В XIX веке дневные мужские рубашки из белого муслина были похожи на сорочки и надевались через голову. Сегодня, наверное, у каждого в гардеробе найдется белоснежная рубашка — это и часть дресс-кода, и элемент повседневного образа. В общем, ничего необычного.
Однако в XIX веке ношение такой одежды было настоящим показателем статусности и принадлежности к элите. Это объяснялось тем, что в промышленных городах, где воздух был заполнен дымом и сажей, рубашки приходилось менять часто, требуя штат прислуги для ухода за одеждой. Сохранение безупречного внешнего вида рубашки в грязных условиях индустриальной Европы требовало больших расходов.
Для простых людей это было невозможно, поэтому им приходилось стирать одежду вручную раз в несколько недель, проводя целую неделю на по-настоящему трудоемкий процесс — сначала вещи замачивали, потом стирали, крахмалили, гладили и проветривали (читайте также: Почему нельзя стирать вещи при температуре в 40°C). Ханна Монтегю, обычная домохозяйка, придумала способ сделать этот тяжелый процесс проще: она попробовала отделять воротничок от рубашки мужа, чтобы стирать его отдельно и экономить время.
Идея заинтересовала местного бизнесмена. И уже приблизительно в 1830-х годах в продаже появились первые съемные воротники, которые прикреплялись к рубашке с помощью пары заклепок.
Для современных и безопасных образов:
Среди представителей среднего класса, офисных работников, которые были также известны как «белые воротнички» новинка была встречена с энтузиазмом. Постирать один воротничок, сохраняя опрятный вид, экономя время и деньги — это же мечта! Но почему же у этого замечательного изобретения появилось такое страшное прозвище — «отцеубийца» (vatermörder)?
Спустя 40 лет появилось новое предложение — воротнички из целлулоида, который представлял из себя пластмассу на основе целлюлозы (читайте также: Страдали лишь избранные: зачем в старину носили диковинные и неудобные воротники). Такие воротнички стоили дешевле и были гораздо проще в уходе, ведь их не нужно было накрахмаливать подобно хлопковым аналогам. Достаточно было просто очистить обычным мылом и водой.
Однако у новинки был один существенный недостаток — материал не растягивался и воротник плотно обхватывал шею. Это приводило к ряду несчастных случаев.
Первый из них произошел в 1871 году: сын, вернувшись домой, обнял отца и случайно ткнулся глазом в целлулоидный воротник отца, в результате чего скончался от осложнений.
В 1888 году в некрологе Джона Круса в газете «The New York Times» было написано, что «мужчина в дорогом костюме сильно напился, сел на скамейку и заснул. Его голова упала на грудь, а затем он умер из-за асфиксии, поскольку его жесткий целлулоидный воротник остановил поток крови по уже суженным венам».
В 1912 году еще один мужчина по имени Уильям Ф. Диллон умер от удушья из-за съемного целлулоидного воротника, когда напился и заснул в английском баре. И это только некоторые из случаев.
Однако не только пластмассовые, но и накрахмаленные воротники несли опасность для здоровья. Например, был зафиксирован случай, когда аллергическая реакция, привела к отеку шеи, из-за чего воротничок перекрыл доступ к кислороду и мужчина умер.
Смерти, связанные со съемными воротниками, также были достаточно распространены, особенно среди мужчин в состоянии алкогольного опьянения. Это привело к тому, что немцы дали этим воротникам прозвище «vatermörder» (в переводе с немецкого — «отцеубийца»).
В 30-х принц Уэльский публично осудил рубашки с съемными воротниками, объявив традицию их ношения устаревшей и варварской и отдал предпочтение современным рубашкам с уже пришитыми мягкими воротниками.
Молодое поколение последовало его примеру и начало массово носить рубашки с мягкими воротниками. А доступность стирки для всех социальных классов сделала эти рубашки ещё привлекательнее.
Уже в 1937 году журнал «Esquire» отметил, что съемные воротники были вытеснены классическими рубашками с отложными воротниками, которые и сейчас остаются стандартом для мужского делового дресс-кода во всем мире.