В подтверждение этого факта мы выбрали эффектные образы отрицательных героинь и узнала детали их создания.
Анджелина Джоли, «Малефисента»
Год выхода: 2014.
Режиссер: Роберт Стромберг.
Художник по костюмам: Анна Б. Шеппард.
Роль: в очередной экранизации сказки о спящей красавице создатели фильма представили историю «шиворот-навыворот» и реабилитировали колдунью, которая наложила страшное заклятие на прекрасную Аврору. Задача показать тонкую душу Малефисенты легла на плечи Анджелины Джоли. Правда, душа колдуньи мало кого заинтересовала: взоры общественности были прикованы к сногсшибательным образам актрисы (читайте также: Анджелина Джоли: 20 модных провалов вечно идеальной актрисы).
Образ: костюм для героини разрабатывала Анна Б. Шеппард, известная по таким проектам, как «Список Шиндлера» и «Пианист». Дизайнер опиралась на те образы, которые в середине XX века были созданы в анимационной экранизации Уолта Диснея.
Для колдуньи изготовили несколько нарядов. Так как сначала она предстает перед нами в образе доброй феи леса, костюм было решено сделать из ткани, напоминающей мох, и украсить его воздушной накидкой. Позже, когда тучи над героиней сгустились, мрачным стал и наряд. Черное одеяние Малефисенты было сделано с использованием меха, кожи и перьев.
Для сногсшибательных выходов в черном:
Идею головного убора дизайнер и специалист по визуальным эффектам Рик Бейкер разрабатывал довольно долго. В итоге было решено изготовить шлем, на который при помощи магнитов будут крепиться рога. Съемными их сделали, чтобы в перерывах между дублями Анджелина могла отдыхать от тяжелой конструкции.
Джулианна Мур, «Седьмой сын»
Год выхода: 2014.
Режиссер: Сергей Бодров — старший.
Художник по костюмам: Жаклин Уэст.
Роль: в экранизации одноименной трилогии Джозефа Дилейни, снятой нашим соотечественником, роль главной злодейки сыграла Джулианна Мур. На тот момент это была первая отрицательная роль в послужном списке актрисы. По сюжету она — бывшая любовница ведьмака Грегори, который решил обезопасить мир, надолго заточив бестию в подземелье.
Но грядет полнолуние, которое даст ведьме силу покинуть свою темницу. Чтобы справиться с ней, мастер и готовит молодого ведьмака. Образ, созданный Джулианной, получился по-настоящему демоническим, в духе средневековых представлений о нечистой силе: рыжие волосы, зеленые глаза и неземная красота (читайте также: 7 легендарных красавиц, которых провозглашали ведьмами).
Образ: чтобы сделать внешность Мур по-настоящему устрашающей, двукратная номинантка на «Оскар» Жаклин Уэст использовала главные «демонические клише»: черный цвет, перья, корсеты, металл. Актриса призналась, что наряды были безумно тяжелыми. Один из костюмов имел сковывающий движения корсет, а к другому была пристегнута кольчуга.
После первой примерки, когда Джулианна не смогла в этой одежде даже пошевелить пальцем, Жаклин Уэст пришлось облегчить детали, сняв часть железа. Но даже после этого платье-кольчуга весило около 30 килограммов.
Рэйчел Вайс, «Оз: Великий и ужасный»
Год выхода: 2013.
Режиссер: Сэм Рэйми.
Художник по костюмам: Гари Джонс.
Роль: в начале фильма Эванора не кажется злодейкой: скорее, ее можно назвать занудой и консерватором. Однако постепенно колдунья обнажает всю свою недобрую сущность. Будучи злой ведьмой Востока, Эванора обладает ужасающей внешностью, которую она скрывает, нося волшебное украшение. Ожерелье и создает ту прекрасную картинку, которую мы видим. На роль «прекрасной картинки» режиссер выбрал Рэйчел Вайс. Образ предполагал наличие у актрисы карих глаз, каштановых волос и благородной белой кожи.
Образ: создавая наряды для Эваноры, дизайнер костюмов Гари Джонс взял за основу стиль знаменитой герцогини Виндзорской — той самой американки, ради которой Эдуард VIII в 1936 году отрекся от британского престола. Герцогиня была настоящей иконой стиля. Черты ее образа можно увидеть в макияже с акцентированными губами, прическе и головных уборах злодейки.
Что касается цветового исполнения нарядов Эваноры, у режиссера и дизайнера не было сомнений. Поскольку она позиционирует себя как покровительница Изумрудного города, в образе преобладает зеленый цвет. Колдунья одета в изумрудное платье с полупрозрачными рукавами. Образ дополняет плащ того же цвета, закрепленный на плечах при помощи наплечников с перьями. Они же украшают и золотую диадему. В ушах Эваноры — золотые серьги с изумрудами, а на пальце — перстень с тем же камнем.
Светлана Ходченкова, «Росомаха: Бессмертный»
Год выхода: 2013.
Режиссер: Джеймс Мэнголд.
Художник по костюмам: Айзис Массенден.
Роль: Светлана Ходченкова исполняет роль доктора Грин, известной в криминальных кругах как Вайпер или Гадюка. Кстати, роль женщины-змеи была предложена актрисе Джессике Бил. По сюжету Вайпер — противник Росомахи, героя Хью Джекмана. Она хитра, коварна и очень красива!
Образ: костюмы Светланы столь же необычны, как и характер ее героини. В повседневной жизни Гадюка предстает перед нами в элегантных женственных нарядах — платьях-футляр, шпильках, перчатках. На ее «змеиную» сущность лишь намекают аксессуары — панель на смартфоне или необычные солнцезащитные очки. Зеленый цвет, как основной в гардеробе злодейки, выбран в соответствии с ее графическим образом в комиксах.
Показывая свое настоящее лицо, героиня всегда появлятся в обтягивающем костюме, подчеркивающем все женственные изгибы фигуры актрисы. Ходченкова в интервью признавалась, что чувствовала себя в этом одеянии вполне комфортно, но в жизни столь сексуальные наряды предпочитает не носить (читайте также: Вечерние наряды для блондинок: 20 стильных образов Светланы Ходченковой).
Шарлиз Терон, «Белоснежка и охотник»
Год выхода: 2012.
Режиссер: Руперт Сандерс.
Художник по костюмам: Колин Этвуд.
Роль: в образе Ровенны мы могли бы увидеть Анджелину Джоли или Вайнону Райдер. Но окончательный выбор режиссера пал на Шарлиз Терон. Ради съемок актриса отказалась от роли в картине Клинта Иствуда «Дж. Эдгар». Но работу над фильмом все равно пришлось переносить из-за плотного графика звезды. Создатели картины, безусловно, не зря терпели неудобства. Многие критики сошлись во мнении, что Ровенна в исполнении Терон — единственное, ради чего фильм стоит смотреть.
Образ: для самой очаровательной мачехи в истории экранизации сказки про Белоснежку Колин Этвуд создала 20 шикарных нарядов. Неоднократный номинант и лауреат премии «Оскар» за лучшие костюмы вложила в образы королевы Равенны весь свой талант. Каждое платье появляется в кадре на считаные секунды, и каждое — произведение искусства.
По задумке дизайнера от первого эпизода, когда будущая злодейка еще «белая и пушистая», до последнего, где она проявляет себя во всей красе, наряды эволюционируют по цвету и фактурам. Первое появление Шарлиз Терон происходит на свадьбе ее героини и короля. Она предстает перед нами в молочно-золотистом платье. При этом костюмер как бы намекает на недобрые намерения девушки, снабдив рукава платья своеобразными фонариками, сделанными как будто из костей животных.
С каждым последующим появлением образы Ровенны становятся все более зловещими. Появляются платье-кольчуга, корона с острыми длинными шипами, ожерелья из черепов и, наконец, наряд, сделанный из черных вороньих перьев.
Джулия Робертс, «Белоснежка: Месть гномов»
Год выхода: 2012.
Режиссер: Тарсем Сингх.
Художник по костюмам: Эйко Исиока.
Роль: еще одна экранизация истории про Белоснежку, и еще одна злая королева — Клементина. В этой вольной интерпретации сказки братьев Гримм героиня Джулии Робертс — деспотичная, взбалмошная, ищущая счастья в личной жизни женщина. Отвечая на вопросы о том, что для нее было самым тяжелым в работе над фильмом, Джулия ответила, что костюмы! Свадебное платье Клементины весило 25 кг и имело 2,4 метра в диаметре.
Образ: костюмы для этого фильма создавала легендарная Эйко Исиока. С ее легкой руки в гардеробе королевы появилось несколько шикарных платьев, главное из которых, пожалуй, красный кринолин с павлиньими перьями. Королевского величия этому наряду костюмер придала, соединив сразу несколько эпох в истории моды — XVI, XVIII и немножко XIX веков.
Павлиньи перья, которыми украшено платье, говорят нам о том, что героиня имеет черты характера, свойственные этой птице. Еще один наряд, который заслуживает внимания, — нежное золотое платье с воротником-стойкой. Здесь дизайнер позаимствовал модные тенденции Италии XVI века — узкий вырез и стойку.
Ева Грин, «Мрачные тени»
Год выхода: 2012.
Режиссер: Тим Бертон.
Художник по костюмам: Коллин Этвуд.
Роль: в образе гламурной ведьмы Анжелики Бушар мы могли бы увидеть Энн Хэтэуэй, Линдси Лохан или Дженнифер Лоуренс. Актрисы проходили пробы на роль, но режиссер посчитал, что лучше всего на роль идеальной во всех отношениях злодейки подойдет Ева Грин.
Анжелика — основной антагонист главного героя Барнабаса Коллинза, которого играет Джонни Депп. Их отношения начались с бурного романа два века назад и продолжились в 70-е годы XX века, когда Барнабас восстал из мертвых.
Образ: за визуальное воплощение идей Тима Бертона отвечала Колин Этвуд. Режиссером была поставлена задача сделать Еву похожей на идеальных девушек с рекламных плакатов сигарет «Virginia Slims» 1970-х годов. Именно такой мы и видим Анжелику: красная помада, прическа «волосок к волоску» и безупречно сидящие наряды.
Самым шикарным из них стало красное платье в блестках. Его шили специально для Евы Грин. Прототипом стало подлинное платье от Biba — культового лондонского бренда, пик популярности которого пришелся на 60−70-е годы XX века.
Кейт Бланшетт, «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»
Год выхода: 2008.
Режиссер: Стивен Спилберг.
Художник по костюмам: Мэри Зофрис.
Роль: в четвертой части легендарной эпопеи об археологе Индиане Джонсе главного отрицательного персонажа сыграла Кейт Бланшетт. Ее героиня — советский агент Ирина Салько, которая в разгар холодной войны отправляется во главе отряда военных на засекреченную американскую базу. По традиции, русские замышляют недоброе.
Бланшетт отлично справилась с ролью хладнокровной, коварной и страшно красивой антагонистки. Вопросы (особенно у российского зрителя) вызывает скорее сам персонаж. Реплики Ирины Салько на ломаном украинском, вроде «Прощевайте, Доктор Джонс!» просто не могут не вызывать смеха. Но так Спилберг видит советского злодея, что поделаешь…
Образ: рассматривать костюм Ирины Салько можно лишь как стилизацию на тему «Советский Союз глазами американцев». Злодейка одета в костюм, состоящий из гимнастерки и галифе, перехваченных ремнем со звездой на бляхе. При этом цветовое решение образа напоминает скорее военную форму нацистской Германии, а не Советского Союза. Видимо, художник Мэри Зофрис решила объединить в одном образе черты сразу двух тоталитарных режимов.
Отдельно нужно сказать о деталях образа. Геометричное каре, лаконичные черные очки, минимум макияжа — все это придает внешности героини жесткости. Чтобы окончательно убедить нас в серьезности намерений злодейки, создатели картины снабдили агента Салько шпагой. С оружием красотка не расстается в течение всего фильма.
Хелена Бонем Картер, «Алиса в стране чудес»
Дата выхода: 2010 год.
Режиссер: Тим Бертон.
Художник по костюмам: Коллин Этвуд.
Роль: роль терроризирующей Зазеркалье Красной Королевы досталась Хелене Бонем Картер. Это неуравновешенная женщина, имеющая страсть к противоположному полу, себе и собственной исключительной внешности. Все дело в том, что у королевы просто огромная голова. Как и положено сильным мира сего, Дама Червей пытается сделать свой недостаток достоинством и вводит моду на разного рода увечья. Ну и, конечно, она жаждет неограниченной власти и ненавидит свою сестру — добрую Белую Королеву.
Образ: тот факт, что голову королевы планируется увеличить в три раза, очень озадачил художника по костюмам Коллин Этвуд. Конечно, основная часть работы была сделана с помощью компьютерных технологий. Но костюмеру нужно было облегчить специалистам эту задачу, добившись максимального контраста за счет игры с пропорциями. Чтобы голова казалась больше, фигура Картер должна была стать гораздо изящнее.
Оскароносная Этвуд вышла из положения, предложив сделать на платье контрастную вставку посередине. Шею удалось удлинить благодаря белому воротнику-стойке, который как бы стекает в глубину лифа, создавая визуальную вертикаль. Разумеется, не обошлось и без корсета. Чтобы голова выглядела еще массивнее, талию актрисы пришлось туго сжать.
Зато с дизайном костюма у Коллин не возникло трудностей. Она взяла за основу образа символику карточных червей и характерную цветовую гамму — красный, черный и белый. В костюме много перекрещивающихся линий, вышитых сердечек и прочих мелких деталей. Таким образом художник намекает нам на сомнительный вкус героини. Чтобы усилить этот эффект, платье королевы решили сшить из недорогого шелка. Но нужно отдать должное Коллин Этвуд, даже безвкусицу она сумела преподнести стильно и актуально!
Николь Кидман, «Золотой компас»
Год выхода: 2007.
Режиссер: Крис Вайц.
Художник по костюмам: Рут Майерс.
Роль: экранный образ, созданный Николь Кидман в первой части, мы вполне можем считать злодейским. Автор романов Филип Пулман изначально видел в роли миссис Колтер исключительно Кидман. Однако актриса согласилась не сразу, так как отрицательные роли ей не по душе.
Образ: работая над нарядами для белокурой злодейки, художник по костюмам Рут Майерс должна была опираться на роман. Филип Пулман представляет Колтер как изящную гламурную диву. Дизайнер решила использовать в создании костюма образы Марлен Дитрих и Греты Гарбо.
В некоторых сценах Рут предложила Кидман очень откровенные наряды, такие как прозрачное обтягивающее платье в пол, которое она продемонстрировала в первом же кадре. Позже Николь признавалась в интервью, что жутко стеснялась выходить в нем и никогда не решилась бы примерить образ в жизни.
Мишель Пфайффер, «Звездная пыль»
Год выхода: 2007.
Режиссер: Мэттью Вон.
Художник по костюмам: Сэмми Шелдон.
Роль: в фильме по одноименному роману Нила Геймана Мишель Пфайффер досталась роль колдуньи Ламии. Сначала мы видим ее в образе отвратительной старухи, но потом на время ведьма возвращает свою красоту.
Образ: автор нарядов Сэмми Шелдон известен нам по работам над костюмами для фильмов «V значит Вендетта» и «Игра в имитацию». В «Звездной пыли» перед ним стояла задача создать сказочный мир и проработать каждый образ в соответствии с романом. Наряд главной злодейки, которая очень дорожит своей внешностью, подчеркивает прелести, ради сохранения которых на долгие годы Ламия и лезет из кожи вон весь фильм.
Здесь мы видим тонкую талию в корсете, женственную пышную юбку и, конечно, шикарное декольте. Изысканности и богатства платьям добавляет ручная вышивка. Над ней работала известная голливудская вышивальщица Мишель Каррагер, получившая в 2012 году «Эмми» за костюмы для «Игры престолов».
Моника Беллуччи, «Братья Гримм»
Год выхода: 2005.
Режиссер: Терри Гиллиам.
Художник по костюмам: Габриэлла Пискуччини.
Роль: прообразом зеркальной королевы, которую сыграла Моника Беллуччи, стала графиня Елизавета Батори, которая ради сохранения молодости пила кровь юных девушек. По словам актрисы, воплотить этот образ ей было непросто, ведь она не представляет, что ради красоты можно идти на такие жертвы. Кстати, в разное время на эту роль претендовали Ума Турман и Николь Кидман.
Образ: своими великолепными нарядами зловещая королева обязана одному из самых известных художников по костюмам Габриэлле Пискуччини. Ее называют главной сказочницей Голливуда. Платья Моники и вправду волшебные. За весь фильм Беллуччи предстает перед нами всего в двух образах — свадебном наряде и шикарном бордовом платье.
Первое напоминает скорее византийский костюм, а второе сочетает в себе некоторые черты костюма раннего Средневековья и Ренессанса — здесь одновременно присутствуют и обтягивающий лиф со шнуровкой, и воротник-стойка, и удлиненные рукава.
Кстати, вместо сережек героиня Моники носит каффы. Ими было решено заменить серьги, так как последние должны были быть настолько длинными, что актриса стала опасаться за свои уши.
Тильда Суинтон, «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»
Год выхода: 2005.
Режиссер: Эндрю Адамсон.
Художник по костюмам: Айзис Массенден.
Роль: изначально планировалось, что роль Белой Колдуньи (Джадис) сыграет Мишель Пфайффер. Однако семейные обстоятельства вынудили актрису отказаться от участия в проекте. В картину пригласили британку Тильду Суинтон. Выбор режиссера, надо сказать, вызвал волну негодования у поклонников произведения, ведь в книгах героиня описывается как черноволосая амазонка. Однако режиссер признался, что видел в этом образе лишь женщину арийского типа.
Образ: Айзис Массенден и режиссер фильма пришли к идее изображать наряды королевы не как одежду, а как что-то, органически связанное с природой, ведь Джадис — часть Нарнии. Для достижения этого эффекта при пошиве платьев использовался особый крой и фактуры. Ткань изготавливалась вручную по технологии, при которой на нижний слой прикреплялись фрагменты шерсти и шелка.
Верхним слоем было кружево, расшитое вручную. Всего за фильм Джадис меняет семь нарядов, первые пять почти одинаковые, различающиеся по цвету и накидкам (это символизирует стабильность королевского статуса), шестой отличается кроем и имеет темный цвет (он появляется в момент жертвоприношения Аслана), последнее — это костюм женщины-воина (в нем Джадис принимает участие в финальной битве).
Гленн Клоуз, «101 далматинец», «102 далматинца»
Год создания: 1996, 2000.
Режиссер: Стивен Херек, Кевин Лима.
Художник по костюмам: Энтони Пауэлл.
Роль: можно ли представить в образе Стервеллы другую актрису? Нет! Гленн Клоуз удалось создать удивительный, гармоничный и драматичный образ стильной злодейки. Именно поэтому, снимая продолжение фильма «101 далматинец», создатели вновь позвали именно эту актрису.
Образ: киновоплощение Стервеллы во многом напоминает нам образ злодейки из одноименного мультфильма 1961 года. Там поклонница мехов выглядит как высокая, стройная дама с серым цветом кожи и страстью к эпатажным нарядам. Кстати, в книге Доди Смит, по которой был снят мультфильм, она описана совершенно иначе: у Де Виль смуглая кожа, зеленое атласное платье, а волосы, четко разделенные на черную и белую стороны, собраны в тугой пучок.
Создатели киноверсии первоисточник также проигнорировали, оставив лишь идею черно-белой прически. Наряды Стервеллы, разработанные Энтони Пауэллом, также опираются на анимационную версию: платья по фигуре, длинные меховые шубы, обилие украшений. Стиль леди Де Виль можно описать словосочетанием «эпатажная классика». Все наряды выдержаны в драматичной цветовой гамме, в которой доминируют черный, белый и красный.
При этом в фильме «101 далматинец» преобладает именно черно-белые оттенки; в продолжении же гардероб пополняется большим количеством алых нарядов. Также в образах активно эксплуатируются животные принты, что неудивительно, учитывая любовь героини к мехам. На эту страсть намекают также аксессуары, дополняющие костюмы: брошь в форме клыка, ожерелья с перьями и многие другие.
Ума Турман, «Бэтмен и Робин»
Год выхода: 1997.
Режиссер: Джоэл Шумахер.
Художник по костюмам: Ингрид Феррин, Роберт Туртуриче.
Роль: в четвертой экранизации комикса про Бэтмена его соперницей стала героиня по кличке Ядовитый Плющ. Несмотря на то, что фильм получил немало негативных оценок, образ злодейки, созданный Умой Турман, многим запал в душу. Вначале Памела Лилиан Айсли — доктор, помешанный на растениях. Позже она становится их покровительницей.
Образ: героиня Умы обладает способностью зачаровывать мужчин при помощи ядовитой пыльцы. Но, честно говоря, глядя на Уму в костюме Плюща, возникает ощущение, что она и без специальных ухищрений сможет справиться с этой задачей. Зеленый обтягивающий костюм, подчеркивающий сексуальные изгибы тела актрисы, яркий макияж, рыжая копна волос…
В общем, актриса стала шикарным олицетворением графического образа Плюща, созданного в комиксах.