Но модники всегда были падки на подобные экстравагантности в погоне за неповторимыми образами. Например, много веков назад все поголовно носили огромные воротники. Правда, тогда дело было не только в желании выделиться. В сегодняшнем материале разбираемся, почему в старину неудобный воротник находился на пике моды.
Захват Европы
Знатные особы эпохи Возрождения изображены на полотнах с гордо поднятой головой, как будто лежащей на большом блюдце. Такое блюдце во всех странах называли по-разному: в Англии — рафф, во Франции — фреза, в Испании — горгера или лечугилья. А из-за того, что эта вещица располагала немалыми габаритами и не давала возможности даже повернуть голову, то обзавелась еще одним интересным названием — «мельничный жернов».
По легенде, в XVI веке некая знатная испанка обмотала свою некрасивую шею охапкой кружев — так и появился большой круглый воротник (читайте также: Дело не в возрасте: 20 звезд с морщинистыми шеями). Диковинный аксессуар привлек много внимания и по итогу захватил всю Европу. Со временем горгера трансформировалась: добавились трубчатые складки, увеличился размер, а для более огромных моделей, которые достигали 30 см, придумали проволочный каркас.
Украшаем образы сегодня:
Эксперименты
Рафф делали из одного или нескольких слоев ткани или кружев, а складки создавали с помощью деревянных палочек. Когда голландка Данген ван Плесс продемонстрировала английской королеве Елизавете I способности крахмала, то аксессуар стал еще более востребованным. Если обычный воротник терял форму из-за ветра или тепла тела, то накрахмаленный выдерживал даже проливной дождь.
Для изготовления брали то же полотно ткани, щедро смазывали крахмалом, спрессовывали, затем высушивали и гофрировали, закрепляя ткань на каркас — только тогда получалась заветная форма. Укладывать пышные складки горгеры было намного легче, ведь та же голландка ван Плесс придумала плойку.
Эксперименты продолжались: из-за того, что крахмал был желтоватым, воротники получались кремового цвета. Для разнообразия европейские модники начали подкрашивать его различными красителями: шафран, например, придавал золотистый оттенок, а кашинель — красный.
Зачем носили?
В эпоху Возрождения, когда человек осмыслял себя как наивысшую ценность, а уникальность была важнее всего, гигантские нарядные воротники как нельзя лучше привлекали к фигуре внимание и подчеркивали ее своеобразие. Однако были и другие причины.
Рафф демонстрировал статус и богатство, ведь позволить его могли единицы: крахмал, ткань, а уж тем более кружева были недешевыми, да и изготовление требовало затрат (читайте также: Секрет раскрыт: 5 способов выглядеть дорого каждый день — они изменят ваш стиль). К тому же если человек приобретал «мельничный жернов», то ему явно не требовалось работать, ведь двигаться в нем было невозможно. Это же вынуждало владельцев постоянно держать осанку и манерно приподнимать подбородок, что говорило об их высоком положении.
Кстати, именно это неудобство способствовало распространению столовых приборов в Европе. Обилие жестких кружев не позволяло шевелить головой, из-за чего богатым особам во время трапезы приходилось пользоваться вилкой. Если с вилки что-то падало, то вероятнее всего попадало на воротник. Тогда слуги снимали копну ткани с господина, стирали, заново крахмалили и гладили.
Красота и голод
Крахмал, который использовали для создания желанной формы, делался из пшеницы. А так как габариты аксессуара были велики, то и золотистых зерен затрачивали выше нормы. Со временем запасы пшеницы истощались, в результате чего крестьяне попросту оставались без еды. Некоторые европейские страны, мыслители и даже церковь выступали против перевода зерна на горгеры, но спрос исчез еще нескоро.
«Разве это не очень прискорбно, что мы тратим крахмал на проявление тщеславия и гордости, которые утолят голод многих, голодающих на улицах из-за отсутствия хлеба?» — говорил английский министр Уильям Сесил, надевая на королеву Елизавету I модный воротник. Но монаршая особа оставила его без ответа.
В последующие годы рафф изменялся еще множество раз: то поднимался до самых ушей, то опускался на плечи. Наконец воротники постепенно начали уменьшаться в размерах и их даже перестали крахмалить. Такие бесформенные рюши больше никого привлекали, и в XVII веке о гигантских украшениях все благополучно забыли, а на их смену пришли доступные и привычные всем нам галстуки и платки.