В глазах большинства людей модная индустрия и сфера экономики — абсолютно полярные области, пересечение и взаимосвязь которых едва ли можно проследить. Но так ли это на самом деле? Может ли дизайнер, постоянно черпающий вдохновение в высоком и прекрасном, вдруг стать заложником экономического кризиса? И возможно ли такое, что финансовый упадок повлияет на модные тенденции?
Согласно одной занимательной теории, зависимость все же имеется. В 1926 году американский ученый-экономист Джордж Тейлор из Уортонской школы университета Пенсильвании ввел понятие «индекс длины юбки» (или «индекс подола»). В его теории говорится о том, что экономический кризис в стране оказывает влияние на внешний облик дам, а именно на длину подола.
Во времена финансовой нестабильности приобретение изящных чулок становится непозволительной роскошью, не говоря уже о новой обуви (читайте также: 5 видов осенней обуви, которые должны быть в гардеробе — проверьте себя). Чтобы не выдавать свое непростое положение, женщины стали носить длинные юбки, прикрывающие ноги.
Эта теория, несмотря на скептически настроенных экономистов, действительно имеет право на существование, так как она не раз подтверждалась историческими событиями.
Вам пригодится:
«Великая депрессия», «Нефтяное эмбарго» 1973 года, «Великая рецессия» 2008 года — помимо тяжелой экономической ситуации все эти события объединяло и то, что женщины в тот момент отдавали свое предпочтение исключительно длине миди и макси (читайте также: Эмили Ратаковски, Дженнифер Лопес и другие звезды, которые не умеют носить миди-юбки). Проверить эффективность этой теории решили ученые Марджолейн ван Баардвейк и Филип Ханс Франсес.
Они сопоставили динамику изменений модных тенденций 1921–2009 годов с экономическими показателями. Исследование показало, что корреляция действительно есть, и мода реагирует на общее благосостояние страны, но с задержкой примерно в три года.
Помимо финансового аспекта, влияние экономики на длину юбки можно обуславливать психологическим воздействием. Так, например, американский исследователь моды и бывший главный куратор центра костюма в Метрополитен музее Гарольд Кода считает, что в темные времена люди, как правило, склонны к пессимизму и меланхоличному настроению, им хочется спрятаться и оградиться от внешнего мира.
Как результат сложного внутреннего состояния — более закрытые, многослойные образы и юбки в пол.
Кстати, в бьюти-сфере есть свое понятие, отражающее связь между состоянием экономики и спроса на косметические средства — «индекс губной помады». Впервые о нем заговорил председатель компании «Estee Lauder» Леонард Лаудер в 2001 году. Согласно его теории, если продажи губной помады стали расти, значит в стране наступил экономический кризис.
Как оказалось, все просто — далеко не каждая женщина может позволить себе покупку одежды или модных аксессуаров в кризисной ситуации, а косметика — это более доступное удовольствие и приятная шопинг-терапия.
Кроме того, косметические средства стали восприниматься уже не как излишества, а скорее как необходимость — мы готовы отдать целое состояние за качественный крем или подходящий уход за волосами, но тысячу раз подумаем перед тем, как купить дешевое платье в масс-маркете.
Согласитесь, ведь покупка даже такой мелочи, как нежный блеск для губ в привлекательной упаковке способна поднять нам настроение и сделать этот день немного лучше.