Проклятье короны: что было не так с коронационным нарядом последней российской императрицы
Царь Николая II и Александра Федоровна
Фото
Legion Media

Коронация последнего российского императора Николая II и его супруги состоялась 26 мая 1896 года. Торжество запомнилось в истории не только широким празднеством и крупной трагедией, но и убранством Александры Федоровны. А именно — различными трудностями, которые были связаны с ее нарядом. Рассказываем вам, какие проблемы возникли при создании коронационного одеяния последней российской императрицы.

Из чего состояло платье Александры Федоровны?

Процесс создания платья для коронации Александры Федоровны занял целый год. Переписка «платья» сохранилась до наших дней и была достаточно обширной — множество людей трудились над созданием наряда для императрицы.

Оно состояло из трех частей: лифа с длинными откидными рукавами, юбки с воланом и шлейфа (читайте также: 20 звездных платьев с самыми длинными шлейфами в истории — в них невозможно ходить). Длина платья была около четырех с половиной метра. 

Проклятье короны: что было не так с коронационным нарядом последней российской императрицы
Л. Туксен. «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года»
Фото
Legion Media

Для безукоризненных выходов в свет:

О ткани и вышивке

Для платья была выбрана плотная серебристо-серая грань. По своей структуре материал был гладким, специально для сложной ручной вышивки. Фрейлина императрицы Мария Николаевна Ермолова считалась мастером рукоделия: именно она занималась разработкой декоративного рисунка на платье в русском стиле. Вырисовывала выкройку художница Елена Тайхерт.

Ткань выбирали уже после разработки рисунка для вышивки. Процесс выбора материала занял достаточно много времени — Александра Федоровна просила не очень тяжелый наряд (читайте также: Катастрофа: 30 самых неудобных платьев звезд на красных дорожках — в них невозможно ходить).

Поэтому сначала остановились именно на легкой парче. Однако ткань постоянно мялась и теряла привлекательный внешний вид. Грань подошла идеально — по словам Ермоловой, шлейф императрицы должны были нести несколько человек. 

Проклятье короны: что было не так с коронационным нарядом последней российской императрицы
Константин Маковский. Парадный портрет императрицы Александры Федоровны в коронационном наряде 1896 год
Фото
Legion Media

Процесс создания наряда

Материал для платья доставляли из Москвы в Санкт-Петербург Ольге Бульбенкой. Она была известна как знаменитая рукодельница — ей поручили изготовление наряда для коронации. После кройки платье отправили обратно в Москву, где уже вышивали в Ивановском монастыре. Туда-сюда платье Александры Федоровны пересылали по несколько раз. 

Трудности при пошиве платья 

Здесь были и деформированный от вышивки материал наряда, и пятна из-за шитья машинкой, и пятна на ткани из-за утюга. Вышивка была достаточно тяжелой — более килограмма мелкого жемчуга, серебро и блестки. «В комнате, где будут шить, должен быть совсем чистый воздух. Ни под каким видом не должно быть ни яблок, ни серных спичек. Гладить грань невозможно, на машине шить тоже», — писала Мария Николаевна руководителю всего процесса подготовки к торжеству.

Несмотря на проблемы, возникшие при создании «русского платья» для Александры Федоровны, это был «шедевр рукоделия», — как выразилась сестра императрицы.

Проклятье короны: что было не так с коронационным нарядом последней российской императрицы
Александра Федоровна в коронационном наряде
Фото
Legion Media

Мантия

Для коронации были сшиты всего три мантии. Для Николая II, Александры Федоровны и вдовствующей матери императора Марии Федоровны. Убранства были сшиты из той же грани (гладкой парчи) двух разновидностей — с гербами и без, а подкладка — из белого атласа. Мантии были изготовлены из 2511 горностаев. 

Об аксессуарах императрицы

Из той же серебряной грани, которая использовалась на пошив платья, были изготовлены и туфли для Александры Федоровны. Каблук был небольшим — всего четыре сантиметра. Все, чтобы облегчить большой вес наряда.

Для коронации императрицы были также подготовлены белые ажурные чулки из шелка и платок из батиста с кружевом и вензелем Александры Федоровны. На руках у нее были пара перчаток белого цвета из лайки. Что интересно, надела она всего одну — на левую руку.