Мадам Гре — имя, которое сегодня помнят лишь студенты академий искусств и преданные фанаты моды. Но в годы, когда ее карьера была на пике, творения дизайнера носили знаменитости, а ее платья становились произведениями искусства. Уникальная способность кутюрье работать с тканью так, будто она создает скульптуру, подарила Мадам Гре прозвище «королевы драпировок» и статус одного из величайших модельеров ХХ века.
Несмотря на все достижения, она оставалась почти неизвестной за пределами мира моды. Ее имя не звучало в светских хрониках, и сама она избегала любых публичных проявлений. В конце концов, после блестящей карьеры, о которой мечтали многие, мадам Гре ушла в тень, а ее имя практически исчезло из истории.
Как так получилось, что женщина, чьи работы вдохновляли великих дизайнеров, оказалась в тени? И почему гениальное творчество, которое навсегда изменило модную индустрию, так и не получило должного признания?
Жермен Эмили Кребс, которую мир позже узнает под именем Мадам Гре, родилась в Париже в 1903 году. С самого детства она увлекалась творчеством и мечтала стать то балериной, то актрисой, то художником. Но родители девушки настаивали на более практичной профессии, поэтому со временем выбор все-таки пал на мир моды (читайте также: Как помочь ребенку выбрать профессию: советы родителям).
Может быть интересно:
В 23 года Жермен устроилась на работу в Maison Premet. В нем она была помощницей закройщицы и познакомилась с основами шитья. Однако долго ее первая работа не продлилась, и спустя всего три месяца она уволилась из бренда.
После этого девушка продолжила пробовать себя в искусстве моды. Несколько лет она зарабатывала на продаже выкроек и шляпок, параллельно изучая ткани и технологии производства одежды. Немногим позже, в 1932 году, Жермен взяла свой первый псевдоним — Аликс, а затем основала бренд Alix Couture.
В годы существования модного бренда девушка постоянно экспериментировала с кроем и посадкой вещей. Хотя ее стиль был далек от трендов того времени, необычный подход довольно быстро дал первые плоды. В 1934 году ее работа впервые попала в журнал Vogue, а год спустя пришла настоящая известность.
Аликс заказала у специалистов по тканям особый материал — шелковый джерси. Это плотное трикотажное полотно, которое хорошо держит форму. Девушка считала, что только оно подходит для того, чтобы создать идеальные драпировки. Долго ждать, пока придет время опробовать технологию, не пришлось.
В 1935 году модельер создала театральные костюмы для сюрреалистической постановки по мотивам «Илиады». После выхода спектакля об Аликс заговорил весь Париж (читайте также: Почему парижанкам до 2013 года запрещали носить брюки).
В 1937 году девушка вышла замуж, и это событие подарило ей еще один псевдоним. Ее избранником стал русский художник Сергей Черевков, который обычно представлялся как Серж Гре. Их брак длился недолго. Вскоре после рождения дочери Сергей уехал в Полинезию, откуда так и не вернулся. Однако муж стал важной фигурой в биографии Аликс, ведь именно так на свет появилась Мадам Гре.
С этого момента ее популярность только росла. Клиентками дизайнера в разные годы становились герцогиня Виндзорская, Палома Пикассо, Грейс Келли, Марлен Дитрих и другие известнейшие женщины (читайте также: Сильные гены: как выглядят потомки княгини Монако Грейс Келли — вас это впечатлит).
Дело в том, что кутюрье не просто создавала платья — она придумывала образы, которые становились настоящими произведениями искусства. В ее руках ткань превращалась в легкую, воздушную и одновременно прочную, как камень, структуру.
Секрет творений Мадам Гре кроется в технике работы с материалом. Она никогда не использовала выкройки и вместо этого собирала наряд вручную и драпировала ткань прямо на моделях. А иногда работала с манекеном, прикалывая тысячи мельчайших складок булавками.
На подобные работы у дизайнера уходило до 300 часов. В то время подобного не делал никто, а потому ее сложные, но одновременно понятные вещи были обречены на популярность.
Однако успех Мадам Гре ждало серьезное испытание. В 1939 году Францию настигла Вторая мировая война. Мадам Гре не спешила покидать любимый Париж и даже выступила против оккупации. Для показа мод, который организовывали специально для немецких элит, она создала коллекцию в цветах французского флага.
Простить такую вольность ей не могли, поэтому дизайнеру пришлось закрыть дом моды и покинуть город вместе с дочерью. К слову, именно в годы вынужденной жизни на юге Франции Мадам Гре обзавелась культовым элементом своего стиля — тюрбаном.
По окончанию войны кутюрье вернулась в столицу и возобновила бренд. С этого момента началась вторая волна ее успеха. Вплоть до 80-х годов Мадам Гре активно работала над созданием одежды. К середине ХХ века ее дом моды стал одним из самых больших и востребованных в Париже. Помимо основной линейки кутюр, дизайнер начала создавать парфюм, а когда бешеную популярность набрал pret-a-porter, Мадам Гре запустила и его тоже.
Но годы войны и безденежья не могли пройти мимо. К 1980-му году интерес к творениям кутюрье начинает падать. Время изменилось и на смену изысканным работам Диора, Андре Куррежа и Живанши пришли новые силуэты Ральфа Лорена, Кельвина Кляйна и Жана-Поля Готье.
Выдержать такую конкуренцию дом Мадам Гре не мог. Сначала дизайнер продала парфюмерное производство, а затем пришлось отказаться и от всего бренда. В 1984 году его купил Бернар Тапи. Под руководством бизнесмена модный дом разорился и его пришлось закрыть навсегда.
Жизнь Мадам Гре закончилась в нищете. Судебные тяжбы из-за проблем с налогами в бренде лишили дизайнера последних денег. В 1993-м году дочь отправила модельера в дом престарелых на юге Франции, попутно создавая для прессы образ счастливой жизни ее матери.
Спустя недолгое время Мадам Гре скончалась в возрасте 89 лет. Однако мир узнал об этом лишь через год: дочь модельера подделывала ее подписи в документах и не спешила сообщить о смерти матери. По ее словам, она делала это из любви к Мадам Гре, потому что у нее не было денег, чтобы обеспечить достойные похороны.