Годы Второй мировой войны — это время, когда мода переживала глубокий кризис и переоценку ценностей. Этим фактом никого не удивить, ведь совершенно очевидно, что приоритеты были расставлены совершенно иначе. Однако неверным будет и утверждение о том, что моды тогда не было вовсе: жизнь продолжалась, женщины оставались женщинами, и желание наряжаться никуда не ушло, просто процесс его реализации заметно усложнился. Ткани стали дефицитом, а поводов для выгула нарядов было решительно мало. Однако некоторые жизненные обстоятельства по-прежнему требовали особенных нарядов. Невесты хотели быть красивыми во все времена (читайте также: Красота неземная: как изменилось свадебное платье за 100 лет).
Предлагаем увидеть, как выглядели модные свадебные платья начала 1940-х. Разумеется, позволить их себе могли только состоятельные невесты, проживающие в Европе и США. Нашим бабушкам о таком великолепии оставалось только мечтать, сооружая модные аналоги своими руками. О них тоже подробно расскажем.
Модная невеста 1940-х
В Европе и США свадебная мода начала 1940-х находилась под влиянием предшествующего десятилетия. В 1930-е Мадлен Вионне изобрела крой по косой, благодаря чему появилась возможность шить платья, довольно плотно облегающие фигуру, используя при этом тонкие ткани — шелк, атлас. Теперь материал мог струиться, создавая изящные воланы и драпировки. Свадебная мода все это взяла на вооружение. Платья 1940-х годов преимущественно шились из атласа, были длинными и струящимися, имели мягкие и слегка расширенные рукава (фото 1, 2). Однако суровое военное время внесло свои коррективы. Мода испытала сильное милитари-влияние, став заметно строже: линия плеча приобрела жесткость, вырезы стремились к четкой геометрии, появились отсылки к теме военной формы. В свадебной моде все это тоже нашло отражение. Чаще стали встречаться платья с отложными воротниками и рядами пуговиц, ассоциирующимися с мундиром (фото 5).
Обязательными элементами оставались букет, венок и длинная фата. Модные журналы предлагали дамам альтернативу в виде шляпок, но решались на них только самые продвинутые невесты (фото 4). Все дело в том, что венок из цветков апельсина — флердоранж — с давних пор считался непременным атрибутом невесты, символизирующим ее чистоту и невинность. Разумеется, чаще всего он был искусственным и лишь имитировал цветущий апельсин (фото 3).
К 1945 году свадебное платье продвинутой невесты должно было сочетать элементы ретро и новые веяния. Могли появляться короткие рукава, воротнички, длинные вереницы пуговиц, но традиции по-прежнему соблюдались неукоснительно (фото 5). Платье всегда было белым, шилось из атласа и обязательно сопровождалось венком и букетом, которые визуально цитировали друг друга. Таким образом, если на голове был венок из цветков апельсина, имеющих остренькие листочки, в руках непременно должен был оказаться аналогичный по флоральной геометрии букет.
Роскошь не для всех
Мода модой, а время было суровое. Разумеется, всю эту красоту в полном комплекте могли себе позволить лишь избранные: наследницы промышленных империй, аристократки и актрисы (читайте также: Как в кино! 40 роскошных свадебных платьев из знаменитых фильмов). Простым девушкам о таких подвенечных образах оставалось только мечтать. Исключения были редки. Например, в некоторых странах женщинам-военнослужащим в рамках определенных пропагандистских программ предоставлялась возможность получить подвенечный образ совершенно бесплатно (фото 6). Однако не стоит думать, что подобные акции были частыми и повсеместными. В основном девушки, которые служили на фронте, выходили замуж в том, что было под рукой (фото 7). Собственно, как и большинство простых женщин.
Девушки, имеющие отношение к армии, часто выбирали в качестве свадебной парадную форменную одежду, дополняя ее скромным букетиком или бутоньеркой. Кстати, богатые и знаменитые невесты тоже порой следовали их аскетичному примеру. Например, голливудская дива Ава Гарднер, выходившая замуж в 1942 году, остановила своей выбор на скромной церемонии, а из подвенечных атрибутов на ней были лишь фата и бутоньерка (фото 8). Чаще всего встречались решения компромиссные: невеста шила скоромное белое платье или модернизировала в духе времени то, что досталось от мамы или бабушки. В этой ситуации огромное значение приобрели аксессуары. Именно венок, фата и букет становились теперь главными подвенечными символами.
Советская невеста
Непременное наличие флердоранжа, фаты и букета — это именно те приметы, которые роднили советскую невесту с ее западными подругами по счастью. О том, какие свадебные платья нынче носят в Европе, наши женщины, разумеется, никакого представления не имели. До них доносились лишь какие-то модные отголоски, да и те с заметным опозданием. В результате образ советской невесты приобрел ряд весьма забавных черт.
Так как настоящее свадебное платье мало кто мог себе позволить, вся модно-традиционная нагрузка легла на аксессуары: венок, фату и букет.
Чаще всего девушки использовали в качестве свадебного платья самое нарядное из повседневных или перешивали мамину ретромодель (фото 9), но никогда не пренебрегали венком и фатой (фото 10), ведь теперь именно они брали на себя весь груз модно-сакральной ответственности. Атрибуты эти часто передавались по наследству, из-за чего выглядели подчеркнуто архаично и с выбранным платьем сочетались весьма условно (фото 11).
Можно выделить три типичных варианта подвенечных образов советских невест 1940-х годов:
Модный аскетизм и никаких традиций. Такие невесты выбирали лаконичное повседневное платье и добавляли к нему минимум свадебной атрибутики или избегали ее вовсе. Такое модное поведение было больше характерно для городских жительниц.
С миру по нитке. Самый распространенный вариант — сочетание более или менее нарядного и подходящего по цвету платья с традиционной атрибутикой. Здесь могли быть разные варианты: от адекватных до тех, которые сейчас неизбежно вызывают улыбку. Например, когда ситцевое платье длиной по колено сочеталось с бабушкиным «флердоранжем» и фатой до пят. Этот вариант типичен для выходцев из деревни, недавно переехавших в город.
На поводу у традиций. Были и невесты, которым очень хотелось соблюсти все условности. Часто на этом настаивали родители. Тогда в ход шло все содержимое бабушкиного сундука. Иногда платья полностью перешивались, но чаще просто подгонялись по фигуре. К полному соблюдению традиций и модной преемственности поколений были склонны жители деревни.
На самом деле объединяла советских невест с западными не только верность традиционным модно-свадебным атрибутам, все они хотели в этот день быть самыми красивыми, счастливыми и верили в светлое будущее без войн и лишений.
В галерее вы найдете много вдохновляющих кадров с реальных свадеб того времени: простых людей, военных, политиков, актеров и актрис. Есть даже подвенечный образ Мэрилин Монро! Кстати, самая сексуальная голливудская блондинка на тот момент имела другой цвет волос и вообще выглядела не такой, какой мы привыкли ее видеть (читайте также: Неподражаемая: Мэрилин Монро и ее 20 образов в стиле секси-богиня). Первый брак Мэрилин был заключен в самый разгар войны. В 1942 году она вышла замуж за офицера полиции Джима Доггерти. Стоит отметить, что, будучи невестой, Монро примкнула в отряду модных традиционалисток: ее образ — квинтэссенция классических представлений об идеальном подвенечном наряде 1940-х.