Зачем балерины стали носить пачки — этот неожиданный факт вас удивит
Фото

Wday/Legion Media

У многих из нас балетные постановки ассоциируются именно с воздушными пышными пачками — они давно стали неотъемлемой частью костюмов хрупких балерин. Многослойные юбки, выполненные из прозрачного материала, парят в воздухе при грациозных движениях танцовщиц — пачки, обнажающие ноги, подчеркивают превосходную работу артистки на сцене. Именно этот предмет гардероба позволяет насладиться каждым движением — сложнейшими па и пируэтами.

Однако немногие догадываются, что балерины не всегда блистали на сцене в знакомых нам образах. До XIX века перед зрителями танцовщицы появлялись в нарядных платьях, и их образы не так сильно отличались от моделей, в которых приходили на балет гостьи (читайте также: Проклятие крепостных балерин: как жили артистки русского театра в XIX веке — это было похоже на ад).

Современным ценителям костюмы того времени вряд ли показались бы выигрышным решением: балерины танцевали в громоздких платьях с корсетом — они были слегка короче обычных платьев. Более того, выступление артистки проводили на каблуках!

Зачем балерины стали носить пачки — этот неожиданный факт вас удивит

Савелий Сорин. Тамара Карсавина в балете «Сильфида»

Фото
agefotostock

Для легких и воздушных образов на каждый день:

Шли годы, усложнялась техника, поэтому выполнять сложные элементы в неудобных вещах становилось невозможно — балерины нуждались в легких костюмах. Первыми на «нет» сошли корсеты, затем стали короче юбки, а силуэты платьев превратились в максимально облегающие — они сидели как «вторая кожа».

 12 марта 1839 года навсегда вошло в историю балета: тогда балерина Мария Тальоне первый раз продемонстрировала публике балетную пачку. Артистка играла главную роль в «Сильфиде» — она была сказочной феей, нуждающейся в соответствующем аутфите. Автором костюма стал отец танцовщицы — Филиппо Тальони.

Зачем балерины стали носить пачки — этот неожиданный факт вас удивит

Мария Тальоне

Фото

Legion Media

Есть несколько историй создания балетной пачки: согласно одной из них, причиной будущей классики оказалась не самая типичная фигура Марии. Требовалось замаскировать минусы силуэта, поэтому Тальони создал модель, делающую весь наряд воздушнее и грациознее. Кстати, платье выполнено по эскизам Эжена Лами — юбку вышили из фатина. Но важно понимать: тогда пачка была гораздо длиннее, и ей предстояла еще одна трансформация.

В консервативной Царской России далеко не все были готовы к новому элементу костюма — новинка прижилась лишь спустя полвека. Однако именно у нас балетная пачка обрела новый облик — это произошло благодаря приме Большого театра Аделине Джури в начале 1900-х (читайте также: Как выглядят самые красивые балерины Большого театра в жизни — 10 фото).

Зачем балерины стали носить пачки — этот неожиданный факт вас удивит

Зинаида Серебрякова. Балетная гримерная

Фото

Legion Media

Танцовщице с дерзким нравом не пришлась по вкусу длина юбки, в которой она должна была предстать перед фотографами. Тогда она поступила весьма смело: вооружилась ножницами и отрезала внушительный кусок подола — с того момента вошли в моду короткие балетные пачки.