Чтобы понять, что такое мода 1920-х годов, немного вспомним историю. Это десятилетие называют «безумным» или «ревущим»: оно началось с эйфории от окончания Первой мировой войны и закончилось серьезным экономическим кризисом — Великой депрессией. Краткий счастливый промежуток времени между этими двумя страшными мировыми потрясениями пробуждал в людях бурное, неудержимое желание жить. Жить в моменте, получать удовольствие и брать от жизни все, пока это еще возможно.
Отчаянное желание существовать по-новому диктовало свои условия. Усилившаяся эмансипация и интеграция женщин в ранее недоступные для них сферы деятельности привела к тому, что образ жизни горожанок сильно изменился. Стали доступнее автомобили, женщины впервые сели за руль. В моду вошел спорт и занятия на свежем воздухе. В домах и на улицах появилось электричество, и по вечерам девушки смело отправлялись на танцы в своих роскошных сверкающих нарядах.
Подвижный образ жизни требовал новых фасонов одежды. Тугие корсеты, стягивающие талию, и узкие юбки, сковывающие движения, стремительно выходили из моды (читайте также: как носить корсет и не выглядеть пошло: советы стилиста).
Утратили актуальность и длинные волосы: уходя на фронт в качестве сестер милосердия, женщины коротко остригали косы, и, оценив удобство таких причесок, уже не спешили отказываться от каре и боба в мирной жизни (читайте также: виды каре с фото: пошаговый мастер-класс стрижки дома).
В воздухе пахло свободой и юностью: победа в Первой мировой войне для США, Великобритании и Франции обещала эру экономического и политического подъема. Так возник знаменитый стиль ар-деко: шикарный и несколько фривольный, он впитал в себя влияние кубизма, конструктивизма и футуризма, тесно вплетаясь во все сферы общественной жизни. В одежде и аксессуарах — это геометрические принты, простой, часто ассиметричный крой ткани, контрастные детали, интерес к этническим элементам. Так, например, открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году породило в моде всеобщую египтоманию, а волна белой эмиграции после революции 1917 года разбудила интерес к русскому стилю.
Притягательность женщины двадцатых годов основывалась на парадоксальном сочетании сексуальной откровенности и подчеркнутой маскулинности: идеалом красоты считались худая мальчишеская фигура, сутулость, отсутствие женственных изгибов и форм. Теперь девушки перетягивали корсетами не талию, как раньше, а грудь, стремясь сделать туловище плоским, угловатым, геометрически вытянутым — как на картинах кубистов (вспомним, к примеру, работы Пикассо того периода). Мировая война закалила «слабый пол», превратив нежных и послушных барышень в дерзких, смелых и гордых особ, способных постоять за себя. Женщины стремились управлять не только автомобилем, но и собственной жизнью. Борясь за равноправие с мужчинами, они открыто курили (так вошли в моду изысканные дамские мундштуки и сигаретницы), не стесняясь, употребляли алкоголь, безудержно танцевали в ночных клубах и практиковали свободную любовь.
В каком-то смысле такое поведение, опять же, было продиктовано предшествующей войной: мужчины долго отсутствовали на полях сражений, погибали. Конкуренция подталкивала женщин к раскрепощению — юбки становились короче, вырезы глубже, а каблуки выше. Рукава на платьях и вовсе исчезли, оголив тонкие и хрупкие дамские плечи. Так появилось знаменитое платье-футляр Т-силуэта — с заниженной талией, свободного кроя, длиной, как правило, до середины икр. В 1926 году Коко Шанель с подачи других коллег-кутюрье «изобрела» маленькое черное платье (читайте также: 5 вещей, которые должны быть в гардеробе каждой девушки по мнению Коко Шанель).
Оставаясь «прекрасной половиной» человечества, женщины эпохи ар-деко обожали блеск и роскошь. То были весьма эстетичные времена — вспомним, например, как описывал их в своих произведениях Френсис Скотт Фицджеральд. «Эпоха Гэтсби» — это энергичные девушки-флэпперы, украшавшие платья блестящим стеклярусом; это джаз и фокстрот, это длинные нити бус, визуально вытягивающие силуэт; это изящные эгреты (декоративные броши для волос или шляпок) и налобные повязки, черепаховые гребни, украшенные искусственными камнями, и веера из перьев… Именно в 1920-е годы женщины стали носить наручные часы и красить ногти цветным лаком; именно в 1920-е стало модно выщипывать брови в тонкие ниточки и ярко красить глаза и губы, подражая любимым киноактрисам. Именно эти годы положили начало женским брючным костюмам и спортивной одежде.
Из обуви носили, как правило, туфли на ремешках или знаменитые двухцветные «оксфорды».
Короткую прическу удачно обрамляли шляпки-клош в форме колокольчика и кепки-восьмиклинки. Вечерние наряды сопровождали клатчами или мягкими сумками-конвертами, затягивающимися на шнурок. Среди украшений были популярны длинные серьги и маленькие «гвоздики», неразъемные браслеты носили по несколько штук одновременно. Повседневные наряды дополняли короткими бусами и маленькими брошами.
К концу десятилетия эмоциональная буря начала понемногу утихать. Вновь становились популярны длинные юбки и более облегающие силуэты. Декоративная яркость постепенно сдавала позиции, словно предчувствуя роковой крах Нью-Йоркской фондовой биржи. С приходом мирового экономического кризиса в моду стала возвращаться сдержанность и смутное ощущение неуверенности в завтрашнем дне.
Историк моды и основательница галереи-бутика винтажных украшений VintageDream