Его имя стало брендом, узнаваемым не только в России, но и далеко за ее пределами. Основанный им Дом моды стал олицетворением и отражением русской души, загадочной и таинственной. Его трудолюбие и усердие, несмотря на почтенный возраст, не знает границ, а история его жизни давно претендует на статус бестселлера.
История успеха Славы Зайцева – не сказка о красивой жизни и взмахе волшебной палочки: это история о многолетнем упорном труде, мужестве и напористости – качествах, которые в итоге и станут ключевыми на пути к успеху. А еще о таланте и способности заявить миру наперекор всем существующим нормам и устоям, что я такой, какой есть.
Сын прачки из Иванова прошел долгий и тернистый путь, прежде чем его имя прогремело на весь мир. Ивановский химико-технологический техникум, Московский текстильный институт, Экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза и первая коллекция, показанная в 1963-м и ставшая одной из самых разгромных за всю творческую историю модельера, — кажется, под натиском обстоятельств любой другой бы давно сдался и отказался от мечты, но только не он.
«Мне всегда хотелось делать что-то красивое и интересное, то, что поможет человеку выразить его индивидуальность» — кредо, ставшее своеобразным ориентиром в карьере Вячеслава Михайловича (читайте также: Вячеслав Зайцев: «Дом моды дохода не приносит»).
Однако именно с той провальной коллекции, отвергнутой комиссией по якобы идеологическим причинам, и началась летопись творчества Славы Зайцева.
По счастливой случайности на шоу оказался журналист французского издания Paris Match, опубликованными фотографиями которого заинтересовался великий Пьер Карден. Это потом уже состоялись знакомство с Марком Боаном, Ги Ларошем и Тьерри Мюглером, первый показ в Париже в 1967 году, работы со звездами советской эстрады (клиентками Зайцева в разное время были Алла Пугачева, Эдита Пьеха и Людмила Гурченко), собственный парфюм, а также первая заграничная поездка в ФРГ и показы в Японии.
Тогда же, идя на встречу с Пьером Карденом в купленном на рынке пальто и в пиджаке приятеля, молодой Слава Зайцев и не мог и предположить, что через несколько лет станет одним из главных законодателей моды в нашей стране.
Коллекции Slava Zaitsev — о России и для России: такой, какой она знакома нам с детства и какой видится миллионам иностранцев издалека — самобытной, яркой и оригинальной. Платки и головные уборы «а-ля рус», самоцветы, жемчуг, народные орнаменты в стилистике павлопосадских платков, ручная вышивка, ретрошик и прославленный силуэт New Look, который ненавязчиво пройдет сквозь все коллекции мэтра Вячеслава Зайцева.
Ему всегда хотелось чуточку больше: больше цвета, больше фактур, больше техник… Это именно он рискнул разукрасить серость будней советской действительности и наполнить богатой палитрой оттенков: рискнул и ввел моду цветные чулки, тем самым произведя хоть и маленькую, но все же революцию как в индустрии, так и в головах жителей СССР, а затем и России.
Знаменитый балахон Аллы Борисовны, костюмы «от-кутюр» для Олимпиады-80, черно-белые тельняшки омоновцев и костюмы для прославленной пары Бестемьянова — Букин — за свою долгую жизнь и более чем 50-летнюю творческую карьеру он испробовал и переделал все.
Казалось бы, пора уже и остановиться, что он и сделал в марте 2018 года, представив свое финальное шоу в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Ставшая ретроспективной коллекция отразила как узнаваемый стиль самого кутюрье, так и черты тех эпох, которые были воссозданы в прощальной коллекции одноименного модного дома Slava Zaitsev.
В последние годы жизни Вячеслав Михайлович хоть и прекратил выпуск сезонных коллекций, но окончательно от дел так и не отошел: он все так же работал, создавал эскизы и посещал свой Дом моды на проспекте Мира (читайте также: Вячеслав Зайцев: «Надеюсь дожить до статуса прадеда»).
Так что, трудно не признать: пока у нас есть бренд Slava Zaitsev, еще есть надежда на то, что русская мода сможет найти себя и познать собственную уникальность и самобытность. Кутюрье заложил основы — теперь дело за малым.