Смертельно красивая расправа: как самые опасные украшения эпохи Возрождения убивали людей

Джереми Айронс в сериале «Борджиа»

Фото

Legion Media

Борджиа — испано-итальянский дворянский род, которому удалось удерживать влияние шесть веков подряд. Однако такое положение семья получила далеко не благодаря мудрым решениям или военному навыку. В истории род Борджиа печально известен своими ядовитыми украшениями. У членов семьи были перстни с потайными нишами для яда, который готовился по фамильному рецепту.

«Войны выигрываются не армиями и золотом, а поварами на кухнях и распорядителями званых обедов. Нужна малость — уметь влить в бочку меда каплю яда», — был уверен Родриго Борджиа, второй Папа Римский.

Действительно, все дела решались на званных обедах и ужинах. Семье достаточно было подлить гостю вина или подать бокал. Разговорчивые слуги, любовники, общение с которыми не принесет пользы, знакомые голубых кровей, священнослужители и даже рыцари — расправа над всеми была одинаковая, а жертв сотни.

Смертельно красивая расправа: как самые опасные украшения эпохи Возрождения убивали людей

Данте Габриэль Россетти. «Семья Борджиа». Картина из Музея Виктории и Альберта, изображающая Папу Александра VI, его сына Чезаре Борджиа и дочь Лукрецию Борджиа.

Фото

Legion Media

Для безопасных образов:

Одно из самых печально прославившихся ювелирных изделий принадлежало сыну Родриго Чезаре Борджиа (читайте также: Несло несчастья и смерть: этого украшения боялась вся королевская семья — а вы про него знали?). Отец самостоятельно придумал проект золотого перстня, забирающего жизни. Крышку ниши для яда украшали пять крупных и несколько маленьких алмазов рубинового цвета. Драгоценность считалась шедевром той эпохи, ведь камни были доведены до совершенства, что тогда было редкостью.

Но Чезаре постоянно держал перстень у себя далеко не из-за красоты или стоимости. В кольце под алмазами была специальная иголочка со смертельным ядом. Стоило лишь пожать кому-то руку, яд проникал в кожу жертвы.

Смертельно красивая расправа: как самые опасные украшения эпохи Возрождения убивали людей
Фото

Legion Media

Смертельно красивая расправа: как самые опасные украшения эпохи Возрождения убивали людей
Фото

Legion Media

Не менее темные слухи ходили и вокруг сестры Чезаре — Лукреции Борджиа. Через три столетия после ее смерти, образ был использован в пьесе Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», а также в одноименной опере, сочиненной Гаэтано Доницетти, известным итальянским композитором. Благодаря этим произведениям история так называемой «грешницы эпохи» стала известна на весь мир (читайте также: Графиня Батори, Влад Дракула и еще 8 самых страшных людей в истории, о которых сняли кино).

Смертельно красивая расправа: как самые опасные украшения эпохи Возрождения убивали людей

Чезаре Борджиа

Фото

Legion Media

Сегодня историки предполагают, что семья Борджиа пользовалась ядом «Контарелла», рецепт которого испокон веков передавался по наследству. Однако научных доказательств этому нет. Также существуют предположения, что при Родриго для изготовления «смертельного блюда» была даже оборудована специальная секретная лаборатория. Действие яда могло начаться как в течение пары дней, так и спустя месяцы. Все зависело от концентрации и количества.

Сам Папа Римский после одного из пиров около двух недель был в бреду с горячкой, после чего умер. Одна из версий смерти — Родриго случайно принял отраву из своей лаборатории: вполне вероятно, что кто-то из потенциальных жертв, подозревая заговор, подменил бокалы.

Смертельно красивая расправа: как самые опасные украшения эпохи Возрождения убивали людей

Папа Римский Александру VI или Родриго Борджиа

Фото

Legion Media

Смертельно красивая расправа: как самые опасные украшения эпохи Возрождения убивали людей

Папа Римский Александру VI или Родриго Борджиа

Фото

Legion Media

Сегодня сохранилась целая коллекция фамильных «смертельных» драгоценностей Борджиа. Однако история подобных драгоценностей началась не с дворянского рода. Кольца-медальоны появились далеко до нашей эры на Дальнем Востоке. Украшения использовали для хранения ценных вещей, взамен современной дамской сумочки.

Многие владельцы перстней хранили в них семейные реликвии и обереги, благовония, мощи, портреты партнеров и подобное.

Всплеск моды на подобные кольца повторно случился в викторианской Англии. Однако этика нового времени не допускала использовать драгоценности по их «ядовитому» назначению. В антикварных лавках до сих пор встречаются коллекционные экземпляры прошедшей эпохи.