Ольга Спесивцева была одной из самых талантливых и противоречивых балерин XX века. Она родилась в семье небогатого театрального актера в 1895 году в Ростове-на-Дону, где было еще четверо детей. Увы, смерть главы семьи поставила мать, Устинью Марковну, в очень сложное положение, поэтому Ольга с братом и сестрой отправились в приют на полное содержание. Позже они втроем были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище.
Спесивцева завоевывала сердца своим упорством и талантом. Газеты писали о ней, как об одной из самых способных «дочерей Терпсихоры». Неудивительно, что после окончания училища в 1913 году Ольга была сразу приняла в Мариинский театр.
Если вам интересен балет:
Как и многие гениальные люди, Ольга Спесивцева страдала от эмоциональных переживаний: она была впечатлительной, склонной к депрессии и перепадам настроения. Ее было очень легко контролировать, а потому она вскоре попала под влияние Акима Волынского, балетного критика-модерниста, который стал ее гражданским мужем. Волынский поддерживал исключительно классический балет без новшеств и реформ, поэтому Ольга неоднократно отказывалась от ролей, которые не подходили под его стандарты.
Несмотря на неодобрение Волынского, Спесивцева вместе с балетной антипрезой «Русским балетом Дягилева» отправилась на гастроли в США. Ее сравнивали с Анной Павловой и Марией Тальони и потрясались ее красоте и легкости движений (читайте также: Отвергла всех: единственная любовь балерины Анны Павловой).
В 1917 году Спесивцева вернулась в Россию, где механизм революции уже не мог остановиться. Многие коллеги балерины эмигрировали, в стране царили голод, хаос и разруха. Спесивцева брала на себя репертуары всех больших артистов и работала в нечеловеческих условиях: театр не отапливался. Чрезмерная нагрузка в морозных условиях привела Ольгу к туберкулезу.
После окончания романа с Волынским жизнь сводила Ольгу с мужчинами, готовыми предоставлять ей все условия для жизни и работы. Чиновник Борис Каплун помог ей пройти лечение в Италии и оказывал поддержку, пока Ольга не отправилась в Париж под предлогом повторного лечения. Специально ради Ольги Спесивцевой была возрождена классическая постановка балета «Жизель» спустя полвека после последнего выступления. Говорили, будто Ольга была влюблена в главного балетмейстера Сержа Лифаря и страдала от неразделенных чувств, но однозначных доказательств тому нет.
Из Франции Ольга Спесивцева отправилась в Лондон, где новый агент и поклонник Леонард Джордж Браун предлагал ей гастроли по всему миру. Балерина работала на износ и танцевала так много, что могла забыть партию прямо на сцене. В эмиграции Спесивцева жила в разных странах, пытаясь найти себя и свое место в жизни. Она танцевала в различных труппах, но уже не могла достичь прежних высот из-за проблем с психикой и здоровьем.
Внезапная смерть Леонарда и неудавшийся брак с танцовщиком и педагогом Борисом Князевым стали последней каплей: Ольга потеряла память и попала в психиатрическую лечебницу под № 360446 (читайте также: Потерять карьеру и рассудок: судьбы известных балерин, которые не сложились).
Судьбе Ольги Спесивцевой поспособствовал американский танцовщик Дейл Ферн: он увидел балерину на потрете в образе Жизель, нашел ее в психиатрической клинике и начал регулярно навещать и писать письма. Отношение к Спесивцевой изменилось в лучшую сторону со стороны окружающих после того, как вскрылись подробности ее биографии.
После 20 лет в лечебнице она оказалась на ферме для эмигрантов под началом дочери Льва Толстого Александры. Несмотря на более комфортные условия жизни, визитеры, посещавшие балерину, говорили об одиночестве Ольги и чувстве безысходности, пронизавшей ее быт.
Ольга умерла в 1991 году в возрасте 96 лет. Ее похоронили на русском кладбище в Ново-Дивееве. В 1997 году Борис Эйфман поставил на сцене Александрийского театра балет о Спесивцевой, назвав его «Красная Жизель».