Вредное кино: фильмы, по которым нельзя изучать историю моды
Фото

кадр из фильма

Рассматривать эволюцию женского платья лучше всего на примерах исторических фильмов. Вот только нужно быть осторожнее, потому что далеко не всегда режиссеры утруждают себя воссозданием эпохи во всех ее модных деталях.

«Клеопатра», 1963 год

История костюма в кино. Клеопатра
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Джозеф Лео Манкевич, Рубен Мамулян, Дэррил Ф. Занук.

Художники по костюмам: Оливер Мессель, Витторио Нино Новарезе, Рени.

Начинать изучение истории женского костюма нужно с Древнего Египта. Но не стоит делать это на примере фильма «Клеопатра» с блистательной Элизабет Тейлор в главной роли. Образ царицы Египта в исполнении этой звезды получился действительно очень ярким и запоминающимся, но, к сожалению, историчностью он не отличается.

Мы не будем рассуждать о том, насколько достоверен тот факт, что Клеопатра была красавицей (читайте также: Ее считали самой красивой царицей: как на самом деле выглядела Клеопатра — вы будете в ужасе). Сохранившиеся ее описания указывают на явные различия с внешностью Элизабет… Но все-таки в центре нашего внимания — наряды героини.

История костюма в кино. Клеопатра
На голове у царицы Египта головной убор в стиле 50-х годов ХХ века
Фото
кадр из фильма

За фильм Клеопатра 65 раз меняла платья, которые были разработаны дизайнером Ирен Шафф. Последняя в итоге получила «Оскар» за свои творения. С точки зрения художественной ценности платья, изготовленные для Тейлор, просто великолепны: шикарная отделка, аксессуары, идеально сидящие фасоны. Но с точки зрения исторических реалий складывается впечатление, что костюмеры об одежде этого периода имели весьма поверхностное представление.

История костюма в кино. Клеопатра
Вместо прямого калазириса Элизабет носит платья, подчеркивающие ее осиную талию
Фото
кадр из фильма

Создав ряд достоверных элементов гардероба, таких как массивные шейные украшения и головные уборы Клеопатры, на платьях они решили дать волю фантазии. Все наряды Элизабет приталенные, имеют глубокие декольте и расклешенные юбки. А между тем в Древнем Египте на протяжении всей его истории основным типом одежды у женщин был узкий сарафан, плотно облегавший тело. Назывался он калазирис. Этот сарафан держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек.

В таком наряде грудь женщины оставалась обнаженной, возможно, именно это отвратило художников по костюмам от воссоздания реальных нарядов египтянок. Формы Элизабет они от зрителя не утаили, но при этом обошлись полунамеками.

История костюма в кино. Клеопатра
Более достоверный наряд можно увидеть у служанки на заднем плане
Фото
кадр из фильма

«Александр», 2004 год

История костюма в кино. Александр
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Оливер Стоун.

Художник по костюмам: Дженни Беван.

Тот факт, что Анджелина Джоли в роли матери Александра Македонского совершенно ослепительна, не вызывает сомнений. И властный взгляд, и королевская стать — все в ней идеально. Видимо, именно чтобы подчеркнуть эту стать, создатели фильма и пошли на некоторые исторические неточности в области костюма. Разумеется, если бы костюмеры облачили Джоли в наряд, который полагалось носить древнегреческой женщине, формы актрисы просматривались бы вовсе не так рельефно.

Дело в том, что главной отличительной чертой древнегреческого костюма, как архаического, так и эллинистического периода, который описан в фильме, было отсутствие скроенной и сшитой одежды. Кусок ткани, в который облачались греки, искусно драпировался, образуя множество складок. На плечах наряд крепился специальными фибулами. Плюс ко всему поверх хитона женщины носили пеплос — более широкий и длинный отрез ткани, тоже задрапированный.

История костюма в кино. Александр
Платья Олимпиады сшиты по бокам, хотя древние греки не носили скроенную одежду
Фото
кадр из фильма

Для Олимпиады в фильме костюмеры придумали компромиссный вариант. Они решили не укутывать тело звезды по всем правилам, а лишь сделали намек на драпировку, а по бокам платье просто сшили. В результате наряду и не пригодились ни фибулы, закрепляющие куски ткани, ни пояс, который бы поддерживал форму. А вот без пояса бы знатная женщина вряд ли позволила бы себе выйти из дома. Не подвязывать хитон в Греции могли только танцовщицы.

История костюма в кино. Александр
Наряды имитируют драпировку, но выглядит она не слишком убедительно
Фото
кадр из фильма

Но нужно отдать должное создателям фильма. Некоторые детали они все-таки воспроизвели достоверно. Историчен цвет платьев Олимпиады. Знатные женщины в Греции действительно носили белые и пурпурные наряды, отделанные по краю каймой. Достоверен также факт использования героиней кафф вместо сережек. В то время этот аксессуар был широко распространен.

История костюма в кино. Александр
В ушах Олимпиады мы видим кафф, и это – достоверная деталь!
Фото
кадр из фильма

«Первый рыцарь», 1995 год

История костюма в кино. Первый рыцарь
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Джерри Цукер.

Художник по костюмам: Нана Чекки.

В потрясающе романтичном фильме о рыцарях и прекрасных дамах нам рассказывают историю легендарного Камелота. Согласно исследованиям историка Кристофера Гидлоу, он располагался в графстве Чешир на западе Англии в V–VI веках н.э. И несмотря на то что события и персонажи, о которых идет речь, практически мифические, рассматривать их все-таки нужно в контексте исторических реалий. Как же одевались женщины в эпоху раннего Средневековья?

В этот период культ тела, культивируемый в период античности, уступил место христианской традиции, которая это самое тело хотела как можно более тщательно замаскировать. Женщины носили максимально закрытую одежду, обязательно покрывали голову. Обычно костюм состоял из двух рубах — одна была покороче, другая подлиннее. Рубахи надевались одна поверх другой.

История костюма в кино. Первый рыцарь
В период, когда предположительно существовал Камелот, женщины носили не цельные платья, а рубахи разной длины
Фото
кадр из фильма

Итак, что же мы видим в гардеробе леди Гвиневеры? Во-первых, сразу же бросается в глаза ее «простоволосость». За весь фильм она ни разу не прикрыла голову. Конечно, по сюжету нам становится ясно, что девушка она боевая и никаких условностей не терпит. Но все-таки хотя бы на церемонии бракосочетания с королем в церкви какое-то покрывало накинуть на даму стоило.

История костюма в кино. Первый рыцарь
Непокрытая голова и шея привели бы девушку на костер
Фото
кадр из фильма

Что же касается платьев леди, тут все тоже очень «по мотивам» какого-то Средневековья. На Гвиневере мы видим грубо сшитые, приталенные платья с декольте, какие-то жилеточки и жакеты… В общем, к раннему Средневековью это никакого отношения не имеет. Видимо, создатели картины решили, что раз история легендарная, чего же с костюмами заморачиваться. Их Камелот получился действительно сказочным городом.

История костюма в кино. Первый рыцарь
На свадебную церемонию леди вряд ли явилась бы без покрывала на голове
Фото
кадр из фильма

«Три мушкетера», 1948 год

История костюма в кино. Три мушкетера
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Джордж Сидни.

Художник по костюмам: Уолтер Планкетт.

Положа руку на сердце, очень непросто выделить экранизацию бессмертного произведения Александра Дюма, претендующую на полную историчность с точки зрения костюмов (читайте также: Как в реальности выглядела Миледи и другие красавицы из романов Дюма). В любом из фильмов, которые нам известны, непременно встречаются какие-то недочеты с той или иной степенью грубости.

Однако попадаются костюмы, от которых очень сложно отвести изумленный взгляд. Только так — с удивлением, плавно перетекающим в иронию, можно смотреть «Три мушкетера» 1948 года.

История костюма в кино. Три мушкетера
Асимметричный воротник-стойка и шляпа а-ля Помпадур не имеют ничего общего с костюмом XVII века
Фото
кадр из фильма

В произведении четко прописана эпоха — Франция, XVII век. Время правления Людовика XIII. Более того, существуют довольно достоверные иллюстрации к книге, созданные Морисом Лелуара. С точки зрения костюма это было время, когда в чести была тонкая талия, корсеты и пышная юбка. Платья не были цельнокроеными и состояли из двух частей — нижнего платья котта и верхнего роба со шлейфом. Шляпы только начали входить в моду, и чаще всего дамы носили прически с прямым пробором и кудряшки по бокам.

История костюма в кино. Три мушкетера
В XVII веке женщины не носили короткий рукав
Фото
кадр из фильма

Даже беглого взгляда на иллюстрации Лелуара и схематического описания костюма той эпохи достаточно для того, чтобы одеяния Миледи в исполнении Ланы Тернер повергли зрителя в шок. Невероятное красное шифоновое платье с коротким рукавом, зеленое одеяние с брошью на груди и асиметричным воротником-стойкой, шляпы в стиле мадам Помпадур… Все это фильму можно было бы просить, будь он мюзиклом или комедией. Но нет, жанр заявлен как драма.

История костюма в кино. Три мушкетера
Наряд Миледи даже стилизацией сложно назвать, так как черт костюма той эпохи он не имеет
Фото
кадр из фильма

«Три мушкетера», 2013 год

История костюма в кино. Три мушкетера
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Сергей Жигунов.

Художник по костюмам: Татьяна Патрахальцева.

По сравнению с визуальным рядом картины 1948 года все более современные экранизации кажутся не такими уж ужасающими с точки зрения костюмов. Но придраться здесь тоже есть к чему. Возьмем, к примеру, один из недавних фильмов пера нашего соотечественника Сергея Жигунова. Художник по костюмам Татьяна Патрахальцева призналась, что в своей работе опиралась на известные книжные иллюстрации Мориса Лелуара 1894 года. На них костюмы действительно показаны достоверно, однако некоторых деталей, которые на самом деле очень важны, учтены все же не были.

История костюма в кино. Три мушкетера
Платье цельносшитое, хотя в те времена наряд дамы состоял из нескольких частей
Фото
кадр из фильма

Платья в то время не были единым целым с точки зрения кроя. Нижний котт представлял собой юбку и корсаж, а верхнее платье роб было распашным. Таким образом, нижнее платье было видно спереди, а по бокам оно обрамлялось полами верхнего. Обычно котт и роб были контрастных цветов. Что же мы видим на Анне Австрийской пера Татьяны Патрахальцевой?

На ней надето цельнокроенное платье, на талии у которого заметна некая имитация корсета. При этом юбка, которая должна расклешаться от талии, почему-то присборена ближе к бедрам королевы…

История костюма в кино. Три мушкетера
С таким декольте супруга не смогла бы появиться перед Людовиком XIII, который порицал обнажение груди
Фото
кадр из фильма

Еще одна историческая неточность, которая бросается в глаза, — бюст королевы. Разумеется, мы не будем спорить с создателями об историчности физиологических параметров, нас интересует совершенно другое. Дело в том, что во времена короля Людовика XIII при дворе не принято было носить слишком глубокое декольте и открытые плечи. Король был поборником визуальной нравственности, и известны случаи, когда даму не допускали на прием к Людовику, если ее грудь была слишком обнажена.

Этим фактом, надо сказать, пренебрегают буквально все режиссеры, принимающиеся за экранизацию «Трех мушкетеров». Видимо, им не хочется упускать случая продемонстрировать актрис во всей красе. Но Сергей Жигунов явно перестарался.

История костюма в кино. Три мушкетера
Как более историчный можно отметить наряд Миледи. Здесь есть намек на наличие котта и роба
Фото
кадр из фильма

«Мария-Антуанетта», 2006 год

История костюма в кино. Мария-Антуанетта
Фото
кадр из фильма

Режиссер: София Коппола.

Художник по костюмам: Милена Канонеро.

Наряды для биографической картины про Марию-Антуанетту пера Софии Копполы создавала легендарный художник по костюмам Милена Канонеро, обладательница сразу нескольких «Оскаров» (читайте также: Из ангела в демоны: за что на самом деле казнили Марию-Антуанетту). Один из них, кстати, она получила как раз за костюмы для «Марии-Антуанетты». Сразу хочется оговориться, что к работе мастера с точки зрения искусства претензий нет, и отбирать у нее «Оскар» руки не тянутся.

Киноакадемики редко принимают во внимание историчность костюмов, присуждая награду художникам. Яркий пример тому — фильм «Клеопатра», историчность которого мы уже обсудили. Его костюмы также получили в свое время золотую статуэтку.

История костюма в кино. Мария-Антуанетта
Перчатки митенки действительно были модны в XVIII веке, но вряд ли могли быть кислотно-розового цвета
Фото
кадр из фильма

Также и сама Милена в многочисленных интервью после выхода фильма неоднократно оговаривалась, что задача детально реконструировать костюм эпохи рококо перед ней не стояла. София Коплола призналась, что в фильме сознательно хочет столкнуть историю и реальность, чтобы людям было проще воспринимать его. В одной из сцен в подтверждение своих слов режиссер вместе с художником по костюмам решили немного пошутить. В момент примерки королевских туфелек в груде обуви мы можем заметить кеды Convers.

История костюма в кино. Мария-Антуанетта
Кеды на заднем плане режиссер оставил нарочно
Фото
кадр из фильма

Но нужно сказать, что в остальном фильм полностью претендует на жанр исторической драмы. В чем же заключается недостоверность костюма? При том, что крой платьев, напоминающих перевернутую рюмку, вполне историчен, выглядеть полностью достоверно костюмам мешает отсутствие характерной для рококо богатой отделки. Также смущают фактуры и цвета нарядов. И если о том, каким характером обладала королева и насколько достоверно он показан Копполой, можно спорить, то факт того, что Мария-Антуанетта едва ли могла носить пастельные, карамельные и цветочные платья, неоспорим.

История костюма в кино. Мария-Антуанетта
Цвета и отделка платьев королевы делают их скорее репликами эпохи, чем ее прямым цитированием
Фото
кадр из фильма

«Леди Гамильтон», 1941 год

История костюма в кино. Леди Гамильтон
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Александр Корда.

Художник по костюмам: Лайл Р. Вилер.

Фильм о легендарной обольстительнице в исполнении Вивьен Ли вышел на экраны вскоре после принесших актрисе оглушительную славу «Унесенных ветром». Возможно, именно поэтому леди Гамильтон в этой биографической картине уж очень напоминает Скарлетт О'Хару. Но если упрекать создателей в неточности воспроизведения характера персонажа довольно сложно, просчеты художников по костюмам заметить не составляет труда даже человеку, в истории моды несведущему.

История костюма в кино. Леди Гамильтон
В сцене знакомства с Гамильтоном (1786 год) юная Эмма еще могла быть одета в пышное платье
Фото
кадр из фильма

В фильме от лица самой леди Гамильтон, оказавшейся на обочине жизни, мы узнаем историю ее блистательного прошлого, которая начинается со знакомства Эммы Харт с ее будущим супругом — британским послом Уильямом Гамильтоном. Происходит это в 1786 году. В кадре мы видим девушку, одетую в лучших модных традициях начала и середины XVIII века.

Образ Эммы буквально срисован с картин Джорджа Ромни, которые датируются примерно 1782−1785 годами. На ней платье с пышной юбкой, корсетом, широкополая шляпа. Вроде бы все на месте. Но создатели фильма не учли того факта, что мода в это время менялась очень стремительно и уже к концу XVIII века на смену помпезному рококо пришел романтичный ампир.

История костюма в кино. Леди Гамильтон
Эмма продолжает придерживаться стиля рококо в то время, как на дворе давно ампир
Фото
кадр из фильма

Платья в стиле ампир имели завышенную талию, прямую юбку и должны были напоминать одеяния греческих богинь. Но в фильме мы видим, что Эмма Гамильтон, ставшая уже особой, приближенной к самой королеве, и имевшая славу первой модницы, продолжает щеголять в морально устаревших кринолинах и причудливых шляпах. Такие же продвинутые наряды, кстати, носит и королева.

Тут создателям фильма удалось соблюсти исторические реалии. Ходили слухи, что между Эммой и Марией Каролиной Австрийской была настолько тесная дружба, что без совета леди Гамильтон королевская особа не шила ни одного наряда.

История костюма в кино. Леди Гамильтон
Шляпу известной модницы середины XVIII века маркизы де Помпадур в начале XIX века леди Гамильтон вряд ли бы надела
Фото
кадр из фильма

«Гордость и предубеждение», 1940 год

История костюма в кино. Гордость и предубежденье
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Роберт Зиглер Леонард.

Художник по костюмам: Адриан.

К экранизации романа Джейн Остин 1940 года можно предъявить немало претензий. Сюжет создатели фильма серьезно урезали и переписали. Получилась типичная голливудская мелодрама. Но, пожалуй, это режиссеру все-таки можно простить, поскольку фильм снят по мотивам бессмертного произведения, а это подразумевает различные сюжетные вольности. А вот костюмы, которые создал великий Адриан, не выдерживают никакой критики.

История костюма в кино. Гордость и предубежденье
Дамы семейства Беннет демонстрируют нам платья конца XIX века, хотя действие разворачивается в конце XVIII
Фото
кадр из фильма

Все мы знаем, что события в книге разворачиваются в самом конце XVIII века, когда умами модниц завладел стиль ампир. Если в фильме «Леди Гамильтон» 1939 года, который также повествует об этом периоде, мы видели Вивьен Ли в морально устаревших нарядах эпохи рококо, то здесь Элизабет и ее сестры явно опережают свою эпоху. На дамах платья с пышными юбками, корсетами и обилием ленточек. А между тем подобный крой вернулся в моду лишь в середине XIX века.

История костюма в кино. Гордость ипредубежденье
Зачем утягивать корсет на талии, если в этот период она стала завышенной?
Фото
кадр из фильма

Говорят, что в те времена ходили слухи, будто в фильме использованы костюмы из «Унесенных ветром» с Вивьен Ли. Художник по костюмам решил их только слегка изменить, вместо того чтобы создать для героинь исторически достоверные платья с завышенной талией. Это, конечно, всего лишь слухи. Но они явно небеспочвенны!

История костюма в кино. Гордость ипредубежденье
Дамы, бесспорно, были бы шикарны в массовке фильма «Унесенные ветром»
Фото
кадр из фильма

«Гордость и предубеждение», 2005 год

История костюма в кино. Гордость и предубежденье
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Джо Райт.

Художник по костюмам: Жаклин Дюрран.

Экранизация Джо Райта с Кирой Найтли в главной роли, безусловно, более исторична, чем фильм 1941 года. Но упрекнуть режиссера все-таки можно. Если этот фильм увидит человек, не знакомый с подходом Джо Райта к костюмам, он посчитает, что дамы в конце XVIII века на самом деле носили платья, похожие на робы. Все дело в том, что этот режиссер, принимаясь за экранизацию исторических произведений, не ставит перед собой задачу максимально точно реконструировать эпоху. Сохраняя в костюмах основные черты, он максимально упрощает их, делая несколько схематичными.

История костюма в кино. Гордость и предубежденье
Платья у девиц Беннет скроены в ампирном стиле, но уж очень они схематичны
Фото
кадр из фильма

Элизабет Беннет, несмотря на то что семья ее была бедна и жили они в деревне, все-таки была аристократкой. И вряд ли она бы позволила себе выходить в общество и визитировать соседей в откровенных лохмотьях. К сожалению, другого более точного слова для описания платья, в котором Лиззи приходит навестить свою сестру в дом Бингли, подобрать не могу.

История костюма в кино. Гордость и предубежденье
Возможно, бальные платья каждый день Лиззи и не носила, но прийти в дом Дарси в ночнушке...
Фото
кадр из фильма

Смущает также полное отсутствие оформленных причесок, аксессуаров и украшений. Причем если в повседневной жизни это еще как-то можно оправдать, все-таки девушки живут в деревне… То для бала, наверное, девицы на выданье могли бы нарядиться более богато.

Так или иначе, хочется похвалить художника по костюмам за верно переданный ампирный крой платьев и успокоить поклонниц романа, которые после этой экранизации решили, что не такой уж романтичной с визуальной точки зрения была эта эпоха. Бантики и рюшечки были барышням не чужды. Это все выдумки Джо Райта!

История костюма в кино. Гордость и предубежденье
На бал девиц, конечно, принарядили, но без фанатизма
Фото
кадр из фильма

«Анна Каренина», 1935 год

История костюма в кино.Анна Каренина
Фото
кадр из фильма

Режиссер: Кларенс Браун.

Художник по костюмам: Адриан.

Гардероб для Греты Гарбо в роли Анны Карениной создавал легендарный художник по костюмам Адриан. Признаться честно, идея утопить Гарбо в рюшах и лентах не кажется самой удачной. Подобная мишура не стыкуется с образом этой кинодивы, о чем много говорили современники фильма. И ладно бы подобных дизайнерских решений от художника требовала необходимость реконструировать эпоху. Так ведь нет же, костюмы созданы более чем по мотивам модных тенденций конца XIX века.

История костюма в кино.Анна Каренина
Этот кадр больше напоминает сцену из «Титаника» на лестнице, причем и по костюмам тоже
Фото
кадр из фильма

Лев Толстой писал «Анну Каренину» в 1873–1877 годах. В это время в области костюма правили бал турнюры. Платья не были пышными, но сзади под подолом располагался специальный каркас с подушечкой, благодаря которой формы дам выглядели более аппетитно. Именно это приспособление и носило название «турнюр». К сожалению, увидеть, как это выглядело, на примере работ Адриана нельзя.

История костюма в кино.Анна Каренина
Платья Анны трудно отнести к какой-либо эпохе
Фото
кадр из фильма

Анна Каренина одета в платья, крой которых трудно отнести к какой-то определенной эпохе. На балу она появляется в черном платье, имеющем одновременно черты ампира и кроя 2о-х годов ХХ века. Некоторые наряды снабжены шлейфом, но, увы, турнюра, без которого дама в конце XIX века не появилась бы в свете, они лишены. Адриан известен своей нелюбовью к дословному цитированию эпохи, поэтому осуждать его сложно. Но знать, что Анна Каренина одевалась совершенно иначе, нужно.

История костюма в кино.Анна Каренина
Грета Гарбо буквально утонула в обилии рюш
Фото
кадр из фильма