг, нестандартная манера повествования и съемки. И в большинстве — это следствие идей, рожденных в голове лишь одного человека — Дэвида Чейза. Положительный резонанс в профессиональном сообществе и популярность у широкой аудитории одинаково на максимуме.

21. «Сука-любовь»

Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2000 год

Если так часто менять настроение и скорость рассказа, героев, и даже жанр, то, должно быть, автор не понимает, куда ведет? Алехандро Гонсалес Иньярриту в своем дебютном большом кино доказывает, что он идеальный проводник и виртуозно владеет управлением сложным механизмом, хотя история и заставляет нас поверить в случай.

На литературной основе Гильермо Аррияга режиссер запускает вагонетку американских (точнее, мексиканских) горок, где все рассчитано: вот уже летишь на неимоверной скорости, резкое торможение, поворот на 360, взлет, когда не знаешь, что за горизонтом, переворот вверх-ногами и… эпичное время драмы пролетает мгновенно. Как если бы в фильмах Квентина Тарантино было меньше «фана» и больше гуманистического начала.

22. «Дедвуд»

Дэвид Милч, 2004 год

Творчество на стыке кино и литературы. Представьте, если бы возможно было «смотреть» книгу Уильяма Фолкнера. В роли режиссера и шоураннера — Дэвид Милч, создавший уникальный мир, развивающийся по своим канонам.

Художественно-постановочная часть на высоком уровне, но довольно традиционная. Основное здесь — драматургия. Сложные характеры, харизма, многогранные взаимоотношения между героями, исторические инсайты, твисты сюжета ловко переплетаются на протяжении «всего лишь» трех сезонов.

23. «Гран Торино»

Клинт Иствуд, 2008 год

Клинт Иствуд часто чередует в своих фильмах интеллектуальные эксперименты с приключениями. Кажется, здесь есть элементы и от первого, и от второго. Эта камерная, почти театральная история демонстрирует, что для передачи больших эмоций зрителю не требуются гигантские павильоны, сотни актеров массовых сцен или уникальные компьютерные монстры.

Необходимые ноты есть внутри каждого из нас — нужен музыкант, способный составить красивую и увлекательную мелодию. Неутомимый Клинт Иствуд сделал это невероятно легко, как если бы ему на момент съемок было бы не 77, а 30 лет.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Клинт Иствуд

Фото

Кадр из фильма «Гран Торино»

24. «Вверх»

Пит Доктер, Боб Питерсон, 2009 год

Искусная режиссерская работа получила не менее искусную техническую огранку в виде прорывной анимации студии Pixar. Трогательная работа для детей, взрослых и взрослых детей. Немного минорная интонация, сопровождающая всю историю, нечасто встречается в детском кино.

Но зрителя «не грузят», фильм сохраняет все хитово-диснеевское, что ждешь от подобных работ для широкой семейной аудитории. В русской озвучке нельзя не отметить уникально подошедший голос Армена Джигарханяна — словно авторы писали специально под него.

25. «Место под соснами»

Дерек Сианфрэнс, 2012 год

Фильм-повесть в трех актах о теме поколений и ответственности. Почти притча. Звучит скучно? Тем временем это классный образец зрительского авторского кино, проникающий в вас «киноядом» с первых кадров. В том числе благодаря кастингу. Актеров воспринимаешь без шлейфа предыдущих проектов.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Райан Гослинг, Ева Мендес

Фото

Кадр из фильма «Место под соснами»

Дереку Сианфрэнсу удалось для достижения цели использовать не самые распространенные, если не сказать сомнительные, приемы сторителлинга. Достигает цели он увлекательно, драматургия против правил зрительского кино работает. В качестве исключения из правил — творческая формула тут есть: 2+2=5.

26. «Одержимость»

Дэмьен Шазелл, 2013 год

Фильм талантливо обыгрывает такие знакомые многим темы, как конкуренция и желание быть не кем-то, а лучшим. Стоит отметить режиссерскую работу (в том числе и стилистику, и монтаж) с не самым простым для постановки материалом — по форме это спортивная драма.

Удивительное — если анализировать и разбирать фильм по винтикам, то многое покажется неубедительным и даже надуманным, но так органично собранное в единое целое это работает, словно неуклюжий и медленно набирающий обороты джем-сейшн, к финалу которого вы уже сами сидите за ударной установкой! Это и есть мастерство режиссера.

27. «Измены»

Вадим Перельман, 2015 год

Было несколько попыток запустить сериал, но только после прихода Вадима Перельмана проект нащупал твердую почву под ногами. Крайне редкие продюсерские правки и вмешательства уже во время съемочного периода пошли на пользу проекту и дали режиссеру необходимую свободу творчества.

Кастинг, атмосфера, тон повествования, саундтрек питались от сценария Дарьи Грацевич. Лучший сериал по версии двух самых уважаемых профессиональных премий в стране (ТЭФИ и АПКиТ) завоевал в том числе популярность и у широкой аудитории.

28. «Закон каменных джунглей»

Игорь Хомский, 2015 год

Этот проект в новейшей истории страны стал первым сериалом новой формации, так называемым киносериалом. Игорь Хомский — режиссер в полном понимании этого слова — сыграл значимую роль. Он помог выбрать единственно правильных артистов, разработать с ними образы и повести за собой в бой. А также придумать и построить вместе с оператором Иваном Бурлаковым и продюсерской командой уникальный мир на сильном сценарном фундаменте Ильи Куликова.

29. «Безумный Макс: Дорога ярости»

Джордж Миллер, 2015 год

Это хорошо продуманный зрелищный фильм, возможно, даже рассчитанный на не самую искушенную публику. Но парадокс — образы, которые возникают, заставляют думать о «большом и вечном». Человек, возглавляющий процесс создания этой истории, уникален, — Джордж Миллер.

30 лучших режиссерских фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть каждому

Том Харди

Фото

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

30. «Иванько»

Ксения Воронина, 2019 год

Проект достаточно долго был в разработке, пережил несколько изменений на стадии написания сценария. Хорошее терпение и профессиональное отношение к делу оказались важнее всего. Получились герои, которых знаешь лично — это соседи, друзья, коллеги, семья, это мы сами! Наверное поэтому «Иванько» завоевал народную любовь. Каждый раз, когда в соцсетях возникает обсуждение сериала, количество комментариев от фанатов зашкаливает.

Эксперт:

Николай Акопов

Теле- и кинопродюсер, один из создателей сериалов «Закрытая школа», «Измены», «Ольга», «Чернобыль. Зона отчуждения», основатель студии Ratpack Production, член Гильдии продюсеров России