Наташа Ростова
Одри Хепберн, 1956 год
Для Одри Хепберн эта роль стала самой сложной в ее жизни. Весь съемочный процесс актриса пребывала в состоянии депрессии после выкидыша. Несмотря на это, Одри работала по 10 часов в сутки. Получив предложение сыграть роль Наташи Ростовой, Хепберн пыталась пригласить Юбера де Живанши для создания исторического образа. Но именитый дизайнер отказался выступить главным костюмером фильма, опасаясь, что такое «понижение» в ранге ударит по его репутации модного мастера. Но все же он приезжал в Рим, чтобы помочь выбрать для образа Наташи Ростовой ткани и цвета. Впрочем, с задачей главного по костюмам успешно справилась Мария Де Маттеис, которая получила за свои старания номинацию на престижную премию «Оскар».
Людмила Савельева, 1961−1967 годы
«Война и мир» 1967 года режиссера Сергея Бондарчука – несомненно, одна из лучшая (если не сказать больше – лучшая) экранизаций «Войны и мир», которая снискала славу во всем мире.
Людмила Савельева, сыгравшая роль Наташи Ростовой, кстати, никак не могла сравнить себя с героиней. Она была искренне удивлена, что Сергей Бондарчук выбрал именно ее и настоял на пробах. Кстати, были удивлены и коллеги режиссера – он отверг таких звездных актрис, как Наталья Фатеева, Людмила Гурченко и Анастасия Вертинская, отдав предпочтение 19-летней дебютантке.
После «Войны и мир» Савельева проснулась настоящей звездой: в 1967 году она получила звание лучшей актрисы года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
По образу и костюму образ Наташи Ростовой в исполнении Людмилы Савельевой получился немного схожим с образом Одри Хепберн. Утонченность, изящность, некая наивность присущи обеим героиням.
Лили Джеймс, 2016 год
Голливудской «Золушке» Лили Джеймс крупно повезло: после успешной диснеевской сказки и провального mashup-фильма «Гордость и предубеждение и зомби» актриса получила очень выгодное предложение. Несмотря на то что это уже не первая костюмированная роль Лили Джеймс, примерять и носить шикарные платья актриса безумно любит.
Как признается сама актриса: «Я бы не смогла сыграть Наташу без этих потрясающих костюмов. То, как ты одет, невероятно влияет на твои ощущения. Мне безумно понравилось носить ее пышные платья – довольно забавно, ты на самом деле чувствуешь больше свободы в них, чем в джинсах. Что бы я забрала с собой, если бы могла? Я носила тиару в сцене на царском балу, и это было просто невероятно!» – продолжила она.
Над платьем Наташи Ростовой очень долго трудились костюмеры, но все же решили не отходить от литературного образа, и в сцене первого бала Лили блистает в легком изящном платье бежевого цвета. И все же блондинка Наташа Ростова получилась несколько осовремененной: это можно проследить и по манере поведения – уж слишком раскованно ведет себя героиня.
Элен Безухова
Анита Экберг, 1956 год
Актрисе, модели и настоящей королеве красоты – Анита победила в конкурсе «Мисс Швеция» – достаточно было один раз засветиться в большом кино, и… одна из ключевых ролей в «Войне и мире» досталась ей. Несмотря на отсутствие опыта, Экберг проявила неплохой актерский талант, впрочем, поклонники больше были прикованы к красоте самой героини и ее потрясающим нарядам. Но яркая, чувственная и чересчур сексуальная Анита напрочь лишена той русской красоты, которой охарактеризовал свою героиню Толстой. Костюмы Элен получились несколько легкомысленными, аксессуары – смелыми: это то экзотический тюрбан, то ободок из цветов.
Ирина Скобцева, 1961−1967 годы
Одна из красивейших актрис советского кинематографа стала самой первой актрисой, которая удостоилась звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля». Это событие состоялось в 1955 году на премьере дебютного для Скобцевой фильма «Отелло», где она исполнила роль Дездемоны. Элегантная и несколько холодная красавица, простота и однотонность нарядов, умеренное количество украшений, объемные аккуратные укладки – все это сделало образ княжны Элен Курагиной почти безупречным. Единственным минусом стал возраст актрисы, которая почти на десяток лет была старшей литературной героини.
Таппенс Миддлтон, 2016 год
Актриса со странным именем пока прославилась как однофамилица герцогини Кембриджской Кейт Миддлтон. Правда, никакого родства между ними нет. Как и крупных ролей в актерской копилке Таппенс. Странно, что малоизвестной актрисе и обладательнице простоватой внешности доверили роль красавицы, которая сводит с ума мужчин и должна вести себя довольно раскованно, быть одновременно притягательной и отталкивающей. И даже, казалось бы, изысканные тиары, драгоценности и платья не добавили элегантности образу Элен Безуховой в исполнении Таппенс.
Андрей Болконский
В фильме 1956 года роль Болконского сыграл действующий муж Одри Хепберн Мел Феррер. Получился образ далеко не самым идеальным, но продюсеры были заинтересованы участием в фильме голливудской дивы, поэтому предложение было выдвинуто обоим супругам одновременно. Кроме того, Хепберн получила по тем временам баснословный гонорар – 350 тыс. долларов.
Изначально Бондарчук рассматривал на роль Андрея Болконского Иннокентия Смоктуновского, но тот отказался в пользу роли Гамлета. Режиссер был категорически против кандидатуры Тихонова. На его решение повлияла министр культуры Екатерина Фурцева, а впоследствии и сам Вячеслав Тихонов после мучительных проб смог доказать, что он справится с ролью лучше других кандидатов. И несомненно, военный мундир придал ему еще больше мужественности и статности.
Новая экранизация «Войны и мир» изобилует малоизвестными для российского зрителя британскими актерами. Таковым стал и Джеймс Нортон: до этой роли он довольствовался второстепенными планами. Но, несмотря на это, военная форма Нортону очень идет, хотя повседневным костюмам нового Болконского присуща некая вычурность.
Пьер Безухов
Генри Фонде было уже за 50, когда он приступил к съемках фильма. О большой разнице в возрасте со своим героем Фонда знал, но внушительный гонорар не позволил ему отказаться.
А Сергей Бондарчук специально для роли Пьера Безухова набрал 10 кг. И благодаря лишним килограммам Безухов получился значительно старше.
Актер Пол Дано перед съемками фильма признался, что никогда не читал «Войну и мир» и ему трудно говорить о характере своего героя. Нового Безухова можно смело назвать самым молодым (и по идее соответствующим по возрасту литературному персонажу) образом.
Анатоль Курагин
Жгучий итальянец Витторио Гассман, красавец отечественного кинематографа Василий Лановой и малоизвестны российскому зрителю британец Каллум Тернер. Всех троих объединяет только одно – роль героя «Войны и мир» Анатоля Курагина. Новый Курагин явно уступает предыдущим образам. Если в исполнении Гассмана это обаятельный и чувственный красавец, а Курагин Ланового – статный мужчина с аристократичной внешностью, то персонаж Тернера больше напоминает героя подростковых фильмов. И даже военная форма не прибавляет ему должной мужественности.
Анна Павловна Шерер
Светская львица, фрейлина императрицы, владелица салона для избранных Анна Павловна Шерер – с этой ролью блестяще справилась Джиллиан Андерсон, затмив все предыдущие образы своей героини. И в большей части благодаря работе костюмеров и выборе шикарных платьев. Правда, ее наряды получились чересчур откровенными и сексуальными для того времени. Вряд ли тогда дамы могли позволить себе выйти в свет с таким глубоким декольте.
Княжна Мария Болконская
В фильме 1956 года роль Марии досталась итальянской актрисе Анне-Марии Ферерро. И несмотря на всю присущую жгучей итальянке чувственность, Анна-Мария предстала в скромном образе, а ее сдержанные наряды это подчеркнули. То же самое можно сказать и о Марии в исполнении нашей актрисы Антонины Шурановой: волосы, собранные в пучок и строгие костюмы. А вот создавая образ новой Марии, костюмеры явно перестарались в простоте: княжна в исполнении актрисы Джесси Бакли внешне больше напоминает крепостную крестьянку, нежели представительницу дворянского рода.
Общая картина
Костюмы для героев картины 1956 года создавались по оригинальным гравюрам и картинам эпохи Наполеона. По той же схеме шел процесс изготовления военной формы и орудий.
На поле битвы всегда присутствовали замаскированные под массовку врачи на случай возможных травм во время съемок баталий. Большую же часть массовки составили итальянские солдаты: около 8 тысяч солдатов стали на какое-то время статистами!
Картина Сергея Бондарчука признана самой дорогой в истории отечественного кинематографа: на ее производство было затрачено 100 млн долларов. И немалая часть бюджета ушла на создание исторических образов. Более 50 музеев предоставили свои коллекции, несколько десятков предприятий изготавливали военную экипировку и муляж орудий. Только костюмов для фильма было изготовлено 9 тыс. А также точные копии русских и французских орденов, масштабные декорации, 200 деревьев и 500 кустов для маскировки проводов и современных построек и много другое.
Британские создатели «Войны и мир» обратились за помощью к российским костюмерам. Студия «Ленфильм» предоставила порядка 190 костюмов начала XIX века, включая платья, кафтаны, туфли и головные уборы.